\МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
«Таганрогская специальная школа № 1».
| | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКОУ РО Таганрогской школы №1 г. Таганрога «29» августа 2018 г. _______________ Жарова Т. А. |
| | |
Рабочая программа
клуба «Юный пешеход»
для 5 «А» классА
Руководитель: Мальцева Е.А.
2019-2020 учебный год
«Азбука пешехода»
Пояснительная записка по внеурочной деятельности
«Азбука пешехода»
5 «А» класс.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (5 класс).
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
- Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
- Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
- Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты изучения курса “Азбука пешехода”.
Учащиеся должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Учащиеся должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | дата |
1 | Знакомство. Что такое «Азбука пешехода». | 02.09 |
2, | Участники дорожного движения. | 09.09 |
3 | Движение пешеходов и машин. | 16.09 |
4 | Виды пешеходных переходов. | 23.09 |
5 | Где и как правильно переходить дорогу? | 30.09 |
6 | Какой переход самый безопасный? | 07.10 |
7 | Найди пешехода-нарушителя? | 14.10 |
8 | Светофор и его сигналы. | 21.10 |
9 | Три чудесных цвета. | 11.11 |
10 | Виды светофоров. | 18.11 |
11 | Дорожные знаки. | 25.11 |
12 | Закрепление. Игра «Дорожные знаки» | 02.12 |
13 | Сами не видят, а дорогу указывают. | 09.12 |
14 | Безопасные маршруты в школу. | 16.12 |
15 | Путь в школу в городе. | 23.12 |
16 | Путь в школу в сельской местности. | 30.12 |
17 | Виды транспорта. | 13.01 |
18 | Виды наземного транспорта. | 20.01 |
19 | Личный транспорт. | 27.01 |
20 | Специальные машины. | 03.02 |
21 | Машины-помощники. | 10.02 |
22 | Закрепление. Игра «Наши помощники». | 17.02 |
23 | Мы – пассажиры. | 24.02 | |
24 | Поведение детей в автобусе. | 02.03 |
25 | Как поступишь ты, если … | 16.03 |
26 | Безопасные места для детских игр. | 23.03 |
27 | Где можно играть? Где можно играть? | 06.04 |
28 | Где можно кататься и машин не опасаться | 13.04 |
29 | Проект «Я знаю дорожные знаки». | 20.04 |
30 | Викторины «Переходи-ка», «Проверь себя».. | 27.04 |
31 | Викторины «Переходи-ка», «Проверь себя». | 11.05 |
32 | Инструктаж по т/б перед летними школьными каникулами. | 18.05 |
33 | По дороге в парк. Прогулка в парке. Закрепление пройденного материала | 25.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения ГКОУ РО Таганрогской школы №1 От 27. 08. 2019 года № ________ Петрова Е. Г. подпись Ф.И.О. руководителя МО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Криштоп Н. А. подпись 28. 08. 2019 года |