«Мы маленькие дети – нам хочется играть!»
(Мотивационные игровые ситуации в образовательном процессе с дошкольниками)
Название игры
Серия игр с элементами моделирования
Автор-разработчик: Осипова Светлана Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад» Умка»
Абакан, 2024г.
Пояснительная Записка.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые знания о живой природе, замечать их сходство и различие.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Представленный материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира.
Для реализации этой поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Познавательные:
Развивающие:
Развитие мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитание интереса к познанию окружающего мира.
Формирование коммуникативных навыков.
Базовые средства, которые я использовала в своей работе:
Беседы, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз),
проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы.
Дидактическая игра была сделана мною для детей средней группы (4-5 лет). В одной игре представлен целый цикл игр, представляющих собой лото с элементами моделирования. Игра сделана ещё несколько лет назад, всё это время активно использовалась мною в работе по ознакомлению детей с природой. Карточки все желательно заламинировать – это продолжит жизнь игре многократно. На базе этих знаний я затем усложнила игру, заменив полностью ее карточками моделями, и жизнь игры перетекла уже в старший дошкольный возраст (5-6 лет), где ребята по схемам и моделям называют строение тела диких и домашних животных, рыб, насекомых знают их способы размножения, питания и среды обитания. Схемы здесь желательно рисовать уже в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Название игры: Серия игр с элементами моделирования
Возрастная группа детей: 4-5 лет.
Атрибуты: большие карты – 11 штук, маленькие картинки – 44 штуки, модель – насекомых, модель -рыбы, модель – птицы, модель – звери, модель – млекопитающие, модель – признаки живого мира, рыбы – способ питания, лягушка – способ размножения, маленькие карточки к моделям – 40 штук.
Игра “Кто во что одет”
Цель: Закреплять у детей умения систематизировать животных по покрову тела (чешуя, шерсть, перья). Формирование навыка использования моделей. Правила игры: Детям раздаются большие карты с изображением моделей покрова тела животных (перо, шерсть, чешуя). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты по всей карте, выигрывает
Игра “Кто где живет».
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания (вода, воздух, земля).
П
равила игры: Детям раздаются большие карты с изображением моделей среды обитания (вода, воздух, земля). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты по всей карте, выигрывает.
Игра “Кто как двигается».
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники).
Правила игры: Детям раздаются большие карты с изображением моделей по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты по всей карте, выигрывает.
Игра “Овощи и фрукты».
Цель: Закреплять умение детей систематизировать овощи и фрукты.
Правила игры: Детям раздаются большие карты с изображением овощей и фруктов. Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением овощей и фруктов. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты по всей карте, выигрывает.
В уголке природы у нас тоже расположены схемы-модели. И ребята по схемам знают, как ухаживать за растениями.
Теперь наша игра усложнилась, и мы с ребятами полностью перешли на модели, о чем я говорила выше. Но для этого необходимо было провести предварительную работу и понять, что обозначает каждая модель. Большие карточки с нарисованными моделями специально вывешиваются на магнитную доску для ознакомления, и ребята их видят каждый день, и в свободное время, что тоже удобно, проработать ту или иную тему для закрепления.
Игра: Мы познаем мир.
Цель: Закрепить знания детей о строении разных классов животного мира, о способах их размножения и питания.
Описание игры:
1 вариант игры: Воспитатель предлагает большие карты с изображением моделей и просит детей выложить по ним модель маленькими карточками.
2 вариант игры: Из большого количества маленьких карточек по устному указанию воспитателя найти и выложить модель данного класса животных. (Правильность сделанного задания можно потом проверить большой картой).
Практическая значимость игры:
Дети учатся сравнению объектов и явлений природы по множеству признаков сходств отличия, развитию представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).
Имеют представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого, последовательности стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.
Обобщение представлений у детей о живой природе (растения, животные, человеком на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут развиваются, размножаются, чувствуют).
Результаты образовательной деятельности:
•Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.
•Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
•Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.