НОД «Наше настроение»
Автор: Шахова Светлана Анатольевна
Организация: МБДОУ Д/с №2
Населенный пункт: Краснодарский край, Курганинский район, п. Красное Поле
Цели:
1. Развивать эмоциональную сферу детей.
2. Создавать эмоционально – радостное настроение, как результат совместной деятельности.
3. Развивать коммуникативные навыки, нравственные качества: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации;
4.Познакомить со способами регуляции настроения.
Задачи:
Образовательные
1.Закрепить знание понятий «настроение», «доброта», «добрый поступок», «обида», «грусть», «радость», закрепить вежливые слова;
2.Обучить выполнению движений по образцу;
3.Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;
4.Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.
Развивающие:
1.Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
2.Развивать внимание, мышление, воображение, речь.
3.Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.
4.Развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться;
2.Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение позаботиться о нем.
Материал и оборудование: рисунок «дождя», «солнца», «солнца из-за тучки», пиктограмма, цветные бумажные квадратики.
Ход занятия
Педагог: Ребята! Я рада вас приветствовать, вы сегодня такие красивые.
Я с собой принесла волшебный сундучок, достаньте по одной карточке и найдите себе вторую половину. (раздаются цветные квадратики детям, одинаковый цвет квадрата образует пару) Когда найдёте вторую половину, возьмитесь за руки и получится пара. Давайте поприветствуем друг друга.
Дети: Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются).
Педагог: Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Воздух прозрачный, свежий, чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое или лазурное, какое настроение у вас в это чудесное утро? (ответы детей).
-Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И тогда настроение похоже на … (педагог показывает рисунок солнца);
-А может быть настроение очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на … (педагог показывает рисунок тучка с дождём).
-А иногда настроение бывает не очень грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то своем, тихо поиграть, почитать, порисовать. И похоже это настроение на… (педагог показывает рисунок «солнце из-за тучки»)
- Ребята почувствуйте свое настроение. Какое оно? веселое, очень грустное или с серединки на половинку? Подойдите каждый к столу и выберите свое настроение, (дети выбирают по выбору: «солнце», «солнце из-за тучки», «тучка с дождем»)
Педагог: Вот теперь я вижу, что у вас всех отличное настроение, но к сожалению, оно не всегда бывают хорошим.
Игра «Покажи настроение»
- В зависимости от ситуации, наше настроение может меняться.
(воспитатель читает ситуацию, дети показывают настроение мимикой и жестами)
С каким настроением ты…
- встречаешь маму;
- упал в лужу;
- танцуешь на празднике;
- мажешь зеленкой разбитую ногу;
- покупаешь мороженное?
Педагог: Мы показали сейчас разные настроения. Но настроение постоянно меняется в зависимости от радостных или грустных событий. Давайте посмотрим, как менялось настроение у героев сказок. Я буду читать вам отрывок, если вам покажется он грустным - потопаете ногами, а если будет радостный – похлопайте руками.
Литературные загадки:
Туча по небу идет, бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица.
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане)
Свадьбу тотчас учинил
И с невестою своей
Обвенчался Елисей (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
«Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась, нет лягушечьей кожи! Бросилась она её искать. Искала, искала и не нашла. Говорит она Ивану – царевичу: «Ах, Иван – царевич, что же ты наделал» (сказка «Царевна Лягушка»)
«Не послушался Иванушка. Напился из козьего копытца, и стал козленочком». (сказка «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка»)
«Собрали народ, пошли на речку, закинули, шелковы сети и вытащили Аленушку на берег. Аленушка ожила и стала ещё красивее. А козленочек от радости три раза перевернулся через голову и обернулся Иванушкой» (сказка «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка»)
Педагог: А теперь представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру. Как только вы услышите команду, то должны будете выполнить задание.
Игра «Выполни задание»
Постойте на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
Похлопайте в ладоши все, у кого карие глаза.
Коснитесь кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
Погладьте себя по голове все, кто никогда не обижает других.
Улыбнитесь все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Хлопните в ладоши те, кто не обзывает других.
Педагог: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю.
Тренинг эмоций.
Жили – были три подружки: Плакса, Злюка и Резвушка (прослушивание сказки).
Однажды они попали под дождь и очень сильно промокли.
«София, Оля, Дима (обращение к детям), - покажите, как вела себя хохотушка», (веселилась, смеялась, прыгала ).
А теперь – как вела себя Плакса (стояла на месте, вытирала слёзы…)?
А Злюка (кричала громко, топала ногами, капризничала, хмурила брови…)?
Кого из трёх подружек вам было приятнее изображать?
Ответы детей.
Поведенческий тренинг.
Педагог: Ребята, а можно помочь Плаксе? Как?
(утешить, рассмешить, предложить переодеться в сухую одежду)
Педагог: А как можно помочь Злюке?
(предложить потопать ногами, покричать, чтобы вышла злость. Посмотреть на себя в зеркало, улыбнуться или подумать о приятном)
Педагог: Вот видите, ребята, оказывается, настроение можно изменить!
Сказать добрые слова или сделать подарок, и оно станет радостным!
Предлагаю детям пиктограммы: радость, грусть, обида, злость и т. д. Дети слушают стихи и поднимают соответствующую пиктограмму.
1) «Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ножками топочут, весело хохочут»
2) «Поссорились чашки и блюдца,
Сейчас они разобьются,
Скоро в кухне на полке,
Будут лежать осколки.
3) Мне не нравиться болеть,
Если так случится
Будут горло тебе греть,
В ноги класть горчицу
Врач приедет к тебе домой
Выпишет лекарство,
Не хочу болеть зимой,
Кашлять и сморкаться.
4) Тихо – тихо – тихо – тихо,
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать
А баюкать и качать.
Тихо песенку поет
Сны ребятам раздает.
Педагог: Вот какое разное бывает у нас настроение. Чтоб всегда у вас было радостное настроение? Все зависит от нас самих. Запомните несколько правил, которые нам помогут.
«Не ссорьтесь, старайтесь помогать друзьям, уступай»;
«Будь всегда веселый, не плачь по пустяку, не капризничай».
Педагог: Вот и закончилось наше занятие «Хорошего настроения».
- Какое у вас сейчас настроение?
- Что помогло нам создать хорошее настроение? (верные друзья, товарищи, улыбка, интересное совместное занятие, дружба, сопереживание друг другу).
- А теперь давайте встанем в круг и попрощаемся.
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».
- Спасибо всем!
Литература:
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.
Хухлаева О.В. Лесенка радости.
Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.
Самоанализ открытого занятия с детьми подготовительной группы
«Наше настроение»
Занятие проводилось с детьми смешанной дошкольной группы.
На занятии присутствовало 8 детей: 4девочки и 4мальчика.
Цели:
1. Развивать эмоциональную сферу детей.
2. Создавать эмоционально – радостное настроение, как результат совместной деятельности.
3. Развивать коммуникативные навыки, нравственные качества: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации;
4.Познакомить со способами регуляции настроения.
Задачи:
Образовательные
1.Закрепить знание понятий «настроение», «доброта», «добрый поступок», «обида», «грусть», «радость» , закрепить вежливые слова;
2.Обучить выполнению движений по образцу;
3.Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;
4.Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.
Развивающие:
1.Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
2.Развивать внимание, мышление, воображение, речь.
3.Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.
4.Развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться;
2.Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение позаботиться о нем.
При планировании занятия учитывались возрастные особенности детей, выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, также проведена беседа с детьми о хороших поступках, значении их в жизни человека. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности, дети отвечали на вопросы педагога, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно произносили слова в игре. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре. Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям.
Во время занятия применялись следующие методы работы:
- словесный (вопросы, уточнение, напоминание);
- наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации, пиктограммы); - игровой материал; использование ИКТ.
Выбранная мной форма организации занятия для детей, была достаточно эффективной. Считаю, что поставленные на занятии задачи были выполнены.