СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины 2

Просмотр содержимого документа
«Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины 2»


Урок № 27

Тема урока: «Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II»

Дата проведения: 27.12.21

Класс: 8-А, 8-Б

Предмет: история

Цель урока: Выяснить, какие народы проживали на территории Российской империи во время правления Екатерины 2, характерные черты национальной и религиозной политики в изучаемый период.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: формировать понятийный аппарат, давать определения понятий «дворянство, унификация, толерантность, Новокрещенская контора», уметь выделять главное в тексте.

Метапредметные:

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладевать навыками самоконтроля, развивать навыки владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Уметь аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные : уметь самостоятельно определять цели своего обучения, задачи в учебе и познавательной деятельности, решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и приемы, овладевать навыками самоконтроля, уметь систематизировать разные виды информации.

Познавательные: обосновывать выбор варианта ответа на главный вопрос урока.

Личностные результаты: формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; воспитывать у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, критическое мышление, расширить представления о роли и значении личности в истории, понимание недопустимости дискриминации одного народа другим и т.д.

Основные понятия : Новокрещенская контора, старообрядцы, кубанское казачество, унификация, гетман, черта оседлости.

Оборудование: учебник , презентация

Тип урока: урок открытия нового знания


ХОД УРОКА


I . ОРГМОМЕНТ: проверка готовности к уроку, отсутствующих.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


Тестовое задание 1.

1. Назовите три причины восстания под предводительством Е. Пугачёва.

а) расширение привилегий крестьян
б) написание трактатов в поддержку отмены крепостного права
в) усиление произвола со стороны помещиков
г) расширение прав дворянства распоряжаться своими кре­стьянами
д) развитие рабочего законодательства
е) несправедливая национальная политика

2. Восстание под предводительством Е. Пугачева началось:

а) в 1773 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г.

3. Емельян Пугачев выдавал себя за чудесно спасшегося:

а) царевича Дмитрия б) царя Ивана Антоновича в) царя Петра III

4. Манифест о «крестьянской вольности» был издан Е. Пугачевым:

а) в 1773 г. б) в 1774 г. в) в 1775 г.

5. Яицкое казачество после Пугачевского бунта было переименовано:

а) в терское б) в сибирское в) в уральское

6. Город, который почти шесть месяцев осаждали восставшие, но так и не сумели захватить?

а) Воронеж б) Оренбург в) Астрахань


Тестовое задание 2.

1. Назовите три причины восстания под предводительством Е. Пугачёва

а) завершение промышленного переворота
б) бесправие крепостных
в) расширение вольностей крестьян
г) тяжёлое положение рабочих на мануфактурах
д) увеличение вольнонаёмного труда на мануфактурах
е) отношение к представителям национальных окраин как к людям «второго сорта»

2. Ближайшими сподвижниками Е. Пугачева были:

а) Бибиков, Михельсон, Зарубин

б) Белобородов, Юлаев, Перфильев

в) Михельсон, Кар, Суворов

3. Какую меру наказания определило правительство Екате­рины II для Емельяна Пугачёва?

а) Пугачёв был разжалован в солдаты и отправлен в действующую армию
б) Пугачёв был приговорён к каторге
в) Пугачёв был приговорён к четвертованию и казнён

4. Восстание под предводительством Е. Пугачева было разгромлено:

а) в 1773 г. б) в 1774 г. в) в 1775 г.

5 Салават Юлаев — это

а) сподвижник Емельяна Пугачёва, участник восстания
б) глава правительственного отряда, который боролся с ар­мией Пугачёва
в) визирь Османской империи, который предложил воен­ную помощь Пугачёву
6. Какое название носила станица, в которой родился Емельян Пугачёв?
а) Зимовейская б) Татищева в) Яицкая


Ключ: 1 вариант: 1вге 2а 3в 4б 5в 6б

Ключ: 2 вариант: 1бге 2б 3в 4в 5а 6а

Оценивание: каждый правильный ответ – 1 балл, всего 8 баллов

«5» - 7-8 правильных ответов, «4» -5-6, «3» -3-4 «2» - 2 правильных ответа.


III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 1. Сообщение темы и плана урока

План урока

1. Унификация управления на окраинах империи

2. Ликвидация украинского гетманства

3. Формирование кубанского казачества.

4. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию

5. Религиозная политика


Слайд 2. Целеполагание: самостоятельно сформулируйте цель нашего урока. Помогут вам в этом следующие слова:

Сегодня на уроке я хочу узнать … выяснить… понять…

Ответы учащихся


Слайд 3. Главный вопрос урока:

Учитель: Россия   XVIII в  – это многонациональное и многоконфессиональное государство. Что это значит? Аргументируйте.

 Сегодня мы с вами выясним, что было характерно для  национальной и религиозной политики  Екатерины Великой. С какой позиции мы будем характеризовать нац. И религ. Политику Екатерины?

Ответы учащихся (добра и зла, справедливости и несправедливости, ТОЛЕРАНТНОСТИ; если не помнят- запись в тетрадь значения слова, подведение к проблемному заданию урока : «Можно ли назвать религ. и нац. политику Екатерины 2 толерантной? Соответствующей духу эпохи «просвещенного абсолютизма?»)



1. Унификация управления на окраинах империи

2. Ликвидация украинского гетманства

3. Формирование кубанского казачества.


Мы знаем, что при Екатерине II территория Российской империи увеличилась. Какие территории вошли в состав государства? (Северное Причерноморье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва)

 

 Вспомните, в чём была особенность управления этих земель в эпоху дворцовых переворотов? 

Как жилось крестьянам на этих землях?

(На этих территориях сохранялись некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а на украинских землях- даже элементы автономии: управлялась выборным гетманом, территория делилась на полки и сотни, а в городах еще было распространено Магдебургское право; укр. крестьяне сохраняли право перехода от одного помещика к другому)

Учитель: как вы думаете, устраивало ли такое положение дел Екатерину 2?

(Конечно же нет, еще в начале своего правления унифицировала органы управления и админ.-террит. деление Новгородское земли, Смоленска и Прибалтики.)

 

А теперь прочитайте название п1 (стр32).  Найдите, что означает термин «унификация» и предположите, как могла измениться политика властей на национальных окраинах?


Ответ: Унификация- приведение к единообразной системе или форме; в данном случае- приведение в соответствие с российскими законами органов управления и административно- территориального деления территорий, вошедших в состав Российской империи или пользующихся привилегиями и автономными правами.


Задание: Определите, какие шаги были предприняты Екатериной 2 по унификации российского законодательства и государственного управления на украинских землях?

Ответы учащихся

( Екатерина ликвидировала не только гетманство на Украине, но и казачью вольницу. Вместо запорожских казаков появляются кубанские казаки:

- осень 1764г- отставка К. Разумовского

- учреждение Малороссийской коллегии, должности генерал- губернатора Малороссии- графа П.А. Румянцева

- ликвидация особенностей админ.-террит. деления, городских свобод

-май 1783- указ об окончательном запрете перехода крестьян, таким образом крепостное право было распространено и на укр. земли.

- июнь 1775- Манифест об упразднении Запорожской Сечи; получение укр. казаками земель на Кубани и формирование кубанского казачества.) 


4. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.

Учитель: Мы помним, что Россия было многонациональным государством. Так какую же политику проводила по отношению к своим подданным разных национальностей Екатерина 2?

Что же изменилось в религиозной и национальной политике  России во второй половине 18 века?


Ещё одним аспектом национальной политики Екатерины II является приглашение в Россию иностранных переселенцев. Основной целью при этом было освоение территорий Нижнего Поволжья и Приуралья, а также Новороссии и Северного Кавказа.

С этой целью в 1762—1764 гг. Екатериной были изданы два манифеста: «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» — призывал иностранных подданных переселяться в Россию,а второй- определял перечень льгот и привилегий для переселенцев.

Уже в середине 60-х гг. XVIII в. в Россию прибыло более 30 тыс. переселенцев, которым были предоставлены кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы и налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания. Особенно большим был наплыв немецких колонистов, которые селились преимущественно в Поволжье. Их численность была столь велика, что уже в 1766 г. пришлось временно приостановить приём новых немецких переселенцев до обустройства уже въехавших. Создание колоний на Волге шло по нарастающей: в 1765 г. насчитывалось 12 колоний, в 1766 г. — 21, в 1767 г. — 67. По данным переписи колонистов в 1769 г., в 105 колониях на Волге проживало 6,5 тыс. семей, что составляло 23,2 тыс. человек. В будущем немецкая община стала играть заметную роль в жизни России.

Иностранные колонисты привлекались и для заселения Новороссии.

Первыми колонистами Новороссийского края были сербы. Их переселение началось с указа Елизаветы Петровны от 24 декабря 1751 г. о размещении иностранцев в «Заднепрских местах» и о создании там поселений: Новой Сербии, Славяно-Сербии и др. Здесь жили не только сербы, но и молдаване, хорваты. Новым поселенцам отводились в вечное и потомственное владение удобные земли, назначалось денежное жалованье и предоставлялись права на беспошлинную торговлю.

Екатерина II продолжила практику иностранной колонизации Новороссии. В манифесте 1763 г. она призывала иностранцев селиться здесь главным образом для развития промыслов и торговли.

В 1779 г. были опубликованы «Жалованные грамоты христианам греческого и армянского закона, вышедшим из Крыма в Азовскую губернию на поселение». Согласно им переселенцы (греки и армяне) получали на новом месте земли и дома, а также освобождались на 10 лет от всех государственных податей и повинностей. В свою очередь новопоселенцы должны были открывать фабрики, развивать ремёсла и торговлю.


5. Религиозная политика

Учитель: многообразие народов, проживающих в Российской империи, обусловило и многообразие религиозных конфессий. Наша с вами задача- разобраться, какие конфессии были распространены, выяснить основные аспекты религиозной политики Екатерины. Предлагаю выяснить это, поработав в группах.

Задание: п.5 на стр 34

1 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины среди народов Поволжья, Приуралья, Сибири. Какую функцию в реализации религиозной политики государства выполняла «Новокрещенская контора»?

2 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к раскольникам и старообрядцам.

3 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к католикам, взаимоотношения с орденом иезуитов. Какие цели преследовало правительство, разрешив деятельность ордена иезуитов в России? Были ли они достигнуты?

4 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 по отношению к мусульманскому населению. В чём проявлялась «политика сотрудничества» с мусульманским населением России, провозглашённая Екатериной 2?

5 гр.- Особенности религиозной политики Екатерины 2 в Башкирии и по отношению к иудеям. Каким образом практика введения «черт оседлости» для иудеев характеризует политику Екатерины 2 по отношению к этой группе населения?

Группа1: Екатерина II всегда демонстрировала свою приверженность православию, но и в отношении других религий она проявляла веротерпимость, которая распространялась не только на христиан (русских старообрядцев, католиков, протестантов), но и на представителей других религиозных конфессий (мусульман, иудеев, буддистов).

К началу правления Екатерины были обращены в православие большинство нерусских народов Поволжья и Приуралья (мордва, удмурты, марийцы, чуваши), а также отдельные группы казанских татар. В связи с успешным ходом христианизации в этом регионе в 1764 г. была ликвидирована миссионерская организация Русской православной церкви «Новокрещенская контора».

Распространялось православие и среди народов Сибири. Например, в середине XVIII в. после присоединения к России Забайкалья появились целые селения новокрещёных бурят. Среди определённой части бурят получил распространение буддизм. Этой религии также придерживались калмыки. В конце XVIII в. некоторые из них (главным образом жившие в Придонье) были приписаны к казачьему сословию области Войска Донского и постепенно перешли в православие.

Группа 2: В первые годы царствования Екатерины II прекратились преследования старообрядцев. Императрица поддержала инициативу Петра III о возвращении старообрядцев из-за границы. В 1787 г. раскольникам была предоставлена полная свобода вероисповедания, им разрешалось открывать церкви, соборы, часовни. Был также упразднён двойной подушный оклад и их особые списки. Приверженцев старообрядчества разрешалось избирать на общественные должности. В свою очередь со стороны старообрядцев появились признаки примирения с официальным православием в форме «единоверия». Движение единоверцев получило распространение в 80—90-е гг. XVIII в. в Стародубье, Иргизе, Ингуле.

Группа 3: Свобода вероисповедания была предоставлена и католикам, численность которых в России возросла после присоединения Правобережной Украины и Белоруссии. В 1773 г. была учреждена Белорусская католическая епархия, которая в феврале 1774 г. получила особую «Жалованную грамоту», гарантировавшую всем католическим орденам неприкосновенность и целостность их движимых и недвижимых имуществ.

Российское правительство также разрешило деятельность в Белоруссии ордена иезуитов. Это было связано с его преподавательской и просветительской работой, которая была развёрнута в Полоцке, Орше, Витебске, Могилёве и других городах. Обучение в орденских учебных заведениях было бесплатным, а Полоцкая академия принимала в свои аудитории и православных, в том числе и русских дворян. Кроме того, российское правительство возлагало определённые надежды на то, что иезуиты, недовольные актом папы римского о запрете их ордена, развернут антипапскую пропаганду. Это должно было способствовать ослаблению позиций в западных областях империи Греко-католической (униатской) церкви. Но этого не произошло, и тогда правительство предприняло собственные меры. В 1793 г. Екатерина II заявила о необходимости упразднения унии и предприняла шаги по укреплению авторитета православия на западных территориях.

Группа 4: Толерантная религиозная политика проводилась и по отношению к мусульманскому населению. В 1773 г. после издания указа о веротерпимости было разрешено запрещённое прежде строительство мечетей, при которых создавались медресе. В них, а также в казанской гимназии велось преподавание татарского, арабского, турецкого и других восточных языков и изучение Корана. Татарским мурзам и «чиновным людям» с 1783 г. был разрешён приём на военную службу и присвоение офицерских званий, что давало возможность получить дворянство.

Группа 5: Более сложной была религиозная политика в Башкирии. Активное участие башкир в восстании под предводительством Е. Пугачёва вызвало усиление контроля за башкирскими общинами. В 1782 г. из рук старшин был изъят суд по мелким уголовным и гражданским делам. В 1788 г. в Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием, подведомственное Уфимскому наместничеству, а позднее канцелярии оренбургского губернатора. Светская администрация стала решать вопросы о назначении и на духовные мусульманские должности, а также споры и дела, подлежащие, согласно шариату, разбору в советах мулл и старшин. Она же следила за исполнением башкирами военной повинности (пограничная служба и участие в войнах).

Принцип веротерпимости распространялся и на иудеев. Главная масса еврейского населения, исповедовавшего иудаизм (676 тыс.) жила в тех областях, которые отошли к России в результате разделов Польши в конце XVIII в. Большая часть из них проживала в сельской местности и городах-местечках, занимаясь ремёслами, мелкой торговлей, торгово-посредническими операциями. По указу Екатерины II 1791 г. правительство ограничило территорию проживания еврейского населения «чертой оседлости». В начале XIX в. в Российскую империю вошло ещё несколько тысяч грузинских евреев и почти 7 тыс. горских евреев Восточного Кавказа (татов). В соответствии с екатерининским законодательством еврейскому населению предоставлялось полное право исповедовать свою веру (иудаизм), открывать молельные дома — синагоги и учебные заведения.


Выступление групп. Обсуждение работы групп (ответ на проблемное задание урока: Можно ли назвать религ. и нац. политику Екатерины 2 толерантной? Соответствующей духу эпохи «просвещенного абсолютизма?» )

Религиозная политика Екатерины II характеризовалась постепенным отходом от резкого противопоставления «первенствующей» религии — официального православия другим вероисповеданиям многонациональной России, установлением религиозной толерантности при сохранении определённых политических ограничений для неправославных этнических групп.


IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Вопросы: слайд 18

1. В чём выразилась унификация управления на окраинах империи во второй половине XVIII в?

2. Назовите основные этапы формирования кубанского казачества

3. Каким образом российское правительство привлекало иностранцев для заселения малонаселённых территорий?

4. Каковы были основные направления религиозной политики Екатерины II? В чём она отличалась от политики предшествующего периода?

Ответы учащихся


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


VI. РЕФЛЕКСИЯ.

Вопросы:

1. Что нового и интересного вы узнали на уроке?

2. Как вы оцениваете свою работу и работу одноклассников сегодня?


VII. ОЦЕНИВАНИЕ

Принимают участие в оценивании.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 32- 37, ответить на вопросы на стр. 37 (гр.1- 1,3; гр. 2- 2,4)