Национально-региональный компонент на уроке английского языка
МБОУ Гимназия №2
Софронеева Варвара Семеновна
учитель английского языка
В настоящее время, когда возросла самостоятельность отдельных регионов, использование регионального компонента на уроках иностранного языка приобретает все большую актуальность. В данной статье мне хочется определить общие направления работы с региональным материалом, поделиться своим опытом работы.
Преподавание иностранного языка на современном этапе является не только введением обучающихся в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если обучающийся обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.
Современные требования к введению НРК в содержание образования связаны с необходимостью приобщения обучающихся к общечеловеческим знаниям и ценностям с одновременным осознанием его национальной самоидентификации. Обновление содержания образования и воспитания предполагает учёт национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Одной из компетенций, которыми должен овладеть ученик, является социокультурная. Обучающиеся должны уметь представлять свою страну, регион, свою культуру в условиях иноязычного кросс-культурного общения, поэтому введение НРК в структуру урока является важным и существенным.
Основу краеведческого материала должны составлять знания учащихся о регионе, полученные ими при изучении школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов. Это географические, исторические, биологические, литературные, искусствоведческие и др. сведения о своем крае.
Использование национально-регионального компонента при обучении иностранному языку повышает эффективность педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей обучающихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности обучающихся.
При отборе материала при изучении НРК следует учитывать следующие факторы:
достоверность и актуальность материала, т.е. информация должна быть проверена и ценна на данный момент.
привлекательность учебного материала, т.е. формирование познавательного интереса к расширению знаний о родном крае, городе, и т.д. А это, в свою очередь, ведёт к формированию обучающегося как гражданина, осознающего свою роль и место в современном мире.
логичность и своевременность материала, т.е. насколько закономерно и необходимо введение данного материала на данном уроке или фрагменте урока.
социокультурная ценность материала, т.е. насколько получение знаний о национальной культуре и традициях повышает общекультурный уровень человека.
Особая роль здесь отводится межпредметным связям. На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные обучающимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Я считаю, что необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему.
В нашей республике проживают люди разных национальностей, следовательно, нужно учитывать особенности каждого народа, его культурное наследие, нравственно - ценностные взгляды.
Благодаря краеведческим материалам обучающиеся пополняют знания о родном крае, расширяют словарный запас, закрепляют знания по грамматике.
Использование краеведческого материала на уроке помогает формировать чувство любви к родному краю, бережное отношение к окружающему миру. Обращение к истории развития республики, района, к природным богатствам воспитывает у детей чувство гордости, уважение и любовь к родным местам.
Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике:
География
Животный мир
Растительный мир
История
Литература
Музыка
Искусство
Чтобы избежать однообразия в построении занятий с использованием регионального материала, я использую различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников, привлекаю в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки. При организации тренировки учащихся в устной речи дополнительно к диалогам используются рассказы по опорному конспекту, учениками при работе над новой лексикой составляются кроссворды. Данная схема помогает учащимся составить диалог – приглашение для посещения иностранным гостем нашего города или региона.
При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов, словосочетания и выражения на мотивы известных песен, созданию непринужденной обстановки способствует музыкальное сопровождение. На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования (см. Приложение 1).
На заключительном этапе работы у ребят должна сформироваться потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке. Ученики учатся логично и связно рассказывать о культурных, исторических событиях своего края, города, публично выступать с подготовленным устным сообщением.
Проектная методика обучения находит всё более широкое распространение в обучении иностранным языкам за рубежом, а в последнее время и у нас. В качестве примера проекта регионального содержания приведём краткое описание проекта: “My native town Neryungri” (Мой родной город Нерюнгри) (см. Приложение 2). Его целью является изучение истории города и его достопримечательностей. Работа над проектом предполагает несколько этапов.
Первый этап – это представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации по нескольким направлениям:
Школьникам рекомендуется использовать справочную литературу, посещение библиотек, краеведческого музея, опросы местных жителей.
В ходе подготовки к проекту учащиеся знакомились с лексикой для активного овладения, которая им потребуется для обсуждения их вопроса. На уроках мы предлагали дополнительные тексты с региональным наполнением.
На следующем этапе школьникам предлагалось рассказать о результатах своих поисков.
Если работа над проектом вызвала у школьников интерес, то следует предложить им подумать над темой очередного проекта и над тем, как лучше выполнить его. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и своего региона.
Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении иностранному языку позволяет школьникам глубже понять и усвоить отдельные языковые явления и лингвострановедческие реалии.
Описанные направления работы с региональным материалом (хотя они далеко не исчерпаны) подтверждают необходимость дальнейшего изучения и разработки регионального компонента содержания обучения, который позволит не только обновить и углубить содержание обучения иностранному языку в целом, но и подготовить учащихся к практической деятельности в своем регионе.
Список литературы
Бурлакова И.И Проект «Использование регионального компонента на уроках английского языка» ИЯШ № 6 , 2008.
Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе., 2009, №4.
Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 2010, №5.
Шамаева М.И., Семенова В.Д., Ситникова Н.В. Дидактический материал «Национально-региональный компонент на уроках английского языка», Бичик, 1995, 77с.
Приложение 1
Приложение 2