Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Конкурс «# ПРОнас»
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
Методическая разработка мероприятия по физике
для обучающихся 7 – х классов
" Необыкновенная физика обыкновенных явлений".
Направление: «Уроки от Росатома. Естественнонаучные
(физика, химия, билогия и т.д.)»
Выполнили: ученики МАОУ «СОШ №1»
Иминов Семен Дмитриевич
Милиш Илона Сергеевна
Рыжов Егор Евгеньевич
Намсараев Михаил Евгеньевич
Патрушев Вячеслав Борисович
Руководитель проекта:
Татьяна Александровна Ярославцева
учитель физики МАОУ «СОШ №1»
г.Краснокаменск, 2024
Содержание:
Актуальность
Цели и задачи
Планируемые результаты
Сценарий мероприятия
Выводы
Литература
Актуальность.
Многие считают, что физика – это бесполезный и ненужный предмет. Но ведь на самом деле она встречается везде, даже в живых организмах происходят разные физико-химические явления.
Говоря о роли физики, выделим три основных момента. Во-первых, физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире. Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса. В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей.
Любовь к наукам, в данном случае к физике, нужно прививать с младшего возраста. Поэтому в качестве участников мероприятия мы выбрали самых младших школьников, которые уже начали изучать этот предмет (7 класс). Исходя из этого, все задания подбирались с учетом пройденного на момент проведения материала по предмету. На момент проведения мероприятия дети почти прошли весь курс физики за 7 класс.
Цели мероприятия:
• развивать познавательный интерес, интерес к физике;
• развивать грамотную речь с использованием физических терминов;
• развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в новой ситуации;
• повторить известные и сообщить новые сведения из истории физики;
• формирование дружеских, товарищеских отношений, умение работать группой. Задачи:
развивающая:
умение видеть мир в многообразии;
умение находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях;
знакомство студентов с важнейшими методами применения физических знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
обучающая:
умение решать качественные задачи по различным разделам физики;
коммуникативная:
обучение детей работать во взаимодействии с другими студентами;
воспитательная:
развитие познавательного интереса к физике
Межпредметные связи: математика, химия, биология, астрономия, история.
Формы организации работы: комбинированная форма работы.
Технические средства обучения: Персональный компьютер, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: OC Windows; MS Office.
Дидактический материал: презентация, карточки с заданиями, графические изображения.
Планируемые результаты
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому и способам решения новой задачи;
формирование умения работать в команде;
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные:
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
•формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
формирование умения строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Сценарий мероприятия
Слайд 1.
Ход внеклассного мероприятия " Необыкновенная физика обыкновенных явлений".
Преподаватель:
Здравствуйте, дорогие гости и участники мероприятия! Сегодня мы приветствуем
одну из самых древних наук о природе - физику! Эта наука не только создана великими учеными, но и воспета великими писателями. Именно их произведения напоминают нам о загадках физических явлений, поведут нас по дорогам увлекательных открытий, ведущих к знаниям.
Физика занимает особое место среди школьных предметов. Физика создаёт представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности с, их мировоззрение.
Физика - наука о природе. Физика - наука экспериментальная. Физика-это фундаментальные исследования. Но в изучение физики, как и в спорте, часто важно участие, а не результат.
Сегодня мы будем говорить о физических явлениях, явлениях природы. Сегодня каждый из вас может проверить свое внимание, память, умение логически мыслить. Хотелось, чтобы после сегодняшней встречи, вы иначе посмотрели на физику,
почувствовали ее красоту и более глубоко осознали необходимость ее изучения.
В сегодняшней нашей игре " Необыкновенная физика обыкновенных явлений" мы приветствуем команды-участницы. Они собрались здесь для того, чтобы выяснить, кто же из них самый внимательный, смекалистый, веселый. Ну, а чтобы их правильно рассудить, в нашей игре принимает участие многоуважаемое жюри в составе…
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________ (представление членов жюри).
(Представление помощников) _________________________________________________________________________
Итак, мы начинаем!
Да, физиков иногда называют чудаками. Может быть, немного и чудаки, но они
возрождают то, что потеряно в лабиринте истории, дают жизнь произведениям ума и
рук человеческих, раскрывают запутанные тайны Вселенной! Как и Вселенная, физика – безграничная наука и поиск в ней продолжается! Да и не только великие могут делать открытия, а те, кто верят в чудо, те, которые не устают наблюдать и удивляться, думать, творить, экспериментировать и просто работать, мечтая этот мир сделать лучше и добрее! А теперь давайте знакомиться с нашими командами!
Команда 1 ___________________ (название) Капитан команды___________________
Команда 2 ___________________ (название) Капитан команды___________________
Студент1____________________:
Где физика сокрыта,
В законах или в схемах,
В учебниках, в приборах,
В космических проблемах?
А может, в установках,
Что стоят миллионы,
Где физики пытаются
Опровергать законы?
Студент2____________________:
Эйнштейн язык покажет,
И станет ясно вроде,
Что физика - наука,
Живёт в самой природе!
Ах, эта физика,
берёт меня за самое живое:
Она и манит и зовет,
и не дает душе покоя!
Студент1____________________:
Пусть мне твердят, что есть предметы лучше,
Поинтересней, проще, может быть,
Но я судьбу благодарю за случай,
Что физику помог мне полюбить!
Приятней всех сонетов у Шекспира
Мне формул вязь, законов круговерть,
зачем нужна на свете божья лира?
Да чтобы физику воспеть!
Слайд 2.
Конкурс "Разминка"
Студент2____________________:
На доске написаны названия некоторых физических приборов:
1. Термометр
2. Мензурка
3. Весы
4. Динамометр
5. Секундомер
6. Спидометр
7. Линейка
Студент2____________________:
Сейчас я буду читать, что нужно измерить, а вы должны поднять карточку с номером, соответствующим номеру нужного прибора. Кто правильно поднимет карточку, тот получает 1балл. Необходимо поднять карточку с номером ответа.
Прибор для измерения температуры
Прибор для определения времени
Прибор для измерения скорости
Прибор для измерения силы
Прибор для измерения объема жидкости
Прибор для измерения расстояния
Прибор для измерения массы тела
Слайд 3.
Конкурс: Отгадай загадку
Студент1____________________:
Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились
(Весы)
Слайд 4.
Я под мышкою сижу
И, что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать
(термометр)
Слайд 5.
Идут, идут, а с места не сойдут
(часы)
Слайд 6.
Ты кричал – оно молчало,
Ты молчал – оно кричало
(эхо)
Слайд 7.
Всем поведает, хоть и без языка,
Когда будет ясно, а когда – облака
(барометр)
Слайд 8.
Летит птица орёл, несёт в зубах огонь,
Стрелы пускает, никто её не поймает
(молния)
Слайд 9.
Не смотрел в окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошка –
Там второй Антошка!
(зеркало)
Слайд 10.
"Физический биатлон"
Студент2____________________:
Вызываются по пять членов команды, выстраиваются в одну шеренгу.
По очереди называют физические термины. При отсутствии ответа участник выбывает. Оставшийся последним приносит победу команде
Слайд 11.
Преподаватель:
Экспериментальное задание 1
Опыт с заданием: На листке бумаги стоят предметы.
Задание: Необходимо вытащить этот лист, не прикасаясь к предметам
Ответ: /резко выдернуть лист бумаги/
Слайд 12.
Студент1____________________:
Конкурс: "Физики и лирики"
Задание: из букв словосочетания "ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ" необходимо составить слова. За каждое правильное слово 1 балл, если же составленное слово имеет отношение к физике, то получите 2 балла.
Преподаватель:
Конкурс болельщиков
А тем временем, болельщики имеют возможность помочь любой из команд Нужно ответить на вопросы, а дополнительные баллы отдать любой из команд. Веселые загадки составлены известным детским поэтом и писателем Григорием Остером.
Слайд 13.
В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?
Ответ: Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.
Слайд 14.
В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, а во втором прыгают, как блохи. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку?
Ответ: Вторым. Он горячий. Только смотри, не прожги рукава
Слайд 15.
Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?
Ответ: Верна. Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.
Слайд 16.
Что мешает семикласснику Пете, пойманному директором школы, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
Ответ: Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику – скрыться от директора.
Слайд 17.
Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
Ответ: Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
Слайд 18.
Студент2____________________:
Если схватить Петю и резко встряхнуть — из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сто сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?
Ответ: Инерция — вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов встряхнутого Пети.
Слайд 19.
Конкурс капитанов
Студент1____________________:
Капитану достается карточка, где написано слово – физический термин.
Он произносит пять слов, подсказывающих ответ, но не само слово.
Члены команды молча записывают версии. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Термины: диффузия, инерция, гравитация
Слайд 20
Преподаватель:
Экспериментальное задание 2
На столе на расстоянии поместить два стакана, накрыть тетрадным листом.
Задание: Необходимо поставить третий стакан сверху на листок.
Ответ: / из бумаги сделать гофру/
Слайд 21.
Конкурс Всезнайка
Студент2____________________:
За 1 мин необходимо ответить на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (Записывают на листе – один от команды
Слайд 22.
Вопросы для первой команды.
1. Прибор для измерения массы
2. Основная единицы массы
3. Атмосферное явление с громом и молнией
4. Конец магнита
5. Величина, измеряемая термометром
6. Летательный аппарат, доставляющая грузы в космос
7. Заход солнца
8. Вода в газообразном состоянии
9. Тысяча килограммов
10. Единица силы
11. Весь окружающий нас мир
12. Единица площади
13. Сколько месяцев в году
14. Слово физика означает …..
15. Тело, способное притягивать к себе другие металлические тела
16. 60 минут /час/
17. Величина, измеряемая в литрах
18. Причина изменения скорости
19. Величина, измеряемая в центнерах
20. Автор учебника, по которому вы изучаете физику
Слайд 23.
Вопросы для второй команды
1. Прибор для измерения длины
2. Основная единица измерения времени
3. Явление превращения твердой воды в жидкое
4. Основная деталь динамометра
5. Величина, измеряемая спидометром
6. Начало взлёта ракеты
7. Конец ночи, начало утра
8. Вода в твердом состоянии
9. 60 минут
10. Единица давления
11. Явление отсутствия веса
12. Единица скорости
13. Число дней в неделе
14. Изменение формы или размеров тела
15. Расстояние между двумя ближайшими штрихами шкалы
16. 1кН
17. Величина, измеряемая в аршинах
18. Столкновение двух предметов
19. Стержень с намотанной проволокой
20. Автор сборника задач, решаемых в 7 классе
Слайд 24.
Преподаватель:
Экспериментальное задание 2
Опыт с заданием: Какая из команд сможет проткнуть шарик, не лопнув его.
Ответ (проткнуть шарик, не лопнув его, можно у горловины шарика, т.к резина там сжата)
Слайд 25.
Преподаватель:
Пока члены жюри подводят итоги где-то в мире
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоем
Измерять температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом — ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
Подведение итогов
Слайд 26. Спасибо за внимание!
Выводы
В ходе мероприятия все поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены. Игра прошла в позитивной атмосфере. Все участники остались довольны.
В ходе мероприятия было видно, что обучающимся интересна физика. Мы думаем, что нам действительно удалось воплотить задуманное в реальность. Мы достигли, заданных в начале целей и выполнили все, постановленные перед нами задачи.
Литература
. 1. Я. И. Перельман «Занимательная физика», М: Полиграфиздат, 2012г.
2. Е.А. Демченко физика 7-11 классы.
3. В.П. Синичкин, О.П. Синичкина «Внеклассная работа по физике», С: ОАО «Издательство Лицей» 2002г.
4. Н.А. Янушевская «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 10-11 классы», издательство «Панорама», ООО «Глобус», 2009г.
5. Нестандартные уроки физики. Боброва С.В.
6. П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.
7. Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы. Москва "Вако"2006
8. Кл.Э. Суорц Необыкновенная физика обыкновенных явлений М.: Наука. Гл. ред. физ - мат. лит., 1986.— 400 с.