СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не забыть нам этой даты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 г.г.

 

Просмотр содержимого документа
«Не забыть нам этой даты.»

Министерство образования республики Башкортостан МОБУ СОШ д. Улукулево муниципального района

Кармаскалинский район




















(Внеклассное мероприятие, посвященное

70-летию Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 г.г.)






Паниченко Антонида Анатольевна -

учитель начальных классов

МОБУ СОШ д. Улукулево.











Д.Улукулево

Цели:


  1. Расширить знания учащихся о подвигах народов СССР в годы ВОВ.

2. Ознакомить с подвигами героев – земляков, которым было присвоено звание Героя Советского Союза

3. На примере труда односельчан показать вклад тружеников тыла в дело Победы.

4. Рассказать об односельчанах – ветеранах ВОВ, их славном боевом пути.

5. Воспитывать у учащихся любовь к Родине, готовность ее защищать; чувства уважения к воинам, ветеранам ВОВ, труженикам тыла.

Оборудование: интерактивная доска, презентация на тему, плакат «Мы победим!», выставка рисунков и фотографий на тему «Мой героический прадед».


Музыкальное сопровождение – записи песен:

«За того парня» сл.Р.Рождественского, муз. М.Фрадкина

«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова

«На безымянной высоте»сл. М. Матусовского, муз. В Баснера.

«Он вчера не вернулся из боя». В Высоцского

«Здесь птицы не поют». Из кинофильма «Белорусский вокзал» муз. и сл. Б.Окуджавы

«Журавли». Сл. М. Львова, муз. А. Пахмутовой.

«Темная ночь». Сл. В.Анетова, муз. Н.Богословского.

«Катюша» сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера.

«День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д. Тухманова

«Шаймуратов генерал» сл. К. Даяна, муз. З Исмагилова.

«Где же вы теперь, друзья – однополчане». Сл. А.Фатьянова, муз. В.Соловьева-Седого.


Зал украшен плакатами, цветами, шарами. На стендах: выставка рисунков и фотографий на тему «Мой героический прадед».


Под песню «За того парня» и аплодисменты в зал входят ветераны войны и труда.


Учитель:

Есть в нашем календаре день, когда оживает вся планета, радуясь солнцу и улыбкам, когда люди приходят на встречу друг с другом, как брат с братом, когда убеленные сединой ветераны плачут, не стыдясь своих слез.


1 ученик:

Это – День Победы! 9 мая – Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.


2 ученик:

С каждым годом по времени мы все дальше и дальше уходим от тех суровых лет. Выросло уже не одно послевоенное поколение людей, которые знают о войне лишь по книгам, фильмам и рассказам участников боевых сражений, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше.


3 ученик:

Давно окончилась война,

Давно ушли в запас солдаты,

Но боль о ней всегда жива,

Мы знать должны, какой была

Война когда-то,

Когда-то…


  • Звучит мелодия песни «За того парня»


Учитель:

Сегодня мы вспомним те страшные 1418 дней, что отняла у нас война.

На интерактивной доске:


Слайд 1 - 1418 дней шла война.


22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.


Слайд 2 - 22 июня 1941 началась ВОВ.


  • Дети исполняют первый куплет песни «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова


4 ученик:

Гитлер и его генералы не сомневались в быстрой победе над Красной Армией. Они полагали, что для захвата СССР будет достаточно 2-3 месяцев, но с первых же часов войны фашисты столкнулись с упорным сопротивлением советских пограничников и частей Красной Армии.


5 ученик:

Первые удары захватчиков приняли на себя пограничники. Так, малочисленный гарнизон Брестской крепости, окруженный врагом, держался целый месяц. Врагам удалось войти в крепость, лишь тогда когда защищать ее уже практически некому: большинство защитников погибло, а оставшиеся раненые не могли держать оружие, к тому же не имели боеприпасов, воды и пищи.


6 ученик:

В годы ВОВ Башкортостан внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией. 277 посланцев нашей республики были удостоены звания Героя Советского Союза.


Слайд 3 - 277 посланцев нашей республики были удостоены звания Героя Советского Союза.


Слайд 4 - «Золотая Звезда» Героя Советского Союза - посланцы Башкортостана)


7 ученик:

12800 человек – это посланцы нашего района, которые воевали на фронтах ВОВ до полной победы.


Слайд 5 - 12800 человек появляется табличка со словами … Кармаскалинцев воевали до полной победы


8 ученик:

368 человек ушло на фронт из нашего села Улукулево.

132 из них погибли.

Вернулись домой после Победы 236 человек.


Слайд 6 - 368 - ушло на фронт из д. Улукулево.

132 - погибли на фронте.

236 - вернулись домой


  • Учащиеся исполняет песню «На безымянной высоте»сл. М. Матусовского, муз. В Баснера.


Учитель:

К октябрю 1941 года оккупанты были уже на подступах к Москве, блокировали Ленинград, захватили Киев.

Храбро сражались наши воины. Много подвигов совершили они.

9 ученик:

22 июня летчик – истребитель Иванов, отражая атаку вражеских бомбардировщиков, израсходовал весь запас. Как остановить фашистские самолеты?

Летчик решился на таран – винтом своего самолета срезал хвост вражеского. Тот потерял управление, загорелся и упал на землю.

Многие летчики в годы войны повторяли его подвиг.


10 ученик:

26 июня 1941 экипаж самолета – бомбардировщика в составе Николая Гастелло и еще трех летчиков, выполнив очередное боевое задание возвращался на базу. Но вражеский снаряд пробил бензобак огонь мгновенно охватил боевую машину. Сбить пламя не удалось. Спрыгнуть с парашютами значит оказаться в плену у врагов.

Экипаж решил погибнуть, но при этом нанести врагу большой урок. Гастелло направил самолет в скопление вражеских танков, автомобилей, бензоцистерн.


  • Под запись песни В Высоцского «Он вчера не вернулся из боя» появляются слайды:


Слайд 7 - портреты И.И. Иванова, Н.Ф. Гастелло.


Учитель:

Гитлер заявлял : «Я сотру этот чертов город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро… ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не сможет его покинуть».

Он рвался к Москве – сердцу России, но всюду встречал яростное сопротивление.


11 ученик:

Враг не отказался от своего намерения. К концу сентября 1941 года фашисты сосредоточили на центральном фронте половину своих солдат, большое количество артиллерии, танков и самолетов.


12 ученик:

Наши войска вели тяжелые оборонительные бои, но остановить гитлеровцев не удалось.


13 ученик:

Выдающийся полководец Жуков Г.К. принял энергичные меры по наведению порядка в войсках и усилению обороны столицы.

Слайд 8 - портрет Г.К. Жукова.

Слайд 9 - заграждения на улицах Москвы.


14 ученик:

Из москвичей формировалось народное ополчение. На дорогах, ведущих к столице, создавалась система препятствий. В самой Москве были установлены зенитные пушки и пулеметы для обстрела вражеских бомбардировщиков.

Слайд 10 - народные ополченцы.


Учитель:

В середине ноября гитлеровцы предприняли еще одну попытку овладеть Москвой. В ряде мест они находились всего в 25-30 км от столицы. Но, хотя, и ценой огромных потерь, их дальнейшее продвижение удалось остановить.


  • Звучит запись песни «Здесь птицы не поют». Из кинофильма «Белорусский вокзал»


15 ученик:

28 бойцов из дивизии генерала Панфилова И.В. в 7 км от Волоколамска приняли неравный бой. Из 20 танков они уничтожили 14. едва перевязав раненых, панфиловцы снова вступили в бой. Но теперь уже было 30 танков.

Слайд 11 - памятник панфиловцам.


Учитель:

Политрук обратился к солдатам со словами: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!»

Бой длился 4 часа. Гитлеровцы потеряли 18 танков. Большинство панфиловцев погибло, но враг не прошел. Всем участникам этого боя было присвоено звание Героя Советского Союза.


  • Учащиеся исполняют песню «Журавли». Сл. М. Львова, муз. А. Пахмутовой.


1 ученик:

5 декабря 1941 года началось наступление Красной Армии.

За месяц боев врага отбросили на многие десятки км от Москвы.


2 ученик:

Были освобождены Тверь, Клин, Калуга, Истра и др. города, тысячи сел, деревень и поселков.


3 ученик:

Это была первая с начала войны большая победа Красной Армии и первое крупное поражение гитлеровцев. Она показала, что фашистов можно разгромить.


Учитель:

Фашисты намеревались быстро овладеть Ленинградом. Но и здесь враг встретил упорное сопротивление со стороны воинов оборонявших город дивизий, моряков Балтийского флота, им помогали, чем могли, сами ленинградцы.

4 ученик:

Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать (окружить город с суши). Начался отчет блокадных дней и ночей.


5 ученик:

Город беспрерывно бомбили, Блокада мешала завозить в город продукты питания. Зима 1941-1942 года была на редкость суровой. Люди семьями вымирали от голода и холода. Большая часть предприятий остановилась. И все-таки ряд заводов продолжает ремонтировать танки и орудия, изготовлять боеприпасы.


6 ученик:

И еще, ленинградцы не переставали защищать свой город. Среди наших гостей находится Цапулина Мария Александровна. В годы блокады она работала в ж/д. больнице рабочей по двору, сбрасывала зажигательные бомбы с домов, которые не переставая сбрасывали фашисты на ленинградские дома, помогала больным и голодным, хоронила умерших. В те страшные годы она потеряла отца.

Слайд 11- портрет Цапулиной М.А.


7 ученик:

Только в 1951 году она вернется в Башкортостан, туда, откуда была родом, но из работы отца семья переезжала в Ленинград.


8 ученик:

28 лет она проработает учительницей начальных классов в школе ст. Карламан.


  • Звучит песня «Священная Война» - 2-ой куплет. сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова


Учитель:

Почти три года – 900 дней и ночей (с сентября 1941 до января 1944 года) сдерживал Ленинград бешеный натиск врага. В осажденном городе от бомбежек, артобстрелов, голода и холода погибло более 800 тысяч человек.


Слайд 11 - 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда, погибло более 800 тысяч человек.


9 ученик:

В январе 1941 года блокада города была прервана. Полностью блокаду ликвидировали в конце января 1944 года. Окружавшие город фашисты потерпели поражение и были отброшены далеко на запад. В прорыве блокады участвовал наш односельчанин Галин Альтаф Хубблисламович.

Слайд 11 – портрет Галина А. Х.


  • Звучит третий куплет песни «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова


Учитель:

В 1942 году была сформирована Башкирская кавалерийская дивизия под командованием генерала Миннигали Шаймуратова – уроженцем нашего района. Она прошла славный боевой путь до берегов Эльбы в Германии.

Слава дивизии такова: там, где появлялась наша кавалерия, фашисты в панике бежали, оставив свои позиции. Они называли ее «Черная смерть»

Слайд 12 - генерал Миннигали Шаймуратов на коне.


10 ученик:

78 воинов и командиров дивизии удостоены звания Героя Советского Союза. Один из них – Никифоров Алексей Федорович уроженец д. Яковлевки нашего района. В Башкирской Кавалерийской дивизии он был сапером – пантонером.

Слайд 13 - 78 человек – Герои Советского Союза из Башкирской Кавалерийской дивизии.

Слайд 14 – портрет Героя Советского Союза Никифорова А.Ф.


11 ученик:

Сама дивизия в начале 1943 года за образцовое выполнение заданий командования была переименована в 16-ую гвардейскую кавалерийскую дивизию. Впоследствии дивизия была награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова и Кутузова.


(Под запись песни «Шаймуратов генерал», сл. К. Даяна, муз. З. Исмагилова. под цифрами соответственно появляются таблички:

Учитель:

Как и во время войны с Наполеоном в 19 веке, так и в ВОВ на захваченной врагом территории действовали партизаны.

12 ученик:

Особенно прославились: соединение Федорова на Украине и Армия Ковпана в Белоруссии. Их отряды пускали под откос эшелоны с войсками врага и их боевой техники, взрывали мосты и шоссейные дороги, вели наблюдение за противником, нападали на небольшие отряды оккупантов.


13 ученик:

Наш односельчанин – Донец Павел Иванович с 1943 до 1944 года был в партизанах. Они прятали военнопленных.

Слайд 15 – портрет Донец П. И.

Служил в 337, 202 дивизии. Войну закончил в Венгрии. Мобилизовался только в 1946 году. С 1947 года работал на Куйбышевской железной дороге.


Слайд 16 – видео: ночь, прожекторы, слышны звуки трассирующих пуль, автоматных очередей.


В это время звучит песня «Темная ночь» сл. В Агатова, муз. Н. Богословского.


После небольшой паузы начинается тихое исполнение учащимися песни «Катюша» сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера., темп которой становится все сильнее и сильнее


Учитель:

Эта песня в годы войны стала символом верности и надежды. Жены , матери, сестры, невесты, оставаясь в тылу, как могли старались приблизить День Победы.


14 ученик:

Наши односельчане, воюя на фронтах ВО знали, что у них надежный тыл.


15 ученик:

Например, кармаскалинцы дали фронту 250 лошадей, в том числе колхозники колхоза имени Чапаева дали фронту 60 лошадей и 20 бричек.


1 ученик:

Кармаскалинцы снабжали мясом Москву. 462 головы крупного рогатого скота было предоставлено жителями нашего района.

2 ученик:

Кроме того, они помогли фронту, собрав 75 тыс. рублей деньгами, пионеры и комсомольцы собрали 112 тонн металлолома.


3 ученик:

Женщины вязали носки, варежки, шарфы - все это отправляли в Красную Армию.


4 ученик:

И более 6 тыс. эвакуированных из Москвы и Ленинграда приняли у себя жители нашего района. Поделились своим углом, хлебом, теплом души, окружили заботой.


Учитель:

Потерпев поражение под Москвой фашисты устремились к Волге. Развернулась битва за Сталинград. Его героическая оборона продолжалась 4 месяца. Одна за другой наши войска отражали атаки гитлеровцев, все-таки сдержали натиск, остановив врага, одновременно они готовили ответный удар.


5 ученик:

Наступление началось ранним утром 19 ноября 1942 года. В начале февраля 1943 года войска фашистов, окруженных в Сталинграде, сдались в плен.


6 ученик:

В это же самое время – в феврале 1943 года в бою за деревню Чернушки (Псковская область) рядовой Александр Матросов – наш земляк, грудью закрыл вражескую амбразуру.

Слайд 17 - Александр Матросов

7 ученик:

8 марта 1944 года его подвиг повторил младший лейтенант Миннигали Губайдуллин. Он родился и вырос в деревне Уршакбаш-Карамалы Миякинского района Башкортостана.

Слайд 18 – портрет Миннигали Губайдуллина

8 ученик:

В парке Победы в городе Уфе сооружен монумент в честь этих двух героев – земляков.


Под мелодию песни «Журавли» сл. М. Львова, муз. А. Пахмутовоой появляется слайд 19 - изображение монумента героям.


Учитель:

Победа советских войск на Волге стала решающим событием. Осенью 1944 года Советская Армия освободила от захватчиков всю территорию страны.

После этого наши войска выходят на государственную границу и освобождают от фашистов многие государства Европы.


9 ученик:

Среди тех кто выходил на государственную границу был и наш земляк – уроженец д. Подлубово Полунин Иван Александрович. В годы ВОВ он сражался на Калининградском фронте. Он был помощником командира взвода.

Слайд 20 – портрет Полунина И.А.


10 ученик:

16 апреля 1945 года - начало Берлинской операции. Уже 1 мая наши войска оказались в центре Берлина около рейхстага.


11 ученик:

2 мая 1945 года над рейхстагом развевалось красное знамя.

Слайд 21 - над рейхстагом красное знамя.

12 ученик:

В штурме Берлина принимал участие наш земляк – уроженец д. Н-Куганак Калганов Алексей Нестерович. Он был командиром противотанкового орудия.

Слайд 22 – портрет Калганова А.Н.


13 ученик:

8 мая 1945 года фашистская Германия безоговорочно капитулировала.


14 ученик:

9 мая было объявлено в СССР Праздником Победы.


15 ученик:

Победа досталось дорогой ценой. За время войны погибло 50 мл. человек. 27 млн. из них потерял Советский союз.

Слайд 23 - погибло 50 мл. человек. 27 млн. из них потерял Советский союз.


В полной тишине слышен стук метронома.


Учитель:

Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.


Тихо начинает звучать мелодия песни «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д. Тухманова


Учитель:

И все-таки долгожданный день Победы настал. Он стал большим и радостным событием.


1 ученик:

И ложатся цветы на могильные плиты.

Нет! Никто не забыт, и ничто не забыто.


Под мелодию песни «Где же вы теперь, друзья – однополчане» учащиеся вручают ветеранам цветы и подарки.