Обновление приоритетов взаимодействия школы и семьи в условиях
перехода к ФГОС общего образования.
Опыт работы творческой группы «Семья и социум в образовательном процессе».
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ставит перед учителями школы задачи переосмысления требований к структуре образовательных программ, результатам образования, а также к условиям, необходимым школе для того, чтобы она могла добиваться личностных результатов образования, в которых заинтересованы семья и сам ребенок.
Речь идет о поиске социального партнерства между школой и семьей в целях успешной социализации и воспитания детей, подростков и молодежи, использования социально-педагогических связей между этими воспитательными институтами для уменьшения риска социальных конфликтов и напряженности в обществе.
Сегодня востребованы научное осмысление новых форм взаимодействия школы и семьи, поиск иных методологических концептов. Новый характер взаимоотношений в триаде «педагог –ученик –родители» ставит родителей (законных представителей) в позицию потребителей образовательных услуг, а педагогов –в позицию исполнителей. Наиболее важным для педагогической ситуации представляется взаимодействие, которое образуется в ситуации наставничества педагогов по отношению к другим (родителям и ученикам). Современные родители и обучающиеся нуждаются в более мобильном, педагогически грамотном педагоге нового поколения, ориентированном на ребенка как на ценность, способном вступить во взаимодействие с семьей, а не работающего в традиционной системе воздействия.
Новизна отношений социального партнерства определяется понятием «ценностное взаимодействие». Ценностное взаимодействие семьи и школы предполагает добро-
вольность включения родителей в ту или иную деятельность, предлагаемую учителем, приоритет субъект-субъектного взаимодействия, собственную активность
родителей в стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности. При таком взаимодействии с родителями их оценка качества образования и воспитания, получаемого детьми в школе, должны приниматься во внимание, не быть источником конфликтов и оппозиции школы и семьи, а напротив, становиться стимулом педагогической рефлексии достижений школы, поисков новых направлений развития.
В гуманитарной парадигме педагог всегда рассматривался не только как учитель школьного предмета, но и как воспитатель. Одновременно именно эта функция педагога всегда вызывала наибольшие нарекания. Главная причина напряженности, противоречий, затруднений, возникающих между школой и родителями, – завышенный уровень взаимных ожиданий. Родители ждут, что школа сделает из их ребенка именно то, что они хотят, а школа ждет, что родители всегда будут делать в отношении ребенка то, что им скажут школа и педагог. Когда-то педагогу и школе как главным носителям образованности был обеспечен в обществе авансированный авторитет. Однако сегодня общеобразовательный монополизм школы ограничен как величайшим разнообразием источников информации, так и высоким уровнем образованности родителей. Очевидно, направление деятельности педагога, которое раньше обозначалось как «работа с родителями», оказывается формальным и малоэффективным. Прежние формы и методы работы с родителями (родительские собрания, лектории, тематические конференции, вечера вопросов и ответов, встречи, совместные дела и т.д.) по разным причинам перестают быть действенными, утрачивают привлекательность.
Сегодня реальным потребителем образовательных услуг является родительское сообщество. Именно родительское сообщество не позволит опустить уровень (качество и разнообразие) образовательных услуг ниже реально возможного в современных условиях. Родительское сообщество может помочь в разработке устава школы, формировании учебного и воспитательного планов образовательного учреждения, разработке, коррекции и анализе выполнения плана работы школы, организации и оценке результатов экспериментальной работы. Родители могут участвовать в аттестации, поощрении, награждении учителей, в других формах оценки результатов их профессиональной деятельности. Таким образом, коллективы школ вместе с родительским сообществом определяют цели, задачи, формы организации жизни школы, где родители реально допущены к управлению школой.
Какие формы взаимодействия следует использовать в работе с родителями, чтобы они были активны? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были хорошими помощниками педагогам в воспитании учащихся?
Целью педагогического взаимодействия школы и семьи является интеграция родителей в педагогический процесс путем создания специальных условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе. В основе взаимодействия семьи и образовательного учреждения должны лежать принципы:
– согласия, обеспечивающего обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров;
– сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;
– сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух субъектов как условия их взаимодействия;
– сопричастности, содействующего договоренности о степени соучастия каждого партнера в создании наилучших условий воспитания ребенка.
Требованиями и правилами организации педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, выполнение которых должно способствовать повышению педагогического потенциала данного процесса на сегодняшний день, являются:
– социально-педагогическое партнерство педагогов и родителей, объединяющих свои усилия для достижения общей цели воспитания – формирования самостоятельной, активной личности, способной самореализоваться в современных социокультурных условиях;
– единство действий педагогов и родителей как основных субъектов воспитательного процесса;
– укрепление и развитие контактов между педагогами и родителями по изучению психологии ребенка и его поведения;
– постоянный диалог как форма отношений между педагогами и родителями, основанный на уважении школьных требований и правил со стороны родителей, а также на уважении педагогом мнения родителей;
– гуманизация межличностных отношений, предупреждение конфликтных ситуаций и оптимизация отношений между основными субъектами воспитания – педагогами и родителями, основанные на терпимости, соучастии, сопереживании учителя, а также открытости и искренности родителей во взаимоотношениях;
– индивидуальный подход педагога к ученику и его родителям, установление тесных контактов в семье, ее постоянное и глубокое изучение;
– дифференцированный подход к работе с родителями, исходя из их различий в социально-бытовых условиях, нравственно-психологической атмосфере в семье, отношении к своим родительским обязанностям и т.п.;
– постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний, компетентности родителей, их вовлечение в различные формы педагогического просвещения.
Избрать содержание и формы для эффективного протекания взаимодействия – это, в первую очередь, дело школы. Современной и эффективной системой социально-педагогического сопровождения семьи является педагогическое просвещение (обучение) родителей. Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:
1) здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности;
2) обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи;
3) психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.
Принципы педагогического просвещения (обучения) родителей:
– первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
– достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);
– практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в жизни);
– взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
– развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
– гуманизации отношений и общения;
– системности воспитательных воздействий на ребенка;
– преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребенка;
– сотрудничества по созданию образа Человека.
С введением стандарта родители становятся активными субъектами образовательного процесса школы: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Родители могут выступать и в роли тьютеров: активно участвовать в организации подвижных игр на переменах, помогать детям в осуществлении самообслуживания, принимать участие в подготовке к праздникам и др. При совместной проектной деятельности необходимо осуществление партнерства «педагог – родитель – ребенок». Должна измениться и форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся должны стать активными участниками дискуссий, тренингов. В общем, как всегда, актуальна наша старая поговорка «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Мы понимаем , что все преобразования не происходят в одночасье. Но школа , как живой организм, всегда готова к любым переменам задолго до принятия официальных документов. Творческие учителя и классные руководители никогда не останавливались на традиционных методах и всегда определяли инновационное направление деятельности учебного заведения. Не исключением стала и наша школа. В рамках инновационной деятельности методического объединения классных руководителей с 2010 года действует творческая группа «Семья и социум в образовательном процессе».
Основная цель нашей творческой группы состоит в том, чтобы систематизировать продуктивные формы взаимодействия с семьями обучающихся, которые используются в нашей школе для формирования здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями и способной адаптироваться к условиям жизни. Безусловно, учителя накопили достаточный опыт сотрудничества с семьями, во многих классных коллективах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями. Педагоги строят свою работу с семьями на принципах равенства, уважения мнения друг друга, взаимопомощи, регулярного обмена информацией. Творческая группа объединяет учителей, интересующихся данной проблемой, желающих изучить ее более тщательно. Классные руководители могут поделиться опытом своей работы и помочь при разработке рекомендаций, носящих практический характер. Особое внимание мы уделяем психологической просвещенности учителя. Педагог всегда должен точно знать, о чем информировать и как информировать родителей. Нельзя сводить все к жалобам и негативной оценке. Поэтому большую помощь нам оказывают психологи школы и социальный педагог. Партнерские отношения между учителем и родителем должны быть прочными и всесторонними. Первоочередной задачей нашей творческой группы является необходимость активизации родительского участия, нахождение различных путей привлечения интереса родителей к школьной жизни своих детей.
Руководителем группы является руководитель МО классных руководителей Савочкина Светлана Николаевна, учитель иностранных языков. С 2010 по 2013 учебные годы творческая группа действовала в рамках МО 9-11 классов. Начиная с этого учебного года –в рамках МО 5-8 классов. Это связано с тем, что Светлана Николаевна стала классным руководителем 5 класса. На данный момент в состав творческой группы входят 8 человек: Сибилева Марина Николаевна(5б класс),учитель истории, Савочкина Светлана Николаевна(5в ),Петрашова Оксана Дмитриевна (5е КРО седьмого вида),учитель музыки, Август Светлана Сергеевна (6 б),учитель русского языка и литературы, Сопова Татьяна Ивановна (6в), учитель химии, Демидова Наталья Васильевна (6г), учитель русского языка и литературы, Юдина Валентина Николаевна (7г),учитель немецкого языка, Шарпинская Марина Валерьевна (8в), учитель русского языка и литературы.
Ежегодно составляется перспективный план работы творческой группы. Определяется цель и ставятся задачи-
Цель: укрепление системы сотрудничества педагогов и родителей во всех звеньях учебной и воспитательной работы для формирования здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями и способной адаптироваться к условиям жизни.
Задачи:
1)изучение проблемы с целью повышения профессиональной компетентности учителя;
2)разработка практических рекомендаций с учетом современных требований личностно-ориентированного образования и воспитания;
3)апробация рекомендаций в практической деятельности
Основные направления деятельности и работы представлены в виде таблицы, которую вы можете видеть на экране:
Работа с родителями
Основные направления деятельности | Основные направления работы |
Ответственные |
Сроки |
Диагностическая | 1) изучение семьи ученика; 2) сбор статистических данных о родителях; 3) анкетирование; 4) выработка рекомендаций. | классный руководитель, психолог |
в течение года |
Психолого-педагогическое просвещение | 1) советы и рекомендации; 2) тематические общешкольные, классные собрания; 3) работа психологической службы школы. | классный руководитель, психолог, логопед, социальный педагог |
в течение года |
Участие в управлении школой, организации учебно-воспитательного процесса | 1) выбор классного руководительского комитета; 2) выбор общешкольного родительского комитета; 3) свободные консультации администрации; 4) участие родителей в работе педагогического совета. Совета профилактики. |
классный руководитель, администрация |
Сентябрь, в течение года |
Сохранение здоровья ребенка | 1) формирование основ здорового образа жизни; 2) организация совместных походов, экскурсий, спортивных соревнований; |
классный руководитель |
в течение года |
Общественно – значимая деятельность и досуг | 1) проведение классных родительских собраний; 2) проведение праздников, вечеров; 3) благотворительные акции; 4) конференции для родителей; 5) открытое обсуждение проблем. |
классный руководитель, администрация |
в течение года |
Трудовая деятельность | 1) благоустройство и оформление классных комнат; 2) благоустройство школьного здания и школьного двора. |
родительский комитет |
в течение года |
И конечно же, определяется тематика заседаний творческой группы. Стараемся всегда разнообразить спектр обсуждаемых вопросов. Для примера хочется назвать следующие: «Обеспечение прав родителей на участие в управлении школой ,организации учебно-воспитательного процесса», « Роль семьи в правовом воспитании подростков», «Роль семьи в выборе будущей профессии ребенка», «Организация социально-педагогического взаимодействия с подростками и их родителями, находящимися в социально-опасном положении», «Как помочь ребенку в период активного напряжения сдачи ГИА И ЕГЭ», «Совместная работа семьи и школы как условие формирования личности ребенка и средства реализации гуманистического направления». Формы обсуждения тоже разнообразны: выступления из опыта работы , практические советы, доклады, анкетирование, памятки, открытые мероприятия. Так, Меркушенкова Наталия Анатольевна , классный руководитель 10 б класса, пригласила нас в прошлом году на родительское собрание, где ученики совместно с родителями выясняли, что важно при выборе профессии. А Сопова Татьяна Ивановна продемонстрировала совместную конструктивную беседу родителей и детей 11б класса на злободневные темы подростков.
Классные руководители отмечают, что партнерские отношения с родителями меняют координально общий воспитательный процесс в ученическом коллективе. Выбираются действительно рабочие родительские комитеты, которые помогают классному руководителю организовать праздники, экскурсии; благоустраивают классные комнаты; решают конфликтные ситуации; помогают зарождать и поддерживать традиции классного коллектива. Так ,например, в классном коллективе под руководством Савочкиной Светланы Николаевны День Матери отмечался с 5 по 11 класс без единого пропуска. И этот же классный коллектив с 5 по 11 класс использовал технологию «портфолио классного коллектива» как создание воспитательной системы класса.
Нужно отметить, что опыт работы творческой группы не ограничивается только в рамках МО: Демидова Наталья Васильевна, Сопова Татьяна Ивановна, Юдина Валентина Николаевна, Сибилева Марина Николаевна делились опытом работы на педсоветах, Савочкина Светлана Николаевна заслушивалась на методическом Совете школы, Ковалева Ирина Валерьевна выступала на общешкольном родительском собрании.
Свое выступление я хочу закончить словами А.Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но, прежде всего, – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
4