ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:
- Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические », «Связная речь».
- Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально -коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», .
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять предложения по картине и с заданным словом;
- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью;
- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);
- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (физкультминутка). Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное»
- Воспитание культуры межличностных отношений.
Методы и приемы:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», активизация прилагательных по теме «Зима»
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, магнитофон, мольберт, столы, модели звуков, карточки с картинками и схемами слогов, предложений, карандаши, ручки, буквы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение слов с заданным звуком, разучивание стихов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки и вместе скажем:
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки, и послушайте загадку.
Назовите:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...
О чем загадка?
Правильно, зима.
Я предлагаю вам придумаем слова, внутри которых спряталось слово зима (одежда которую носят зимой - зимняя, птицы которые не улетают –зимующие, место, где зимуют - зимовье)
Давайте вспомним, что мы знаем о зиме, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте:
-После какого времени года наступает зима? (После осени).
-Сколько зимних месяцев вы знаете? (3). Назовите их.
- Как вы думаете о каком месяце можно сказать, зиму начинает, год заканчивает? (Декабрь).
-Почему говорят, что январь начинает календарь?
- А какой сейчас месяц зимы? (последний, февраль)
- Какое время года наступит после зимы? (Весна).
- Как светит солнце зимой? (Солнце светит, но не греет)
-Какие природные явления бывают зимой? (Зимой бывают метели и вьюги, дети перечисляют основные природные явления)
- Чем покрыта земля в зимний период? (Кругом лежит снег)
- Как одеваются люди? (Люди одеваются тепло)
- Что происходит с дикими животными зимой? (Ответы детей.)
- А вы любите зиму? Почему? (Дети катаются на коньках, лыжах, санках).
Воспитатель: А еще зимой можно играть во что? Да, в снежки.
3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)
СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре: Загибают пальчики, начиная с большого пальца.
Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладкий гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.
Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.
И. . . . . сломаем! Топчут воображаемый снежок ногами.
А кого можно слепить из снега?
Дети: ( Снеговика)
Ребята, кто это к нам прилетел? (Сорока.) А у сороки для нас письмо, а от кого, отгадайте загадку:
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает ...
(снеговик)
Давайте узнаем, что в письме! Письмо от снеговика, просит он у нас помощи. Что с ним случилось? Поможем! Вот картинки тут еще.
Он попал в беду. Надо правильно расположить картинки и рассказать,
что случилось с ним. Серия сюжетных картинок- 4 шт.)
Дети рассказывают по очереди (2 чел.)
Воспитатель: Спасем снеговика, выберем слово из четырех названных, которое спасет его. (Морж, Морс, Мороз, Мимоза). Слово должно спасти снеговика. (МОРОЗ)
Когда лепили снеговика, какой был снег? (липкий)
А еще как можно рассказать о снеге?
Что мы можем сказать про снег, какой он? (Пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый). (Вот первый ком)
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Воспитатель: Ребята посмотрите по лесу кто-то пробежал :
Дидактическое упражнение «Чей след?»
Логопед показывает карточки с изображениями следов животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные.
Воспитатель:
Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Если прошел волк, мы как можем назвать след? (волчий), если пробежал заяц? (заячий),
след, оставленный лисой? (лисий), у птицы следы (птичьи).
А тут, посмотрите, прошел человек! Чей это след? (человечий)
А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). Почему? (ответы детей) (Вот и второй ком)
Воспитатель: Вот лесные жители и помогут нам восстановить снеговика, если мы с вами правильно выполним все задания.
А кто еще зимует в лесу?
Дети: Птицы.
Как мы их называем? (Зимующие). Как мы помогаем птицам зимой?
Д/И «Какая птица прилетит на кормушку»
Вы сейчас возьмете картинки с птицами и узнаем какая птица прилетит на кормушку. Птицы, не улетающие на юг, как называются? (Зимующие)
(Задания со звуки)
Воспитатель:
В первой кормушке мы будем кормить птиц в названиях, которых-2 1-слога
В третью кормушку мы посадим птиц, в названиях которых
3-слога (ворона, синица, воробей).
Воспитатель: Замечательно, и с этим заданием вы справились. Вот и третий ком у нас появился.
А еще у снеговика есть шапка-ведро, помогут нам собрать снежинки. Надо составить предложение со словом СНЕЖИНКА.
Назовите сколько слов в нашем предложении? Что вы поставили в конце предложения? Какое самое короткое слово в предложении?
Все готово! (появляется снеговик со словами, что ему надо поторопиться в Дедоморозовку)
Но чтоб в пути его опять не постигло несчастье, давайте отправим его на волшебном транспорте, ковре – самолете, который сейчас и соберем. Я буду называть слова, а вы будете определять: если слово начинается с твердого звука, то квадрат заполните синим цветом, если с мягкого звука, то зеленым. (снег, метель, мороз, вьюга, горка, лес, лыжи, фигурист, коньки.)
Молодцы, ковер - самолет готов, снеговик благодарит детей и убегает.
Воспитатель: И нам с вами пора возвращаться в детский сад, закройте глаза. Вот мы и в детском саду.
Итог занятия: Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня (ответы детей)
Просмотр содержимого документа
«Непосредственная образовательная деятельность. Тема: "Зима".»
Конспект НОД во 2 «А» классе
ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот»
(для детей с ОНР и ОВЗ )
Теме «Зима»
Дата проведения:13.02.18 г.
Составила: учитель-дефектолог I квалификационной категории
Чаплина Ольга Владимировна
ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:
- Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические », «Связная речь».
- Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально -коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», .
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять предложения по картине и с заданным словом;
- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью;
- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);
- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (физкультминутка). Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное»
- Воспитание культуры межличностных отношений.
Методы и приемы:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», активизация прилагательных по теме «Зима»
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, магнитофон, мольберт, столы, модели звуков, карточки с картинками и схемами слогов, предложений, карандаши, ручки, буквы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение слов с заданным звуком, разучивание стихов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки и вместе скажем:
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки, и послушайте загадку.
Назовите:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...
О чем загадка?
Правильно, зима.
Я предлагаю вам придумаем слова, внутри которых спряталось слово зима (одежда которую носят зимой - зимняя, птицы которые не улетают –зимующие, место, где зимуют - зимовье)
Давайте вспомним, что мы знаем о зиме, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте:
-После какого времени года наступает зима? (После осени).
-Сколько зимних месяцев вы знаете? (3). Назовите их.
- Как вы думаете о каком месяце можно сказать, зиму начинает, год заканчивает? (Декабрь).
-Почему говорят, что январь начинает календарь?
- А какой сейчас месяц зимы? (последний, февраль)
- Какое время года наступит после зимы? (Весна).
- Как светит солнце зимой? (Солнце светит, но не греет)
-Какие природные явления бывают зимой? (Зимой бывают метели и вьюги, дети перечисляют основные природные явления)
- Чем покрыта земля в зимний период? (Кругом лежит снег)
- Как одеваются люди? (Люди одеваются тепло)
- Что происходит с дикими животными зимой? (Ответы детей.)
- А вы любите зиму? Почему? (Дети катаются на коньках, лыжах, санках).
Воспитатель: А еще зимой можно играть во что? Да, в снежки.
3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)
СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре: Загибают пальчики, начиная с большого пальца.
Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладкий гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.
Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.
И. . . . . сломаем! Топчут воображаемый снежок ногами.
А кого можно слепить из снега?
Дети: ( Снеговика)
Ребята, кто это к нам прилетел? (Сорока.) А у сороки для нас письмо, а от кого, отгадайте загадку:
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает ...
(снеговик)
Давайте узнаем, что в письме! Письмо от снеговика, просит он у нас помощи. Что с ним случилось? Поможем! Вот картинки тут еще.
Он попал в беду. Надо правильно расположить картинки и рассказать,
что случилось с ним. Серия сюжетных картинок- 4 шт.)
Дети рассказывают по очереди (2 чел.)
Воспитатель: Спасем снеговика, выберем слово из четырех названных, которое спасет его. (Морж, Морс, Мороз, Мимоза). Слово должно спасти снеговика. (МОРОЗ)
Когда лепили снеговика, какой был снег? (липкий)
А еще как можно рассказать о снеге?
Что мы можем сказать про снег, какой он? (Пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый). (Вот первый ком)
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Воспитатель: Ребята посмотрите по лесу кто-то пробежал :
Дидактическое упражнение «Чей след?»
Логопед показывает карточки с изображениями следов животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные.
Воспитатель:
Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Если прошел волк, мы как можем назвать след? (волчий), если пробежал заяц? (заячий),
след, оставленный лисой? (лисий), у птицы следы (птичьи).
А тут, посмотрите, прошел человек! Чей это след? (человечий)
А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). Почему? (ответы детей) (Вот и второй ком)
Воспитатель: Вот лесные жители и помогут нам восстановить снеговика, если мы с вами правильно выполним все задания.
А кто еще зимует в лесу?
Дети: Птицы.
Как мы их называем? (Зимующие). Как мы помогаем птицам зимой?
Д/И «Какая птица прилетит на кормушку»
Вы сейчас возьмете картинки с птицами и узнаем какая птица прилетит на кормушку. Птицы, не улетающие на юг, как называются? (Зимующие)
(Задания со звуки)
Воспитатель:
В первой кормушке мы будем кормить птиц в названиях, которых-2 1-слога
В третью кормушку мы посадим птиц, в названиях которых
3-слога (ворона, синица, воробей).
Воспитатель: Замечательно, и с этим заданием вы справились. Вот и третий ком у нас появился.
А еще у снеговика есть шапка-ведро, помогут нам собрать снежинки. Надо составить предложение со словом СНЕЖИНКА.
Назовите сколько слов в нашем предложении? Что вы поставили в конце предложения? Какое самое короткое слово в предложении?
Все готово! (появляется снеговик со словами, что ему надо поторопиться в Дедоморозовку)
Но чтоб в пути его опять не постигло несчастье, давайте отправим его на волшебном транспорте, ковре – самолете, который сейчас и соберем. Я буду называть слова, а вы будете определять: если слово начинается с твердого звука, то квадрат заполните синим цветом, если с мягкого звука, то зеленым. (снег, метель, мороз, вьюга, горка, лес, лыжи, фигурист, коньки.)
Молодцы, ковер - самолет готов, снеговик благодарит детей и убегает.
Воспитатель: И нам с вами пора возвращаться в детский сад, закройте глаза. Вот мы и в детском саду.
Итог занятия: Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня (ответы детей)