СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проверить знания и навыки учащихся; обобщить изученный материал.

Оборудование: презентация, портреты писателей, иллюстрации.

 

Ход урока

Ценность человека – в богатстве его духовного мира. А внутренний мир формируется при непосредственном участии литературы.

Добрый день, дорогие друзья! В этом зале сегодня собрались друзья и поклонники Ее Величества Литературы. В Её честь здесь пройдет турнир Любопытных и Неленивых, Умных и Знающих.  Пусть радость встречи с Великой литературой надолго запомнится Вам! Пусть сегодняшний день принесет новые победы, открытия, а с ними и новые знания. Пусть будут победители, а побежденных не будет, ведь сегодня праздник Литературы, праздник Книги и Знаний.

  1. «Кто есть кто?».

(На слайдах демонстрируются портреты писателей. Нужно назвать их имена.)

Писатель или поэт

+ или -

Ф.М.Достоевский

 

 

Л.Н.Толстой

 

 

Эрнест Хемингуэй

 

 

Анна Ахматова

 

 

Михаил Булгаков

 

 

Франц Кафка

 

 

Оноре де Бальзак

 

 

Шарль Бодлер

 

 

Александр Блок

 

 

2. «Кто что написал?»

Автор

Произведение

Оноре Бальзак

«Реквием»

Л.Н.Толстой

«Россия»

Фредерик Стендаль

«Цветы зла»

Ф.М.Достоевский

«Мастер и Маргарита»

Шарль Бодлер

«Война и мир»

Франц Кафка

«Красное и чёрное»

Александр Блок

«Преступление и наказание»

Анна Ахматова

«Превращение»

Михаил Булгаков

«Гобсек»

3. Конкурс капитанов.

(Каждый капитан отвечает на 5 вопросов. Побеждает тот, кто даст наибольшее количество правильных ответов.)

  • Грета - героиня новеллы …
  • Верлибр – это…
  • Что, с точки зрения Гобсека  - героя произведения Бальзака, является лучшим учебником жизни?
  • Что означает фамилия Раскольников ?
  • События, связанные со сталинскими репрессиями, отображены в …

                                    ***

  • Имя этого героя означает «живоглот».
  • Притча – это …
  • Произведение, в котором показан конфликт героя со своим временем, обществом, конфликт исторических эпох …
  • Соня Мармеладова - героиня романа…
  • Из скольких частей состоит роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?

4. «Кто я?».

(Команды слушают отрывок из произведения с описанием героя. Необходимо отгадать, кто герой, из какого произведения. Количество баллов зависит от количества правильных ответов. Подсказки снимают по 1 баллу.)

А.  Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу…

   Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать.

   Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать.

Б.  Лицо этого человека можно назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы.

   Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света.

  Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах.

В. Это был невысокий юноша, лет восемнадцати или девятнадцати, довольно хрупкий на вид, с неправильными, но тонкими чертами лица и точеным, с горбинкой носом. Темно-каштановые волосы росли так низко, что почти закрывали лоб. Стройный и гибкий стан юноши говорил скорее о ловкости, чем о силе.

   С самых ранних лет его необыкновенно задумчивый вид и чрезвычайная бледность наводили отца на мысль, что сын его не жилец на белом свете, а если и выживет, то будет только обузой для семьи.

   Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городской площади он неизменно оказывался в числе побитых.

Г.  Ясные голубые глаза, золотистые кудри, изящный рисунок алого рта. Этот юноша в самом деле был удивительно красив, и что-то в его лице сразу внушало доверие. В нем чувствовалась искренность и чистота юности, ее целомудренная пылкость.

   Наступит день, когда его лицо поблекнет и сморщится, глаза потускнеют, выцветут, стройный стан согнется, станет безобразным. Годы унесут с собой алость губ и золото волос. Жизнь, формируя его душу, будет разрушать его тело.

  Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод.

Д.  Какую я выбрал хлопотную профессию! Изо дня в день в разъездах. Деловых волнений куда больше, чем на месте, а кроме того, изволь мириться с плохим, нерегулярным питанием. Черт бы побрал все это!

   От этого раннего вставания можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться.

   Лежа на твёрдой спине, он видел свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло.

            1.  Гобсек                                Б   

            2. Дориан Грей                      Г

            3. Родион Раскольников     А       

            4. Жюльен Сорель                В

            5. Грегор Замза                     Д

 

5. «Поэтический рядок».

(Команды должны вспомнить и дописать поэтический рядок. Назвать автора стихотворения.)

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом! ...

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой. (К. Симонов)

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым. (С. Есенин)

Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.

Он носом тянется туда,

Куда душою не дорос. (О. Хайям)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)

Пусть голова моя седа, –

Зимы мне нечего пугаться.

Не только груз – мои года.

Мои года – моё богатство. (Р. Рождественский)

Я помню чудное мгновенье –

Передо мной явилась Ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты. (А. Пушкин)

  1. «Угадай, кому принадлежит вещь».

(В этом конкурсе берут участие по 1 представителю команды. Им предлагается за 1 минуту определить, кому из литературных героев принадлежат предметы. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы. Каждая подсказка отнимает 0,5 балла.)

-шляпа

-книга о Наполеоне

-монеты жёлтые

-портрет дамы

  1.  «Мудрецы».

(Командам предлагается вспомнить текст и дописать фразу)

«А разве могут в чём-то отказать тому, у кого в руках …мешок золота».

«Тварь я дрожащая или право...имею».

«Я не хочу называть это чудовище …своим братом».

«Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях еще одну вещь принесу серебряную, хорошую, ...папиросочницу».

«Разруха не в туалетах, а в головах. И чтобы избавиться от неё, каждый должен …заниматься своим делом»

«А если когда-нибудь в этой стране воздвигнуть задумают …памятник мне»

«Я вижу перед собой людей, желающих покарать и устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах и имели счастье …получить хорошее образование»

6. «Узнай произведение по цитате».

1. «Графиня посмотрела на меня, и я понял её взгляд: она стала моей рабой. И тут я вдруг заметил, что она вся дрожит мелкой дрожью, а белая атласная шея пошла у нее пупырышками - как говорится, покрылась гусиной кожей. А я смеялся в душе, но ни один мускул на лице у меня не шевельнулся».

2. Ласка - единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя. Террор не поможет, какой бы он ни был - белый, красный, даже коричневый.

3. «Я не хочу называть это чудовище своим братом, а говорю только одно: мы должны от него как-то избавиться».

4. С самых ранних лет его необыкновенно задумчивый вид и чрезвычайная бледность наводили отца на мысль, что сын его не жилец на белом свете, а если и выживет, то будет только обузой для семьи. Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городскойплощади он неизменно оказывался в числе побитых.

5. Так свезло мне, так свезло - просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моём происхождении нечисто.

6. В начале июля один молодой человек вышел из своей каморки и отправился к Кузнецкому мосту. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. 

7. «Я – тебе , ты – мне».

(каждая команда готовит команде-сопернице по 3 вопроса «на засыпку»)

8. Детективные ситуативные задачи.

На покинутой даче

        С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда Виммер договорился с соседом по даче, неким З., чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года 3. позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас же обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике уже допрашивал З. Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».

         – Все ясно – ледяным голосом заметил инспектор Варнике. – Попрошу вас следовать за мной.

        Почему инспектор Варнике заподозрил З. в краже?

На покинутой даче

Оконные стекла, как известно, снаружи не замерзают. Продышать с улицы «глазок» в окне невозможно. Естественно, что такое незнание законов физики вызвало подозрение инспектора Варнике.

 

Приятного аппетита

        - Хорошенькая история! – проговорил инспектор Варнике, выслушав фрау Пепприх, у которой только что украли двух откормленных к празднику гусей. – Теперь расскажите, пожалуйста, все по- порядку.

        - Я была у соседки. Возвращаясь домой, я заметила, что двери сарая раскрыты. Я уверена, что злоумышленник похитил бы всех гусей, но его, вероятно, кто-то предупредил. Мне показалось, что, когда я выходила от Леманов, кто-то свистнул.

        - Значит, вы услышали свист? – задумчиво проговорил Варнике. – Придётся поближе познакомиться вон с тем молодым человеком.

        - Я ничего не видел и не слышал,- заявил мотоциклист. -Я здесь только что остановился, у меня что-то случилось с мотоциклом. По-видимому, испортилась свеча, продолжил молодой человек, протягивая свечу инспектору.

        - В вашем объяснении, молодой человек, кое-что не соответствует действительности, - сказал инспектор Варнике. – Я хотел бы пожелать вам приятного аппетита на тот случай, если во время праздника вместо гуся вам придется довольствоваться тюремной похлёбкой.

        Почему инспектор Варнике заподозрил молодого человека в соучастии в краже?

Приятного аппетита!

Инспектор Варнике обратил внимание на несоответствие между словами и делом мотоциклиста. Свеча не могла так быстро остыть настолько, чтобы  показывать ее инспектору. Значит, заявление мотоциклиста о том, что он только что подъехал, – ложь.

 

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина.»

Литературная викторина



Цель: в игровой форме проверить знания и навыки учащихся; обобщить изученный материал.

Оборудование: презентация, портреты писателей, иллюстрации к произведениям.


Ход урока


Ценность человека – в богатстве его духовного мира. А внутренний мир формируется при непосредственном участии литературы.

Сегодня в её честь здесь пройдет турнир Любопытных и Неленивых, Умных и Знающих. Пусть радость встречи с Великой литературой надолго запомнится Вам! Пусть сегодняшний день принесет новые победы, открытия, а с ними и новые знания. Пусть будут победители, а побежденных не будет, ведь сегодня праздник Литературы, праздник Книги и Знаний.


  1. «Кто есть кто?». 1балл каждый правильный ответ

(На слайдах демонстрируются портреты писателей. Нужно назвать их имена.)


Писатель или поэт

+ или -

Ф.М.Достоевский



Л.Н.Толстой



Фредерик Стендаль



Анна Ахматова



Михаил Булгаков



Франц Кафка



Оноре де Бальзак



Альбер Камю



Бертольт Брехт





  1. «Кто что написал?» 1 балл каждый правильный ответ


Автор

Произведение

Оноре Бальзак

«Реквием»

Л.Н.Толстой

«Жизнь Галилея»

Фредерик Стендаль

«Чума»

Ф.М.Достоевский

«Мастер и Маргарита»

Альбер Камю

«Война и мир»

Франц Кафка

«Красное и чёрное»

Бертольт Брехт

«Преступление и наказание»

Анна Ахматова

«Превращение»

Михаил Булгаков

«Старик и море»

Эрнест Хемингуэй

«Гобсек»






  1. Конкурс капитанов.

(Каждый капитан отвечает на 5 вопросов. Побеждает тот, кто даст наибольшее количество правильных ответов.)


  • Грета - героиня новеллы …

  • Верлибр – это…

  • Что, с точки зрения Гобсека - героя произведения Бальзака, является лучшим учебником жизни? (несчастье)

  • Что означает фамилия Раскольников ?

  • События, связанные со сталинскими репрессиями, отображены в …

***

  • Имя этого героя означает «живоглот».

  • Притча – это …

  • Произведение, в котором показан большой промежуток времени наряду с историческими событиями и мирной жизнью героев …

  • Соня Мармеладова героиня романа…

  • Из скольких частей состоит роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание».


  1. «Кто я?». 3 балла

(Команды слушают отрывок из произведения с описанием героя. Необходимо отгадать, кто герой, из какого произведения. Количество баллов зависит от количества правильных ответов. Подсказки снимают по 1 баллу.)


А. (Раскольников) Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу…

1- Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать.

2- Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать.


Б. (Гобсек) Лицо этого человека можно назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы.

1- Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света.

2- Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах.


В. (Сорель) Это был невысокий юноша, лет восемнадцати или девятнадцати, довольно хрупкий на вид, с неправильными, но тонкими чертами лица и точеным, с горбинкой носом. Темно-каштановые волосы росли так низко, что почти закрывали лоб. Стройный и гибкий стан юноши говорил скорее о ловкости, чем о силе.

1- С самых ранних лет его необыкновенно задумчивый вид и чрезвычайная бледность наводили отца на мысль, что сын его не жилец на белом свете, а если и выживет, то будет только обузой для семьи.

2- Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городской площади он неизменно оказывался в числе побитых.


Г. (Дориан Грей) Ясные голубые глаза, золотистые кудри, изящный рисунок алого рта. Этот юноша в самом деле был удивительно красив, и что-то в его лице сразу внушало доверие. В нем чувствовалась искренность и чистота юности, ее целомудренная пылкость.

1- Наступит день, когда его лицо поблекнет и сморщится, глаза потускнеют, выцветут, стройный стан согнется, станет безобразным. Годы унесут с собой алость губ и золото волос. Жизнь, формируя его душу, будет разрушать его тело.

2- Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод.


Д. (Грегор Замза) Какую я выбрал хлопотную профессию! Изо дня в день в разъездах. Деловых волнений куда больше, чем на месте, а кроме того, изволь мириться с плохим, нерегулярным питанием. Черт бы побрал все это!

1- От этого раннего вставания можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться.

2- Лежа на твёрдой спине, он видел свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло.


  1. «Поэтический рядок». 2 балла

(Команды должны вспомнить и дописать поэтический рядок. Назвать автора стихотворения.)


Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом! ...

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)


Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой. (К. Симонов)


Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым. (С. Есенин)


Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.

Он носом тянется туда,

Куда душою не дорос. (О. Хайям)



Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)





Пусть голова моя седа, –

Зимы мне нечего пугаться.

Не только груз – мои года.

Мои года – моё богатство. (Р. Рождественский)



Я помню чудное мгновенье –

Передо мной явилась Ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты. (А. Пушкин)



  1. «Угадай, кому принадлежит вещь». 3 балла

(В этом конкурсе берут участие по 1 представителю команды. Им предлагается за 1 минуту определить, кому из литературных героев принадлежат предметы. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы. Каждая подсказка снимает 1 балл)

-книга о Наполеоне

-серебряные часы

-камин

-образцы тканей



  1. «Мудрецы». 1 балл

(Командам предлагается вспомнить текст и дописать фразу)


«А разве могут в чём-то отказать тому, у кого в руках …мешок золота».

«Тварь я дрожащая или право...имею».

«Я не хочу называть это чудовище …своим братом».

«Я вижу перед собой людей, желающих покарать и устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах и имели счастье … получить хорошее образование»

«Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях еще одну вещь принесу серебряную, хорошую, ...папиросочницу».

«А если когда-нибудь в этой стране воздвигнуть задумают …памятник мне».

«Разруха не в туалетах, а в головах. И чтобы избавиться от неё, каждый должен … заниматься своим делом».





  1. «Узнай произведение по цитате».

1.«Графиня посмотрела на меня, и я понял её взгляд: она стала моей рабой. И тут я вдруг заметил, что она вся дрожит мелкой дрожью, а белая атласная шея пошла у нее пупырышками - как говорится, покрылась гусиной кожей. А я смеялся в душе, но ни один мускул на лице у меня не шевельнулся». «Гобсек»



2. Ласка - единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя. Террор не поможет, какой бы он ни был - белый, красный, даже коричневый. «Собачье сердце»



3. «И стал он рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днём просрочить заклад, и пропала вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» «Преступление и наказание»

4. С самых ранних лет его необыкновенно задумчивый вид и чрезвычайная бледность наводили отца на мысль, что сын его не жилец на белом свете, а если и выживет, то будет только обузой для семьи. Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городской площади он неизменно оказывался в числе побитых. «Красное и черное»



5. Стыдно быть счастливым одному. «Чума»



6. Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. «Старик и море»



  1. «Я – тебе , ты – мне».

(каждая команда готовит команде-сопернице по 3 вопроса «на засыпку»)





  1. Детективы.


На покинутой даче

С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда Виммер договорился с соседом по даче, неким З., чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года 3. позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас же обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике уже допрашивал З. Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».

– Все ясно – ледяным голосом заметил инспектор Варнике. – Попрошу вас следовать за мной.

Почему инспектор Варнике заподозрил З. в краже?




На покинутой даче

Оконные стекла, как известно, снаружи не замерзают. Продышать с улицы «глазок» в окне невозможно. Естественно, что такое незнание законов физики вызвало подозрение инспектора Варнике.


Приятного аппетита

- Хорошенькая история! – проговорил инспектор Варнике, выслушав фрау Пепприх, у которой только что украли двух откормленных к празднику гусей. – Теперь расскажите, пожалуйста, все по- порядку.

- Я была у соседки. Возвращаясь домой, я заметила, что двери сарая раскрыты. Я уверена, что злоумышленник похитил бы всех гусей, но его, вероятно, кто-то предупредил. Мне показалось, что, когда я выходила от Леманов, кто-то свистнул.

- Значит, вы услышали свист? – задумчиво проговорил Варнике. – Придётся поближе познакомиться вон с тем молодым человеком.

- Я ничего не видел и не слышал,- заявил мотоциклист. -Я здесь только что остановился, у меня что-то случилось с мотоциклом. По-видимому, испортилась свеча, продолжил молодой человек, протягивая свечу инспектору.

- В вашем объяснении, молодой человек, кое-что не соответствует действительности, - сказал инспектор Варнике. – Я хотел бы пожелать вам приятного аппетита на тот случай, если во время праздника вместо гуся вам придется довольствоваться тюремной похлёбкой.

Почему инспектор Варнике заподозрил молодого человека в соучастии в краже?

Приятного аппетита!

Инспектор Варнике обратил внимание на несоответствие между словами и делом мотоциклиста. Свеча не могла так быстро остыть настолько, чтобы показывать ее инспектору. Значит, заявление мотоциклиста о том, что он только что подъехал, – ложь.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!