СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы контроля знаний как способ оптимизации учебного процесса.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала. Регулярный учет знаний студентов может помочь вовремя определить есть ли пробелы в знаниях, систематизировать и обобщить эти знания, произвести корректировку деятельности студентов, а самому преподавателю правильно построить свое руководство над этой деятельностью. Используя, индивидуальный подход к студентам при контроле знаний есть возможность зафиксировать все проблемы при изучении материала и наметить рациональные пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы контроля знаний как способ оптимизации учебного процесса.»

Нетрадиционные формы контроля знаний как способ оптимизации учебного процесса.

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала. Регулярный учет знаний студентов может помочь вовремя определить есть ли пробелы в знаниях, систематизировать и обобщить эти знания, произвести корректировку деятельности студентов, а самому преподавателю правильно построить свое руководство над этой деятельностью. Используя, индивидуальный подход к студентам при контроле знаний есть возможность зафиксировать все проблемы при изучении материала и наметить рациональные пути их решения.

Следует отметить, что использование нетрадиционных форм контроля знаний, умений и навыков сразу увеличит интерес к предмету со стороны студентов, плюс возникает мотивация обучения. Организация такого подхода к контролю знаний требует тщательно продуманной, гибкой, четко спланированной организации работы.

С учетом степени прохождения материала различают два типа опроса: опрос, основанный на проверке знаний того материала, который изучается непосредственно сейчас. И опрос, который проводится для подведения итогов работы по пройденному материалу, в то же время он позволяет углубить и повторить пройденную тему – это обобщающий опрос. И в том, и в том, есть место для нетрадиционного подхода.

На сегодняшний момент применение нетрадиционных форм опроса обусловлено всеобщим снижением уровня здоровья обучающихся, а также необходимостью оптимизации учебного процесса.

Условно контроль знаний студентов можно подразделить на следующие виды:

  1. Текущий контроль.

  2. Тематический контроль.

  3. Периодический контроль.

  4. Итоговый контроль

Текущий контроль – это контроль знаний, умений и навыков студентов на каждом занятие.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию и обобщения знаний обучающихся.

Под периодическим контролем обычно понимается подведение итогов обучения, за какой-то период, за который по тематическому планированию требуется оценивание знаний студентов. Он слагается из системы тематического контроля и носит более обобщенный характер.

Итоговый контроль реализуется в конце всего учебного года в виде экзамена или дифференцированного зачета.

Если обратиться к методической литературе, то в ней представлены огромное количество разнообразных методов опроса, которые имеют достаточно большой интерес. Каждый из них легко можно применить на любом виде контроле с легкой долей модификации. Вот некоторые из них:

1. Применение заготовок – планшетов. На картон наносятся задания самые разнообразные (тесты, заполнение пробелов в тексте, на нахождение типичных ошибок, даже ребусы, кроссворды, анаграммы). И даются на решение студентам. Использование таких заготовок экономит время на занятие и облегчает проверку домашнего задания.

2. Диктанты. Проводится в начале занятия, продолжительность не более -10 минут, вариантов желательно не больше двух. Текст вопросов должен легко восприниматься на слух, то есть без замысловатых формулировок. Пауза должна составлять примерно то время, за которое обучающиеся смогут написать ответ.

3. Экспресс-диктант. Проводится почти также как и обычный диктант, с той лишь разницей, что делается в двух экземплярах, один из которых сдается преподавателю, а второй остается у обучающегося для фронтальной проверки и выставление оценок самостоятельно студентами. Данный вид опроса хорош тем, что четко прослеживается обратная связь преподаватель – студент. Сразу можно выявить, что плохо было усвоено из материала, и найти пути решения по устранению этой проблемы. Такой вид диктанта полезно проводить для проверки знаний по формулам, таблицам.

4. Рецензирование. При индивидуальном опросе студентов, полезно проводить рецензирование, как письменное, так и устное этих ответов одногруппниками. Здесь преподаватель должен указать важность таких моментов, как:

  • научная строгость изложения;

  • логичность;

  • правильность и четкость формулировок;

  • грамотность речи и записи на доске;

  • правильность употребления символики и терминологии.

5. Составление сочинений. Очень интересна форма контроля знаний в виде сочинения или эссе на заданную тему. Например, после прохождения темы «Радиактивность», студенты получают задание написать сочинение «Мое отношение к радиации, благо это или вред?» Кроме того, что идет простое повторение пройденного материала, студенты применяют анализ полученных знаний, непроизвольно заставляет обучающихся обратиться к дополнительному материалу, кроме того укрепление межпредметных связей с литературой, русским языком.

6. Опрос по цепочке (или по предложениям). Рассказ начинает студент, после чего в любой момент преподаватель его может прервать и предложить следующему рассказывать и т.д. Или же один говорит предложение, потом следующий и так далее по цепочке. Пока не будет озвучен весь материал. Такая форма опроса помогает развить речь, а кроме того заставляет каждого студента следить за речью товарища.

7. Опрос - игра.

Вычислительные примеры решаются по кругу. Полученные результаты есть данные для следующей задачи. Опрос проводится сразу всей группы, например между рядами. Один решил одну задачу и передал другому и т.д.

8. Придумай сам. Студенты сами придумывают задания подобные уже решенным задачам, придумывают кроссворды, загадки. После чего, дают возможность своим товарищам решить их.

Этап учёта знаний, умений, навыков студентов является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт обучающимся мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы студенты с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами задач, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ.

Такие формы проведения контроля знаний "снимает" традиционность опроса, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у студентов интереса к предмету.

Литература:

  1. Беспалько, В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / В.П. Беспалько // Школьные технологии.- 2006.-№2.-С.138-150.

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - М., «Интеллект-центр», 2001 - 296 с.

  4. Марков, Н.С. Тематический контроль: система оценки качества знаний учащихся /Н.С. Марков //Завуч для администрации школ.- 2009.-№7.-С.40-52

  5. Маршанова, Г.А. Формы и приемы текущего контроля знаний / Г.А. Маршанова // Физика в школе.- 2008.-№7.-С.8-14