СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Название игры "Серия игр с элементами моделирования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей. Развитие мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитание интереса к познанию окружающего мира, формирование коммуникативных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Название игры "Серия игр с элементами моделирования"»



«Мы маленькие дети – нам хочется играть!»
(Мотивационные игровые ситуации в образовательном процессе с дошкольниками)

















Название игры

Серия игр с элементами моделирования







Автор-разработчик: Осипова Светлана Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад» Умка»

















Абакан, 2024г.

Пояснительная Записка.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые знания о живой природе, замечать их сходство и различие.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Представленный материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира.

Для реализации этой поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Познавательные:

  • Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Развивающие:

  • Развитие мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к познанию окружающего мира.

  • Формирование коммуникативных навыков.

Базовые средства, которые я использовала в своей работе:

 Беседы, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз),

проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы.

Дидактическая игра была сделана мною для детей средней группы (4-5 лет). В одной игре представлен целый цикл игр, представляющих собой лото с элементами моделирования. Игра сделана ещё несколько лет назад, всё это время активно использовалась мною в работе по ознакомлению детей с природой. Карточки все желательно заламинировать – это продолжит жизнь игре многократно. На базе этих знаний я затем усложнила игру, заменив полностью ее карточками моделями, и жизнь игры перетекла уже в старший дошкольный возраст (5-6 лет), где ребята по схемам и моделям называют строение тела диких и домашних животных, рыб, насекомых знают их способы размножения, питания и среды обитания. Схемы здесь желательно рисовать уже в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.



Название игры: Серия игр с элементами моделирования

Возрастная группа детей: 4-5 лет.

Атрибуты: большие карты – 11 штук, маленькие картинки – 44 штуки, модель – насекомых, модель -рыбы, модель – птицы, модель – звери, модель – млекопитающие, модель – признаки живого мира, рыбы – способ питания, лягушка – способ размножения, маленькие карточки к моделям – 40 штук.



Игра “Кто во что одет”

Цель: Закреплять у детей умения систематизировать животных по покрову тела (чешуя, шерсть, перья). Формирование навыка использования моделей. Правила игры: Детям раздаются большие карты с изображением моделей покрова тела животных (перо, шерсть, чешуя). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты по всей карте, выигрывает







Игра “Кто где живет».

Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания (вода, воздух, земля).

П равила игры: Детям раздаются большие карты с изображением моделей среды обитания (вода, воздух, земля). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты по всей карте, выигрывает.





Игра “Кто как двигается».

Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники).

Правила игры: Детям раздаются большие карты с изображением моделей по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты по всей карте, выигрывает.







Игра “Овощи и фрукты».

Цель: Закреплять умение детей систематизировать овощи и фрукты.

Правила игры: Детям раздаются большие карты с изображением овощей и фруктов. Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением овощей и фруктов. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты по всей карте, выигрывает.



В уголке природы у нас тоже расположены схемы-модели. И ребята по схемам знают, как ухаживать за растениями.



Теперь наша игра усложнилась, и мы с ребятами полностью перешли на модели, о чем я говорила выше. Но для этого необходимо было провести предварительную работу и понять, что обозначает каждая модель. Большие карточки с нарисованными моделями специально вывешиваются на магнитную доску для ознакомления, и ребята их видят каждый день, и в свободное время, что тоже удобно, проработать ту или иную тему для закрепления.







Игра: Мы познаем мир.

Цель: Закрепить знания детей о строении разных классов животного мира, о способах их размножения и питания.

Описание игры:

1 вариант игры: Воспитатель предлагает большие карты с изображением моделей и просит детей выложить по ним модель маленькими карточками.

2 вариант игры: Из большого количества маленьких карточек по устному указанию воспитателя найти и выложить модель данного класса животных. (Правильность сделанного задания можно потом проверить большой картой).




Практическая значимость игры:

Дети учатся сравнению объектов и явлений природы по множеству признаков сходств отличия, развитию представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).

Имеют представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого, последовательности стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.

Обобщение представлений у детей о живой природе (растения, животные, человеком на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут развиваются, размножаются, чувствуют).

Результаты образовательной деятельности:

•Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.

•Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.

•Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.