Нарушение зрения и его влияние на психофизическое
развитие ребенка.
Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Обусловлено это прежде всего с тем, что, как известно, больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С
самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Родители должны знать, что нарушение зрения или полная его потеря значительно ограничивают возможности познания их ребенком окружающего мира, осложняет его психическое и физическое развитие.
Дошкольники со зрительной патологией имеют различную степень поражения зрения (слепые, слабовидящие, дети с пониженным зрением).*
Слепые дети - дети, у которых полностью отсутствует зрение, т.е.,
оно равно нулю. Познание окружающего мира и ориентировка в пространстве происходит на основе использования ребенком слуха, осязания, двигательной, температурной, обонятельной чувствительности.
Обучение чтению и письму слепых детей осуществляется в школе для детей данной категории на основе использования рельефно-точечного шрифта Брайля (это шрифт, воспринимаемый осязательно кончиками
пальцев).
Слепые дети со светоощущением - те, у которых имеется восприятие света и возможность различать на близком расстоянии очертания крупных предметов. Познание окружающего мира и ориентировка в
пространстве осуществляется так же, как и полностью слепыми детьми, но возможность различать свет и тень и находящиеся в ближайшем окружении предметы позволяет детям лучше ориентироваться в пространстве.
Слепые дети с остаточным зрением - дети, у которых острота зрения на лучше видящем глазу с обычной коррекцией (очками) составляет от светоощущения до 0,04. Даже такое низкое остаточное зрение позволяет
ребенку свободнее ориентироваться в пространстве, облегчает узнавание окружающих предметов на близком расстоянии и наблюдение того,что происходит вокруг него. Но, следует знать, что остаточное зрение недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения действий,требующих активного использования зрения. Кроме того, это зрение весьма неустойчиво и может быть утеряно. В связи с этим дети данной категории должны обучаться чтению и письму как и слепые, по системе Брайля. В результате обучения детей умению пользоваться остаточным зреннем они могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и выполнять некоторые предметно-практические действия под контролем зрения.
Слабовидящие - дети, у которых острота зрения лучше видящего глаза с обычной коррекцией (очками) составляет от 0,05 до 0,4. Восприятие окружающего мира и ориентировка в пространстве детьми этой подкатегории осуществляется на основе использования нарушенного зрения, что приводит к искаженным представлениям об окружающем.
Слабовидящие дети обучаются в школе для слабовидящих. Чтение и письмо осваивают с использованием плоско-печатного шрифта (как и в школах для нормально видящих детей), но по адаптированным учебникам с укрупненным шрифтом. Следует знать, что если у слабовидящего ребенка прогрессирующее зрительное заболевание, которое может привести к полной утрате зрения, его необходимо учить чтению и письму как с использованием обычного плоско-печатного шрифта, так и по системе Брайля.
Дети с пониженным зрением - дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой и имеющие остроту зрения от 0,5 до 0,8 на лучше видящем глазу с коррекцией. Это функциональные нарушения зрения, наиболее распространенными из которых являются косоглазие и амблиопия.
Возникают они, как правило, в возрасте 2-х - 4-х лет и при условии раннего выявления и лечения в большинстве случаев устраняются. Косоглазие - периодическое или постоянное отклонение зрительной линии одного из глаз от общей точки фиксации. Амблиопия - понижение остроты зрения без явных органических изменений в глазу. Следует уточнить, что дети с диагнозами косоглазие и амблиопия в зависимости от остроты зрения относятся либо к подкатегории слабовидящих (при остроте зрения от 0,05 до 0,4), либо к детям с пониженным зрением (при остроте зрения от 0,5 до 0,8). После детского сада, как правило, они поступают в массовые школы.
Родители хотят знать причину зрительного заболевания у своего ребенка. Зрительные заболевания могут быть врожденными (как правило, у ребенка при рождении устанавливают нарушение или отсутствие зрения) и приобретенными (возникающими на разных этапах развития ребенка). Причины их возникновения самые разнообразные. Так, зрительное заболевание может быть наследственного характера, вследствие инфекционного заболевания матери во время беременности, интоксикации матери во время беременности (например, алкогольная, никотиновая, химическая интоксикация), из-за родовой травмы, заболеваний центральной нервной системы, нарушений обменных процессов и др.
Причину зрительного заболевания у вашего ребенка могут установить только врачи.Разные зрительные заболевания в различной степени влияют на зрительные функции. Например, при частичной атрофии дисков зрительных нервов, при осложненной форме миопии - в большей степени страдает точность узнавания объектов; сужение поля зрения (при тяжелых зрительных патологиях) влечет за собой фрагментарность, неполноту зрительного восприятия. Дети с косоглазием и амблиопией вследствие нарушения бинокулярного зрения испытывают значительные трудности при выделении с помощью зрения таких пространственных признаков как форма, величина, объем предметов, их расположение и удаленность в пространстве.
Кроме того, проводимое с детьми данной категории лечение косоглазия и амблиопии (в детском саду или в кабинете охраны зрения) отрицательно влияет на их познавательные и физические возможности.
Например, в лечении амблиопии применяется метод прямой окклюзии Он основан на том, что из акта зрения выключают лучше видящий глаз, что заставляет хуже видящий глаз активно работать. Это способствует повышению остроты зрения этого глаза. Возможности же ребенка свободно передвигаться, ориентироваться в пространстве, качественно выполнять необходимые действия - в период окклюзии резко ограничивается. Родители должны учитывать это в процессе семейного воспитания своего ребенка и предъявления к нему каких-то требований.
Наличие зрительной патологии у ребенка в значительной степени осложняет его ориентировку не только в окружающем пространстве, но и в ситуации, в происходящих рядом с ним событиях. Нарушение зрения не позволяет ребенку наблюдать многие объекты и явления природы и социальной жизни (например, различные виды деятельности людей, их труд), затрудняет познавательную деятельность, формирование реальных представлений об окружающем. В связи с этим имеющиеся у него представления об окружающем нередко обеднены, неадекватны:
Так, значительная часть представлений (например, о временах года, о различных признаках предметов и т.д.) нередко получены ребенком с нарушением зрения не на основе непосредетвенного чувственного восприятия, а из общения с другими детьми и взрослыми, из их рассказов. из просмотра книг, мультфильмов.
Из-за того, что ребенок не имеет, как правило, реальных конкретных представлений об окружающем мире, о различных предметах и явлениях этого мира, он неправильно употребляет многие слова, а его словарный запас беден. В связи с этим содержание отдельных слов и понятий должно раскрываться взрослыми на наглядном материале, в условиях специально организованных практических действий самого ребенка.
Неточность чувственного и практического опыта ребенка с нарушением зрения, неадекватность их представлений отрицательно влияют в свою очередь на развитие произвольного запоминания и логической памяти.
Нарушение зрения тормозит и осложняет не только психическое и интеллектуальное, но и физическое развитие детей. Нередко наблюдается значительное отставание в физическом развитии слепых и слабовидящих детей по сравнению с нормально видящими сверстниками. Нарушения физического развития прослеживаются по всем показателям (рост, вес, состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем и т.д.).
Наибольшие же отставания имеются у детей в овладении основными двигательными умениями и навыками (такими, например, как ходьба, бег, лазание, прыжки, и т.д.), страдают также координация движений и чувство ритма.
Среди детей со зрительной патологией большое количество физически ослабленных, быстро утомляющихся, с неустойчивой нервной системой. Обращается внимание родителей на подверженность детей простудным и инфекционным заболеваниям.
Несомненно, что ребенок с нарушенным зрением нуждается во внимании, эмоциональной поддержке и направляющем воздействии своих родителей в гораздо большей степени, чем нормально развивающийся ребенок. Задача родителей - помочь ребенку стать активным и самостоятельным, овладеть необходимыми для успешной бытовой, учебной и трудовой деятельности знаниями, умениями и навыками. Для того чтобы оказать своему ребенку необходимую ему психологическую и педагогическую помощь, советуем родителям познакомиться с особенностями развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения.
Родители должны знать, какие проблемы в развитии ребенка возникают при патологии зрения и какие условия необходимы для их решения.