Вербальная и невербальная оценка детей родителями.
Информационный блок. Понятие о “языке принятия” и “языке непринятия” на вербальном и невербальном уровнях.
Составить список “языка принятия” и “языка непринятия”
Примерный перечень проявлений принятия и непринятия ребенка родителями:
“язык принятия”
- оценка поступка, а не личности
- временный язык (Сегодня у тебя не получилось это задание …)
- сравнение с самим собой
- выражение заинтересованности проблемами ребенка
- позитивные телесные контакты
- доброжелательная интонация, эмоциональное присоединение
- контакт глаз
“язык непринятия”
- отказ от объяснений
- негативная оценка личности ребенка
- «постоянный» язык (Ты всегда делаешь неправильно …)
- игнорирование
- указание несоответствия родительским ожиданиям
- оскорбления, угрозы, угрожающая поза
Упражнение “Принятие – непринятие”
Каждая группа отвечает или на “языке принятия” или на “языке непринятия”.
Фразы и поступки ребенка:
“Помоги мне, пожалуйста, с уроками!”
“У меня нет времени на уборку в своей комнате”.
Вы обнаружили замечание учителя в дневнике.
“Можно ко мне придут сегодня друзья?”
“Я получил двойку”.
Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять по улице.
«Похвала»
Участники разбиваются на группы. В группе определяется «Родитель» и «Ребенок». Родитель придумывает ситуацию, которой хотел бы поделиться с родителем, начиная с фразы: «Мама, сегодня я…». Родитель должен начать свою похвалу с фразы «Доченька/Сынок, я всегда знала, что ты у меня…» Одно правило: нельзя говорить слова «Молодец», «Умница», «Хорошо поступаешь» и другие слишком общие комплименты.
«Погружение в детство»
Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное, спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, ногах. Поток времени уносит вас в детство. Вам 5-6 лет. Вы находитесь в детском саду, посмотрите вокруг. Вглядитесь в то, что вас окружает. Рабочий день в саду заканчивается, за детьми приходят родители. Вот ушел мальчик, вот ушла девочка, а за тобой еще не пришли. И вот ты уже один в комнате. И что же ты делаешь? Ты слышишь, как тебя зовут. Пришли за тобой. Кто же это? А сейчас пришло время вернуться обратно и когда вы будете готовы, откройте глаза. Рефлексия по кругу с проговариванием чувств, актуализировавшихся в упражнении.
«Сердце семьи в доме»
Ведущий вывешивает на стенде или доске изображение сердца и сообщает: «Это сердце счастливой семьи. Перечислите, пожалуйста, сокровища счастливой семьи». Участники договариваются и записывают на стикерах, что, по их мнению, необходимо поместить в сердце счастливой семьи. Участники прикрепляют стикеры на «сердце счастливой семьи». Обязательно зачитываются все ответы. Проводится анализ игры.