СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необыкновенная физика (игра для 7 кл)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Необыкновенная физика (игра для 7 кл)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»





Конкурс «# ПРОнас»





Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск





Методическая разработка мероприятия по физике

для обучающихся 7 – х классов

" Необыкновенная физика обыкновенных явлений".



Направление: «Уроки от Росатома. Естественнонаучные

(физика, химия, билогия и т.д.)»



Выполнили: ученики МАОУ «СОШ №1»

Иминов Семен Дмитриевич

Милиш Илона Сергеевна

Рыжов Егор Евгеньевич

Намсараев Михаил Евгеньевич

Патрушев Вячеслав Борисович

Руководитель проекта:

Татьяна Александровна Ярославцева

учитель физики МАОУ «СОШ №1»




г.Краснокаменск, 2024


Содержание:


  1. Актуальность

  2. Цели и задачи

  3. Планируемые результаты

  4. Сценарий мероприятия

  5. Выводы

  6. Литература

Актуальность.


Многие считают, что физика – это бесполезный и ненужный предмет. Но ведь на самом деле она встречается везде, даже в живых организмах происходят разные физико-химические явления.

Говоря о роли физики, выделим три основных момента. Во-первых, физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире. Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса. В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей.

Любовь к наукам, в данном случае к физике, нужно прививать с младшего возраста. Поэтому в качестве участников мероприятия мы выбрали самых младших школьников, которые уже начали изучать этот предмет (7 класс). Исходя из этого, все задания подбирались с учетом пройденного на момент проведения материала по предмету. На момент проведения мероприятия дети почти прошли весь курс физики за 7 класс.


Цели мероприятия:

• развивать познавательный интерес, интерес к физике;

• развивать грамотную речь с использованием физических терминов;

• развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в новой ситуации;

• повторить известные и сообщить новые сведения из истории физики;

• формирование дружеских, товарищеских отношений, умение работать группой. Задачи:

развивающая:

умение видеть мир в многообразии;

умение находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях;

знакомство студентов с важнейшими методами применения физических знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;

обучающая:

умение решать качественные задачи по различным разделам физики;

коммуникативная:

обучение детей работать во взаимодействии с другими студентами;

воспитательная:

развитие познавательного интереса к физике

Межпредметные связи: математика, химия, биология, астрономия, история.

Формы организации работы: комбинированная форма работы.

Технические средства обучения: Персональный компьютер, проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение: OC Windows; MS Office.

Дидактический материал: презентация, карточки с заданиями, графические изображения.

Планируемые результаты


Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому и способам решения новой задачи;

  • формирование умения работать в команде;

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

  • формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Метапредметные:

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • •формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • формирование умения строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


Сценарий мероприятия

Слайд 1.

Ход внеклассного мероприятия " Необыкновенная физика обыкновенных явлений".
Преподаватель:
Здравствуйте, дорогие гости и участники мероприятия! Сегодня мы приветствуем
одну из самых древних наук о природе - физику! Эта наука не только создана великими учеными, но и воспета великими писателями. Именно их произведения напоминают нам о загадках физических явлений, поведут нас по дорогам увлекательных открытий, ведущих к знаниям.
Физика занимает особое место среди школьных предметов. Физика создаёт представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности с, их мировоззрение.
Физика - наука о природе. Физика - наука экспериментальная. Физика-это фундаментальные исследования. Но в изучение физики, как и в спорте, часто важно участие, а не результат.

Сегодня мы будем говорить о физических явлениях, явлениях природы. Сегодня каждый из вас может проверить свое внимание, память, умение логически мыслить. Хотелось, чтобы после сегодняшней встречи, вы иначе посмотрели на физику,
почувствовали ее красоту и более глубоко осознали необходимость ее изучения.
В сегодняшней нашей игре " Необыкновенная физика обыкновенных явлений" мы приветствуем команды-участницы. Они собрались здесь для того, чтобы выяснить, кто же из них самый внимательный, смекалистый, веселый. Ну, а чтобы их правильно рассудить, в нашей игре принимает участие многоуважаемое жюри в составе…

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


____________________________________________ (представление членов жюри).

(Представление помощников) _________________________________________________________________________
Итак, мы начинаем!
Да, физиков иногда называют чудаками. Может быть, немного и чудаки, но они
возрождают то, что потеряно в лабиринте истории, дают жизнь произведениям ума и
рук человеческих, раскрывают запутанные тайны Вселенной! Как и Вселенная, физика – безграничная наука и поиск в ней продолжается! Да и не только великие могут делать открытия, а те, кто верят в чудо, те, которые не устают наблюдать и удивляться, думать, творить, экспериментировать и просто работать, мечтая этот мир сделать лучше и добрее! А теперь давайте знакомиться с нашими командами!


Команда 1 ___________________ (название) Капитан команды___________________

Команда 2 ___________________ (название) Капитан команды___________________



Студент1____________________:
Где физика сокрыта,
В законах или в схемах,
В учебниках, в приборах,
В космических проблемах?
А может, в установках,
Что стоят миллионы,
Где физики пытаются
Опровергать законы?


Студент2____________________:
Эйнштейн язык покажет,
И станет ясно вроде,
Что физика - наука,
Живёт в самой природе!
Ах, эта физика,
берёт меня за самое живое:
Она и манит и зовет,
и не дает душе покоя!


Студент1____________________:
Пусть мне твердят, что есть предметы лучше,
Поинтересней, проще, может быть,
Но я судьбу благодарю за случай,
Что физику помог мне полюбить!
Приятней всех сонетов у Шекспира
Мне формул вязь, законов круговерть,
зачем нужна на свете божья лира?
Да чтобы физику воспеть!

Слайд 2.

Конкурс "Разминка"

Студент2____________________:

На доске написаны названия некоторых физических приборов:

1. Термометр

2. Мензурка

3. Весы

4. Динамометр

5. Секундомер

6. Спидометр

7. Линейка



Студент2____________________:

Сейчас я буду читать, что нужно измерить, а вы должны поднять карточку с номером, соответствующим номеру нужного прибора. Кто правильно поднимет карточку, тот получает 1балл. Необходимо поднять карточку с номером ответа.

  • Прибор для измерения температуры

  • Прибор для определения времени

  • Прибор для измерения скорости

  • Прибор для измерения силы

  • Прибор для измерения объема жидкости

  • Прибор для измерения расстояния

  • Прибор для измерения массы тела

Слайд 3.

Конкурс: Отгадай загадку

Студент1____________________:

Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились

(Весы)

Слайд 4.

Я под мышкою сижу

И, что делать, укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать

(термометр)

Слайд 5.

Идут, идут, а с места не сойдут

(часы)

Слайд 6.

Ты кричал – оно молчало,

Ты молчал – оно кричало

(эхо)

Слайд 7.

Всем поведает, хоть и без языка,

Когда будет ясно, а когда – облака

(барометр)

Слайд 8.

Летит птица орёл, несёт в зубах огонь,

Стрелы пускает, никто её не поймает

(молния)

Слайд 9.

Не смотрел в окошко –

Был один Антошка,

Посмотрел в окошка –

Там второй Антошка!

(зеркало)

Слайд 10.

"Физический биатлон"

Студент2____________________:

Вызываются по пять членов команды, выстраиваются в одну шеренгу.

По очереди называют физические термины. При отсутствии ответа участник выбывает. Оставшийся последним приносит победу команде



Слайд 11.

Преподаватель:

Экспериментальное задание 1

Опыт с заданием: На листке бумаги стоят предметы.

Задание: Необходимо вытащить этот лист, не прикасаясь к предметам

Ответ: /резко выдернуть лист бумаги/



Слайд 12.

Студент1____________________:

Конкурс: "Физики и лирики"

Задание: из букв словосочетания "ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ" необходимо составить слова. За каждое правильное слово 1 балл, если же составленное слово имеет отношение к физике, то получите 2 балла.



Преподаватель:

Конкурс болельщиков

А тем временем, болельщики имеют возможность помочь любой из команд Нужно ответить на вопросы, а дополнительные баллы отдать любой из команд. Веселые загадки составлены известным детским поэтом и писателем Григорием Остером.

Слайд 13.

В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?

Ответ: Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.

Слайд 14.

В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, а во втором прыгают, как блохи. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку?

Ответ: Вторым. Он горячий. Только смотри, не прожги рукава

Слайд 15.

Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?

Ответ: Верна. Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.

Слайд 16.

Что мешает семикласснику Пете, пойманному директором школы, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

Ответ: Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику – скрыться от директора.

Слайд 17.

Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?

Ответ: Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.

Слайд 18.

Студент2____________________:

Если схватить Петю и резко встряхнуть — из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сто сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?

Ответ: Инерция — вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов встряхнутого Пети.

Слайд 19.

Конкурс капитанов

Студент1____________________:

Капитану достается карточка, где написано слово – физический термин.

Он произносит пять слов, подсказывающих ответ, но не само слово.

Члены команды молча записывают версии. За каждый правильный ответ – 1 балл.


Термины: диффузия, инерция, гравитация


Слайд 20

Преподаватель:

Экспериментальное задание 2


На столе на расстоянии поместить два стакана, накрыть тетрадным листом.

Задание: Необходимо поставить третий стакан сверху на листок.


Ответ: / из бумаги сделать гофру/


Слайд 21.

Конкурс Всезнайка

Студент2____________________:

За 1 мин необходимо ответить на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (Записывают на листе – один от команды

Слайд 22.

Вопросы для первой команды.

  • 1. Прибор для измерения массы

  • 2. Основная единицы массы

  • 3. Атмосферное явление с громом и молнией

  • 4. Конец магнита

  • 5. Величина, измеряемая термометром

  • 6. Летательный аппарат, доставляющая грузы в космос

  • 7. Заход солнца

  • 8. Вода в газообразном состоянии

  • 9. Тысяча килограммов  

  • 10. Единица силы 

  • 11. Весь окружающий нас мир

  • 12. Единица площади

  • 13. Сколько месяцев в году

  • 14. Слово физика означает …..

  • 15. Тело, способное притягивать к себе другие металлические тела

  • 16. 60 минут /час/

  • 17. Величина, измеряемая в литрах

  • 18. Причина изменения скорости

  • 19. Величина, измеряемая в центнерах

  • 20. Автор учебника, по которому вы изучаете физику

Слайд 23.

Вопросы для второй команды

  • 1. Прибор для измерения длины

  • 2. Основная единица измерения времени

  • 3. Явление превращения твердой воды в жидкое

  • 4. Основная деталь динамометра

  • 5. Величина, измеряемая спидометром

  • 6. Начало взлёта ракеты

  • 7. Конец ночи, начало утра

  • 8. Вода в твердом состоянии

  • 9. 60 минут

  • 10. Единица давления

  • 11. Явление отсутствия веса

  • 12. Единица скорости

  • 13. Число дней в неделе

  • 14. Изменение формы или размеров тела

  • 15. Расстояние между двумя ближайшими штрихами шкалы

  • 16. 1кН

  • 17. Величина, измеряемая в аршинах

  • 18. Столкновение двух предметов

  • 19. Стержень с намотанной проволокой

  • 20. Автор сборника задач, решаемых в 7 классе

Слайд 24.

Преподаватель:

Экспериментальное задание 2

Опыт с заданием: Какая из команд сможет проткнуть шарик, не лопнув его.

Ответ (проткнуть шарик, не лопнув его, можно у горловины шарика, т.к резина там сжата)

Слайд 25.

Преподаватель:

Пока члены жюри подводят итоги где-то в мире

Одинокий физик, почесав темя,

Измеряет длину, массу и время.

Парочка физиков мечтает вдвоем

Измерять температуру, плотность, объем.

Трое физиков, построившись в ряд,

Меряют энергию, скорость, заряд.

Четыре физика в хорошем настроении

Измеряют давление, а в плохом — ускорение.

Пять физиков выбегают на площадь,

Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.

Шесть физиков приходят к седьмому на именины,

Измеряют какие-нибудь другие физические величины.


Подведение итогов

Слайд 26. Спасибо за внимание!

Выводы

В ходе мероприятия все поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены. Игра прошла в позитивной атмосфере. Все участники остались довольны.

В ходе мероприятия было видно, что обучающимся интересна физика. Мы думаем, что нам действительно удалось воплотить задуманное в реальность. Мы достигли, заданных в начале целей и выполнили все, постановленные перед нами задачи.



Литература

. 1. Я. И. Перельман «Занимательная физика», М: Полиграфиздат, 2012г.

2. Е.А. Демченко физика 7-11 классы.

3. В.П. Синичкин, О.П. Синичкина «Внеклассная работа по физике», С: ОАО «Издательство Лицей» 2002г.

4. Н.А. Янушевская «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 10-11 классы», издательство «Панорама», ООО «Глобус», 2009г.

5. Нестандартные уроки физики. Боброва С.В.

6. П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.

7. Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы. Москва "Вако"2006

8. Кл.Э. Суорц Необыкновенная физика обыкновенных явлений М.: Наука. Гл. ред. физ - мат. лит., 1986.— 400 с.