СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: "Зима".

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:

- Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические », «Связная речь».

- Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально -коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», .

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»

- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять предложения по картине и с заданным словом;

- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью;

- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

Образовательная область «Физическое развитие»

- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (физкультминутка). Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;

- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Образовательная область «Социально-коммуникативное»

- Воспитание культуры межличностных отношений.

Методы и приемы:

- Наглядный (пособия, картинки);

- Словесный (совместная речевая деятельность);

- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);

- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», активизация прилагательных по теме «Зима»

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, магнитофон, мольберт, столы, модели звуков, карточки с картинками и схемами слогов, предложений, карандаши, ручки, буквы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение слов с заданным звуком, разучивание стихов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки и вместе скажем:

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки, и послушайте загадку.

Назовите:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла...

О чем загадка?

Правильно, зима.

Я предлагаю вам придумаем слова, внутри которых спряталось слово зима (одежда которую носят зимой - зимняя, птицы которые не улетают –зимующие, место, где зимуют - зимовье)

Давайте вспомним, что мы знаем о зиме, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте:

-После какого времени года наступает зима? (После осени).

-Сколько зимних месяцев вы знаете? (3). Назовите их.

- Как вы думаете о каком месяце можно сказать, зиму начинает, год заканчивает? (Декабрь).

-Почему говорят, что январь начинает календарь?

- А какой сейчас месяц зимы? (последний, февраль)

- Какое время года наступит после зимы? (Весна).

- Как светит солнце зимой? (Солнце светит, но не греет)

-Какие природные явления бывают зимой? (Зимой бывают метели и вьюги, дети перечисляют основные природные явления)

- Чем покрыта земля в зимний период? (Кругом лежит снег)

- Как одеваются люди? (Люди одеваются тепло)

- Что происходит с дикими животными зимой? (Ответы детей.)

- А вы любите зиму? Почему? (Дети катаются на коньках, лыжах, санках).

Воспитатель: А еще зимой можно играть во что? Да, в снежки.

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре: Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.

Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.

И. . . . . сломаем! Топчут воображаемый снежок ногами.

А кого можно слепить из снега?

Дети: ( Снеговика)

Ребята, кто это к нам прилетел? (Сорока.) А у сороки для нас письмо, а от кого, отгадайте загадку:

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг.

И растает ...

(снеговик)

Давайте узнаем, что в письме! Письмо от снеговика, просит он у нас помощи. Что с ним случилось? Поможем! Вот картинки тут еще.

Он попал в беду. Надо правильно расположить картинки и рассказать,

что случилось с ним. Серия сюжетных картинок- 4 шт.)

Дети рассказывают по очереди (2 чел.)

Воспитатель: Спасем снеговика, выберем слово из четырех названных, которое спасет его. (Морж, Морс, Мороз, Мимоза). Слово должно спасти снеговика. (МОРОЗ)

Когда лепили снеговика, какой был снег? (липкий)

А еще как можно рассказать о снеге?

Что мы можем сказать про снег, какой он? (Пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый). (Вот первый ком)

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Воспитатель: Ребята посмотрите по лесу кто-то пробежал :

Дидактическое упражнение «Чей след?»

Логопед показывает карточки с изображениями следов животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные.

Воспитатель:

Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

Если прошел волк, мы как можем назвать след? (волчий), если пробежал заяц? (заячий),

след, оставленный лисой? (лисий), у птицы следы (птичьи).

А тут, посмотрите, прошел человек! Чей это след? (человечий)

А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). Почему? (ответы детей) (Вот и второй ком)

Воспитатель: Вот лесные жители и помогут нам восстановить снеговика, если мы с вами правильно выполним все задания.

А кто еще зимует в лесу?

Дети: Птицы.

Как мы их называем? (Зимующие). Как мы помогаем птицам зимой?

Д/И «Какая птица прилетит на кормушку»

Вы сейчас возьмете картинки с птицами и узнаем какая птица прилетит на кормушку. Птицы, не улетающие на юг, как называются? (Зимующие)

(Задания со звуки)

Воспитатель:

В первой кормушке мы будем кормить птиц в названиях, которых-2 1-слога

В третью кормушку мы посадим птиц, в названиях которых

3-слога (ворона, синица, воробей).

Воспитатель: Замечательно, и с этим заданием вы справились. Вот и третий ком у нас появился.

А еще у снеговика есть шапка-ведро, помогут нам собрать снежинки. Надо составить предложение со словом СНЕЖИНКА.

Назовите сколько слов в нашем предложении? Что вы поставили в конце предложения? Какое самое короткое слово в предложении?

Все готово! (появляется снеговик со словами, что ему надо поторопиться в Дедоморозовку)

Но чтоб в пути его опять не постигло несчастье, давайте отправим его на волшебном транспорте, ковре – самолете, который сейчас и соберем. Я буду называть слова, а вы будете определять: если слово начинается с твердого звука, то квадрат заполните синим цветом, если с мягкого звука, то зеленым. (снег, метель, мороз, вьюга, горка, лес, лыжи, фигурист, коньки.)

Молодцы, ковер - самолет готов, снеговик благодарит детей и убегает.

Воспитатель: И нам с вами пора возвращаться в детский сад, закройте глаза. Вот мы и в детском саду.

Итог занятия: Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня (ответы детей)

 

Просмотр содержимого документа
«Непосредственная образовательная деятельность. Тема: "Зима".»

Конспект НОД во 2 «А» классе

ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот»

(для детей с ОНР и ОВЗ )

Теме «Зима»

Дата проведения:13.02.18 г.

Составила: учитель-дефектолог I квалификационной категории

Чаплина Ольга Владимировна



ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:

- Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические », «Связная речь».

- Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально -коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», .

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»

- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять предложения по картине и с заданным словом;

- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью;

- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

Образовательная область «Физическое развитие»

- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (физкультминутка). Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;

- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Образовательная область «Социально-коммуникативное»

- Воспитание культуры межличностных отношений.

Методы и приемы:

- Наглядный (пособия, картинки);

- Словесный (совместная речевая деятельность);

- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);

- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», активизация прилагательных по теме «Зима»

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, магнитофон, мольберт, столы, модели звуков, карточки с картинками и схемами слогов, предложений, карандаши, ручки, буквы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение слов с заданным звуком, разучивание стихов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки и вместе скажем:

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки, и послушайте загадку.

Назовите:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла...

О чем загадка?

Правильно, зима.

Я предлагаю вам придумаем слова, внутри которых спряталось слово зима (одежда которую носят зимой - зимняя, птицы которые не улетают –зимующие, место, где зимуют - зимовье)

Давайте вспомним, что мы знаем о зиме, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте:

-После какого времени года наступает зима? (После осени).

-Сколько зимних месяцев вы знаете? (3). Назовите их.

- Как вы думаете о каком месяце можно сказать, зиму начинает, год заканчивает? (Декабрь).

-Почему говорят, что январь начинает календарь?

- А какой сейчас месяц зимы? (последний, февраль)

- Какое время года наступит после зимы? (Весна).

- Как светит солнце зимой? (Солнце светит, но не греет)

-Какие природные явления бывают зимой? (Зимой бывают метели и вьюги, дети перечисляют основные природные явления)

- Чем покрыта земля в зимний период? (Кругом лежит снег)

- Как одеваются люди? (Люди одеваются тепло)

- Что происходит с дикими животными зимой? (Ответы детей.)

- А вы любите зиму? Почему? (Дети катаются на коньках, лыжах, санках).

Воспитатель: А еще зимой можно играть во что? Да, в снежки.

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре: Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.

Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.

И. . . . . сломаем! Топчут воображаемый снежок ногами.

А кого можно слепить из снега?

Дети: ( Снеговика)

Ребята, кто это к нам прилетел? (Сорока.) А у сороки для нас письмо, а от кого, отгадайте загадку:

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг.

И растает ...

(снеговик)

Давайте узнаем, что в письме! Письмо от снеговика, просит он у нас помощи. Что с ним случилось? Поможем! Вот картинки тут еще.

Он попал в беду. Надо правильно расположить картинки и рассказать,

что случилось с ним. Серия сюжетных картинок- 4 шт.)

Дети рассказывают по очереди (2 чел.)

Воспитатель: Спасем снеговика, выберем слово из четырех названных, которое спасет его. (Морж, Морс, Мороз, Мимоза). Слово должно спасти снеговика. (МОРОЗ)

Когда лепили снеговика, какой был снег? (липкий)

А еще как можно рассказать о снеге?

Что мы можем сказать про снег, какой он? (Пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый). (Вот первый ком)

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Воспитатель: Ребята посмотрите по лесу кто-то пробежал :

Дидактическое упражнение «Чей след?»

Логопед показывает карточки с изображениями следов животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные.

Воспитатель:

Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

Если прошел волк, мы как можем назвать след? (волчий), если пробежал заяц? (заячий),

след, оставленный лисой? (лисий), у птицы следы (птичьи).

А тут, посмотрите, прошел человек! Чей это след? (человечий)

А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). Почему? (ответы детей) (Вот и второй ком)

Воспитатель: Вот лесные жители и помогут нам восстановить снеговика, если мы с вами правильно выполним все задания.

А кто еще зимует в лесу?

Дети: Птицы.

Как мы их называем? (Зимующие). Как мы помогаем птицам зимой?

Д/И «Какая птица прилетит на кормушку»

Вы сейчас возьмете картинки с птицами и узнаем какая птица прилетит на кормушку. Птицы, не улетающие на юг, как называются? (Зимующие)

(Задания со звуки)

Воспитатель:

В первой кормушке мы будем кормить птиц в названиях, которых-2 1-слога

В третью кормушку мы посадим птиц, в названиях которых

3-слога (ворона, синица, воробей).

Воспитатель: Замечательно, и с этим заданием вы справились. Вот и третий ком у нас появился.

А еще у снеговика есть шапка-ведро, помогут нам собрать снежинки. Надо составить предложение со словом СНЕЖИНКА.

Назовите сколько слов в нашем предложении? Что вы поставили в конце предложения? Какое самое короткое слово в предложении?

Все готово! (появляется снеговик со словами, что ему надо поторопиться в Дедоморозовку)

Но чтоб в пути его опять не постигло несчастье, давайте отправим его на волшебном транспорте, ковре – самолете, который сейчас и соберем. Я буду называть слова, а вы будете определять: если слово начинается с твердого звука, то квадрат заполните синим цветом, если с мягкого звука, то зеленым. (снег, метель, мороз, вьюга, горка, лес, лыжи, фигурист, коньки.)

Молодцы, ковер - самолет готов, снеговик благодарит детей и убегает.

Воспитатель: И нам с вами пора возвращаться в детский сад, закройте глаза. Вот мы и в детском саду.

Итог занятия: Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня (ответы детей)