О влиянии музыкотерапии на здоровья человека
Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев)
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. Сегодня перед педагогами стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем. Это и обусловило актуальность темы вопроса. Что такое музыка?
Ответов существует множество. Серьезные: «Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков». Шутливые: «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка – шум самый дорогой» (Т. Готье). Философские: «Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью» (Б.Арним). Возвышенно-поэтические: «Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она – тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья» (Д.Джебран). Разные ответы лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, перед его мысленным взором встают только одному известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, возвышеннее, благороднее.
Музыка существует на земле тысячи лет. Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же как нельзя приписать кому-либо изобретение человеческой речи. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Она непременно звучала на праздниках, в Древней Греции ее звуки раздавались во время театральных представлений.
Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!
Искусство музыки вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищения и сегодня - у миллионов людей, населяющих нашу планету. Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим»… Лучшая охрана государства, как считал Платон, - музыка, наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная…О воспитательной функции музыки высказывался и Аристотель: поскольку «музыка способна оказывать воздействие на этническую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Обучение музыке подходит самой природе для этого возраста».
Очень точно о назначении музыки сказал П.И.Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».
Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Меланотерапия, или лечение музыкой, имеет тысячелетнюю историю. Жрецы многих народов еще в древности знали, что звуковые волны воздействуют на любой предмет, а некоторые звуки оказывают благотворное влияние на человека. В Библии описывается, как Давид, играя на арфе, излечивал царя Саула от приступа депрессии.
В средневековых европейских городах во время эпидемий церкви звонили «во все колокола». И хотя тогда толком никто не мог объяснить, зачем нужен колокольный звон (объяснения, конечно, давались самые различные), но люди, оказывается, поступали совершенно правильно. Лишь в 20 веке стало понятно, для чего был нужен этот звон. Выяснилось, что звон колоколов содержит в себе особое резонансное ультразвуковое излучение, убивающее, например, палочки такой страшной болезни, как тиф или вирусы гриппа и желтухи всего лишь за несколько секунд!
А ведь музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например тот же колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоравливающим воздействием. Но различные музыкальные инструменты по-разному воздействуют на человеческий организм. Так, проведенные исследования показали, что каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему. Звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему. Флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета изменяется кровообращение.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.
Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи, ее выразительность, тонкость и точность в передачи соответствующих настроений. Такое умение владеть голосом в принципе необходимо каждому человеку, но особенно учителям, преподавателям, лекторам - всем, кому приходится много говорить.
Пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.
Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.
В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».
Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов - слушателям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная - улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижает артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человеческий организм воспринимает звуки даже в эмбринальном состоянии.
Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, в
ЭФФЕКТ МОЦАРТА
Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют определенное повышение интеллекта. Это обнаруженное некоторыми учеными явление получило название «эффект Моцарта».
Из него были тотчас сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых были провозглашены определяющими для их будущего интеллекта. Если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА
Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
Мелодии задумчивые, грустные по настроению.
Мелодии не такие печальные.
Мелодии радостные и веселые
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:
Быстрые, веселые мелодии.
Мелодии менее радостные.
Мелодии плавные и задумчивые.
Слушая музыку, вы незаметно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
Рекомендации психотерапевтов:
Музыкальная программа не должна состоять более чем 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни .
Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенным светом.
Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.
Перед прослушиванием скажите себе: »Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя депрессия исчезнет!»
Заключение
Выводы:
музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;
музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей.
терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время.
Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать, необходимы. Нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаю рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии.
Духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на его здоровье. Это и подтверждает З. Кодай и его слова:
« В тех школах, где музыка преподается как каждодневный учебный процесс, дети легче и лучше успевают и по другим дисциплинам. В этом нет ничего удивительного все очень просто: ежедневные занятия музыкой, пусть и краткое, настолько возбуждает ум, что он становится восприимчивым ко всему остальному»
Доктор искусствоведения Д.Кирнарская раскрывает десять причин, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу:
Играть - это следовать традиций. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка-это воспитание характера без риска травмы. Как хорошо, что такое возможно!!
Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактным фигурами, запоминая нотные тексты, и знает, что в музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессор – физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
Музыка и язык - близнецы – братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо, Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендует всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук…
Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Судзуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти. Но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
Музыкальные занятия развивают навыки общения, или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес - империй! Музыка ведёт от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ – менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня»…
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты – мужчины чувствительны, как дамы, а музыканты – женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку – музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп.1-9. Немудрено, музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любила на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
И наша главная цель – ввести в мир музыки каждого, а не только найти таланты. Не отвратить детей от музыки, а сделать поклонником ее. И этим сейчас занимаются образовательные школы, в которых открываются классы детских музыкальных школ, где учащиеся во второй половине дня получают музыкальное образование.
И, конечно, хочется сказать о том, что в последнее время на экранах телевидения появились программы, которые пропагандируют музыкальное искусство, такие как «Щелкунчик», «Минута славы», «Синяя птица» «Голос дети». После просмотра этих программ у учащихся появляется интерес к музыкальному искусству и желание проявить себя в вокальной, исполнительской, хореографической деятельности. Хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям, чего в наше время не хватает, и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение!
Список литературы:
1.Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей -(Электронный ресурс)
2. Журнал «Музыка в школе» 1/2008г
3.Истомин С.В. «Я познаю мир» Музыка: Детская энциклопедия «ООО Издательство Астрель», 2002.
4.Научно – методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов
«Музыкальная психология и психотерапия» № 1/2008
5. Журнал «Искусство в школе» №1 2011г.