Цели:
- познакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приёмами отграничения их от омонимичных частей речи;
- научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;
- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
- воспитывать коммуникативность, самостоятельность. (Слайд 2)
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Лингвистическая разминка.
Правописание приставок при-, пре-, на з-, с-.
Пришкольный, преградить, притихнуть, престарый, приближаться, прибрежный, прибить; безжалостный, сжечь, испечь, безвкусный, бесценный, рассказать, разбить, изгибаться.
- Изучение темы «Непроизводные и производные предлоги».
1) Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о производных и непроизводных предлогах. Наша с вами цель научиться правильно писать производные предлоги и отличать их от омонимичных форм. С понятиями производные и непроизводные предлоги вы уже знакомы. Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.
- Что вы можете сказать о непроизводных предлогах?
Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.
- Что вы скажите о производных предлогах?
Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.
2) Приём «Верные и неверные утверждения». (Слайд 3)
- Ребята, сейчас вы поочерёдно будете читать утверждения, записанные на доске и доказывать с помощью примеров, что эти высказывания правильные или неверные.
1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.
2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.
3. Все предлоги пишутся в одно слово.
4. Правописание производных предлогов надо запомнить.
5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.
6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.
Ответы (оформлены и распечатаны для каждого ученика в виде таблицы «Правописание предлогов»)
Правописание предлогов
1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу.
2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.
3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие,
навстречу несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие).
4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.
5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.
Например: насчет = о; несмотря на - вопреки; навстречу = ко, к; вместо - за; вследствие = из-за; вроде = как.
6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:
Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. —В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.
Поговорим насчет (= о) поездки. - На счет (на что?) банка поступали деньги.
Навстречу (= ко) мне выбежала собака. - На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.
Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. — Он прошел, не смотря на нас.
Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. - Плыть в виду города. Иметь в виду.
В течение урока. - В течении реки. В продолжение отпуска. - В продолжении фильма.
В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка.
7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают
значение времени.
Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.
Учитель: Ребята, на столе у вас лежат отпечатанные листочки-памятки с верными утверждениями, которые мы только что рассмотрели. Давайте более подробно рассмотрим 6 и 7 пункты. Дома вы ещё раз внимательно изучите этот материал и положите памятки в свои накопительные папочки-помощники.
4.Изучение темы «Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи»
1) Приём «Отсроченная отгадка».
Слово учителя.
- Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?
- Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями? (звучат или пишутся одинаково, а лексическое значение разное)
Ответить на этот вопрос нам поможет небольшое исследование.
- Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.
(Предъявляется слайд 4 с выделенными словами.)
Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...
Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.
- Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?
Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов:
синонимы, омонимы, антонимы. (Слайд 5)
- Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?
Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны - свою окраску в зависимости от среды.
Итак, тема, которую мы сейчас рассмотрим звучит так: «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.
2) Прием «Кластер» (Слайд 6)
Что такое омоформы, омографы и омофоны? Кирилл подготовил нам небольшое сообщение на эту тему. (Слушаем подготовленного ученика.)
- Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.
Рой пчел — рой яму
Омоформы - слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах
Новая пила — пила кофе
Омографы «одинаково пишутся»
Явление омонимии
ОМОНИМ «одинаковое имя»
Омофоны «одинаково звучат»
Дорога - дорога Мал, зато дорог - за то дерево Плачу - до плачу В течение месяца - в течении реки Пугало - пугало Лет до ста расти нам без старост
Учитель:
- Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?
- Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.)
- Вернемся к тексту.
3) Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.
Найдите в тексте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.
- Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.
- Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие - слитно?
Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)
Физминутка.
5. Отработка навыка написания производных предлогов.
1) Пишем диктант
В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка.
2) Самостоятельная работа с карточками по вариантам.
I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.
1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.
2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.
3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.
4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.
II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.
1. (В)начале урока мы читали текст.
2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.
3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.
4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.
6. Домашнее задание.
- Работа с разноуровневыми карточками.
- Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.
7. Игровая пятиминутка.
Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача- дать юмористическое толкование предложенного слова.
Например: скверные встречи - встречи в скверике, свинец, - работник свинофермы, нелепица - пластилин низкого качества, жатва- обмен рукопожатиями, ельник - рот, тополь - пешеход, барыня - заведующая баром, стриж — парикмахер, однокашник - диетолог, сопение – дуэт.
Просмотр содержимого документа
«Непроизводные и производные предлоги»
Тема: Непроизводные и производные предлоги. (Слайд 1)
Цели:
- познакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приёмами отграничения их от омонимичных частей речи;
- научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;
- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
- воспитывать коммуникативность, самостоятельность. (Слайд 2)
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Лингвистическая разминка.
Правописание приставок при-, пре-, на з-, с-.
Пришкольный, преградить, притихнуть, престарый, приближаться, прибрежный, прибить; безжалостный, сжечь, испечь, безвкусный, бесценный, рассказать, разбить, изгибаться.
Изучение темы «Непроизводные и производные предлоги».
1) Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о производных и непроизводных предлогах. Наша с вами цель научиться правильно писать производные предлоги и отличать их от омонимичных форм. С понятиями производные и непроизводные предлоги вы уже знакомы. Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.
- Что вы можете сказать о непроизводных предлогах?
Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.
- Что вы скажите о производных предлогах?
Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолжение (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.
2) Приём «Верные и неверные утверждения». (Слайд 3)
- Ребята, сейчас вы поочерёдно будете читать утверждения, записанные на доске и доказывать с помощью примеров, что эти высказывания правильные или неверные.
Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.
Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.
Все предлоги пишутся в одно слово.
Правописание производных предлогов надо запомнить.
В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.
Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.
Ответы (оформлены и распечатаны для каждого ученика в виде таблицы «Правописание предлогов»)
Правописание предлогов
Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу.
Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.
Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие,
навстречу несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие).
Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.
Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.
Например: насчет = о; несмотря на - вопреки; навстречу = ко, к; вместо - за; вследствие = из-за; вроде = как.
6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:
Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. —В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.
Поговорим насчет (= о) поездки. - На счет (на что?) банка поступали деньги.
Навстречу (= ко) мне выбежала собака. - На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.
Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. — Он прошел, не смотря на нас.
Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. - Плыть в виду города. Иметь в виду.
В течение урока. - В течении реки. В продолжение отпуска. - В продолжении фильма.
В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка.
7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают
значение времени.
Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.
Учитель: Ребята, на столе у вас лежат отпечатанные листочки-памятки с верными утверждениями, которые мы только что рассмотрели. Давайте более подробно рассмотрим 6 и 7 пункты. Дома вы ещё раз внимательно изучите этот материал и положите памятки в свои накопительные папочки-помощники.
Изучение темы «Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи»
1) Приём «Отсроченная отгадка».
Слово учителя.
- Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?
- Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями? (звучат или пишутся одинаково, а лексическое значение разное)
Ответить на этот вопрос нам поможет небольшое исследование.
- Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.
(Предъявляется слайд 4 с выделенными словами.)
Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...
Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.
- Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?
Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов:
синонимы, омонимы, антонимы. (Слайд 5)
- Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?
Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны - свою окраску в зависимости от среды.
Итак, тема, которую мы сейчас рассмотрим звучит так: «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.
2) Прием «Кластер» (Слайд 6)
Что такое омоформы, омографы и омофоны? Кирилл подготовил нам небольшое сообщение на эту тему. (Слушаем подготовленного ученика.)
- Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.
Рой пчел — рой яму
Омоформы - слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах
Новая пила — пила кофе
Омографы «одинаково пишутся»
Явление омонимии
ОМОНИМ «одинаковое имя»
Омофоны «одинаково звучат»
Дорога - дорога Мал, зато дорог - за то дерево Плачу - до плачу В течение месяца - в течении реки Пугало - пугало Лет до ста расти нам без старост
Учитель:
- Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?
- Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.)
- Вернемся к тексту.
3) Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.
Найдите в тексте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.
Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.
Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие - слитно?
Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)
Физминутка.
5. Отработка навыка написания производных предлогов.
1) Пишем диктант
В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка.
2) Самостоятельная работа с карточками по вариантам.
I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.
Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.
Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.
В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.
(В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.
II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.
(В)начале урока мы читали текст.
Мы идем в поход (в)месте с родителями.
(В)месте падения метеорита образовался кратер.
(В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.
6. Домашнее задание.
Работа с разноуровневыми карточками.
Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.
7. Игровая пятиминутка.
Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача- дать юмористическое толкование предложенного слова.
Например: скверные встречи - встречи в скверике, свинец, - работник свинофермы, нелепица - пластилин низкого качества, жатва- обмен рукопожатиями, ельник - рот, тополь - пешеход, барыня - заведующая баром, стриж — парикмахер, однокашник - диетолог, сопение – дуэт.