Тема: БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ
Цель:
тренировать умение различать и называть размеры предметов —
большой, поменьше, маленький;
сформировать представление о взаимосвязи между плоскими и
объемными предметами и о квадрате как плоском изображении кубика,
ввести в речевую практику термин «квадрат»;
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать память, внимание, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Раздаточный: кубики трех размеров одного цвета; квадраты трех размеров такого же цвета.
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что три медведя прислали детям подарок. Воспитатель показывает детям коробку.
Как вы думаете, что находится в этой коробке?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель открывает
коробку. В ней кубики. Он предлагает детям поиграть в кубики.
Игровая деятельность.
Игра «Башенка».
Дидактические задачи:
тренировать умение различать и называть размеры предметов -
большой, поменьше, маленький;
тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
Дети садятся за столы, на которых находятся по 3 кубика разного
размера одного цвета. Воспитатель предлагает детям построить устойчивую башенку.
Детям предоставляется самостоятельность. Если кто-то из детей построит башенку неверно, то воспитатель, дотронувшись до нее, нарушает равновесие и говорит, что такая башня неустойчивая, при необходимости подсказывает — обращает внимание ребенка, что самый
устойчивый кубик — самый большой.
В завершение воспитатель предлагает детям проверить, правильно
ли они выполнили свою работу.
Какой кубик надо взять, чтобы начать постройку? (Большой.)
Какой кубик будет следующим? (Поменьше.)
Какой кубик вы поставите наверх? (Самый маленький.)
Игра «Большой, маленький».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание, тренировать умение понимать смысл слов «большой»,
«маленький».
Воспитатель говорит детям, что медведи хотят проверить, кто из детей внимательный.
Затем он показывает детям игрушку медведя и объясняет условия
игры. Когда медведь говорит слово «большой», дети должны ходить по
группе на цыпочках, когда медведь говорит слово «маленький», дети
должны ходить на согнутых в коленях ногах.
Игра «Письмо».
Дидактические задачи:
тренировать умение различать и называть размеры предметов;
сформировать представление о квадрате как плоском изображении кубика, ввести в речевую практику термин «квадрат»;
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать память, внимание, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
Дети садятся за столы, на которых находятся листы бумаги и три
квадрата разного размера.
Воспитатель говорит детям, что Мишутка хочет написать своей бабушке письмо, в котором нарисует только что построенную башенку, и
просит ему помочь.
После того как все дети выполнили задание, воспитатель задает
вопросы:
Ошибки исправляются. Мишутка благодарит детей.
Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали
на занятии, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
Трудно ли было строить башенку?
Все смогли эту башенку нарисовать?
Воспитатель хвалит детей и говорит им, что они смогли построить
башенку и нарисовать ее, потому что умеют сравнивать по размеру.
В свободное время воспитатель продолжает учить детей сравнивать
предметы по величине, располагать предметы в порядке убывания величины, используя для этой цели кукол разного размера, пирамидки,
матрешек, кубики и т. п.
Например, воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад и
показывает им трех кукол разного размера.
Покажите большую куклу, куклу поменьше и самую маленькую
куклу.
Воспитатель предлагает придумать куклам имена.
Далее куклы садятся завтракать, и им нужно раздать тарелки, ложки, чашки разного размера. После завтрака куклы собираются гулять и
берут с собой мячи разного размера.
С мальчиками можно поиграть в гараж, предложив им самую большую машину поставить в гараж под стол, машину поменьше — в гараж
под стул, а самую маленькую - в гараж под банкетку.