СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Великолепная семерка"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок "Великолепная семерка"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Великолепная семерка"»

Великолепная семерка (обобщающий урок).


РАЗМИНКА

Учитель называет понятие (физическое явление, прибор и т.п.). Необходимо найти ассоциацию, связанную с этим понятием.

- 4 такта ~- ДВС;

- металлы, почва, растворы солей — проводники;

- R = R1 + R2 + R3 — последовательное соединение;

- направленное движение заряженных частиц — электрический ток;

- поршень, шатун, коленчатый вал, маховик — ДВС;

- фотоэлемент, электрофорная машина, гальванический элемент — источники тока;

- Кулон — французский ученый, единица электричества;

- электрическая плитка, утюг, чайник, кипятильник — электро­нагревательные приборы;

- эбонитовая палочка, кусочек шерсти — отрицательно заряженные тела;

- вал, диск, лопатки, сопла — паровая турбина;

- прямая пропорциональная зависимость — между I и U;

- включается последовательно — амперметр;

- КВт • ч — работа;

- теплопроводность, конвекция — виды теплопередачи;

- собирающая, рассеивающая — линза;

- превращение внутренней энергии в механическую — тепло­вой двигатель;

- источник тока, приемники, замыкающие устройства — электрическая цепь;

- тепловое, химическое, магнитное — действия электрического тока;

- стеклянная палочка, кусочек шелка — положительно заряженные тела;

- кинетическая — энергия, Дж;

- Ампер — французский ученый, единица силы тока.


1-Й ТУР

При помощи эпидиаскопа на экран проецируется рисунок из учебника «Физика-8». Нужно объяснить, что на нем изображено. Первый правильно ответивший выходит в следующий тур. В СЛЕДУЮЩЕМ ТУРЕ - 6 РЕБЯТ.


2-Й ТУР

При помощи графопроектора демонстрируется решение задачи. Необходимо составить к нему условие. В СЛЕДУЮЩЕМ ТУРЕ - 5 УЧАСТНИКОВ.


3-Й ТУР

Каждому участнику предлагается прослушать часть рассказа (по Н.Н.Носову), найти ошибку, подтвердить правильность услышанного или ответить на вопрос. В СЛЕДУЮЩЕМ ТУРЕ - 4 УЧАСТНИКОВ.


Мишка на рыбалке с дедушкой и другом

Тихим, неторопливым шагом пробирались мы вдоль берега через осоку, внимательно вглядываясь в прозрачную воду. Наконец я заметил красавца-карася. Он застыл прямо возле берега, еле шевеля своими бронзовыми жабрами. Прицелившись точно в рыбу, метнул острогу. Острие вонзилось в тело, карась нервно метнулся и затих.

(Здесь допущена ошибка. В воде изображение рыбы приподнято, и, точно прицелившись в рыбу, в нее не попадешь.)

Подобным образом мы поймали еще две рыбы. Исходив все озеро по периметру, мы с Мишкой присели на берегу и начали соревноваться, кто дальше бросит камень. Мишка в азарте приподнялся и вдруг остановился. «Слушай, - сказал он, - а почему солнце двигается? Когда сидишь, изображение солнца ближе к берегу, встанешь - отходит дальше». (Ошибки нет.)

Мы долго еще наблюдали за солнцем, а потом пошли к дедушке. К этому времени у него тоже перестало клевать, и он попросил нас разжечь костер, чтобы сварить уху. Но спичек ни у кого не оказалось. Тогда Мишка сказал, что у него есть линза и можно разжечь костер с помощью нее. Мы принесли из леса небольшие ветки, подложили бумагу и стали с помощью линзы терпеливо поджигать. Но как мы ни пытались, у нас ничего не вышло. Тогда я сбегал к дедушке, попросил у него очки, и с их помощью мы быстро добились нужного результата. Но до сих пор не пойму, почему нам не удалось это проделать с линзой? Почему?

(Собирающая линза • зажигательное стекло, но .у Мишки была,

видимо, рассеивающая.)

Пока я размышлял, вода в котелке закипела. Дедушка возился около костра, потом вдруг приподнялся и, улыбнувшись, спросил, показывая на высокий тополь:

«А высоту того дерева вы можете определить?» «Нет, конечно, это дерево очень большое, я не залезу на него», -. ответил Мишка. «А что, по-другому нельзя?» - спросил его дедушка. «Точно нельзя», - ответил Мишка. Дедушка промолчал. (Ошибка - можно.)

Пообедав, мы любовались зеленью, я снова взял очки и стал выжигать на ветках узоры. Линзы нагрелись, и их оптическая сила возросла.

(Ошибка - с повышением температуры плотность стекла уменьшается, увеличивается радиус кривизны поверхностей, образующих линзу, фокусное расстояние линзы увеличивается, следовательно, ее оптическая сила уменьшается.)

Проведя так остаток дня, мы довольные вернулись домой. Солнце уже почти село. Мы с Мишкой сидели на диване и вспоминали различные смешные ситуации. Дедушка читал газеты. Я вспомнил очень смешную историю, и мы, расхохотавшись, стали кататься по дивану. Дедушка укоризненно посмотрел на нас и посоветовал порешать задачи. Мы послушались его.

- Человек приближается к зеркалу со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью изображение человека приближается к зеркалу?

«Ну это очень просто, - заметил Мишка, -1 м/с». (Ошибка - 0,5 м/с.)

- Чтобы получить изображение предмета с помощью тонкой собирающей линзы фокусным расстоянием Р, мальчик в спешке установил линзу вертикально в картонном зажиме, наполовину закрыв ее картоном. Получил ли мальчик полное по высоте изображение предмета?

«Нет»,-уверенно сказал Мишка.

(Ошибка. Получил, однако не такое яркое, т.к. уменьшился

световой поток, который мог бы пройти через линзу.)

«Давай, дедушка, что-нибудь потруднее». «Хорошо», - ответил

дедушка.

- Точка помещена между двумя взаимно перпендикулярными зеркалами. Сколько получится изображений? Мы переглянулись, прыснули: «Конечно, два. Два зеркала -два изображения». (Ошибка - три.)

Остаток вечера просидели возле телевизора, смотрели хоккей, Затем легли спать. Но я долго не мог заснуть: вспомнил задачу, заданную в школе.

- Нужно определить минимальную высоту плоского зеркала, установленного вертикально в комнате, чтобы, встав перед ним, не меняя положения головы, видеть свое изображение во весь рост. Я интуитивно чувствовал, что это половина высоты человека, но почему, не мог объяснить. Так и заснул...

(Полвысоты своего роста.)


4-й ТУР

Каждому участнику задается вопрос и предлагается 5 вариантов ответа (написаны на доске). Надо выбрать правильный ответ с трех попыток. В СЛЕДУЮЩИЙ ТУР ВЫХОДЯТ 3 ЧЕЛОВЕК.

- Джоуль:

а) открыл закон, определяющий направление индукционного

тока;

б) прославился открытием гальванопластики;

в) открыл закон, выражающий связь между силой тока в цепи,
напряжением и сопротивлением;

г) обосновал на опытах закон сохранения энергии;

д) ввел в физику понятие электрический ток.
(Ответ: г,) ,

- Человек издавна применяет различные виды топлива: дрова, каменный уголь, нефть, природный газ. Для получения энергии с физической точки зрения наиболее выгодное топливо:

а) антрацит;

б) нефть;

в) каменный уголь;

г) торф;

д) сухие дрова.
(Ответ: б.)

- Толстый слой подкожного жира способствует сохранению тепла у полярных животных, и они часами могут плавать в ледяной воде. Животное, у которого жировые запасы достигают 40% общей массы, - это:

а) морж;

б) белый медведь;

в) тюлень.

г) пингвин;

д) кит.
(Ответ: г.)

- Паровой турбиной занимались многие ученые: Бранка, Парсонс и др. Кто получил патент на активную паровую турбину?

а) Дизель.

б) Лаваль.

в) Карно.

г) Ленуар.
(Ответ: б.)

- Английский физик Эрнест Резерфорд изучал строение атомов различных элементов, подвергая их бомбардировке частицами, излучаемыми радиоактивными элементами. Как назывались эти частицы?

а) альфа-частицы; г) протоны;

б) бета-частицы; д) нейтроны;

в) гамма-частицы;
(Ответ: а.)

- В 1837 г. американец Самуил Морзе сконструировал телеграфный аппарат, записывающий сигналы. В 1844 г. была открыта первая телеграфная линия, оборудованная аппаратами Морзе (между Вашингтоном и Балтимором). Электромагнитный телеграф Морзе , т.е. разработанная им система записи сигналов в виде точек и тире получила широкое распространение. Какую букву означает знак «•» в азбуке Морзе?

а) А. г) Е.

б) И. д) Х.

в) С.
(Ответ: г.)

- В 1827 г. появился труд «Гальваническая цепь, разработанная математически доктором Г.С.Омом», где Ом теоретически установил знаменитый закон, носящий его имя. Работу Ома встретили в Германии очень хорошо, однако за рубежом она долгое время оставалась неизвестной. Любопытно, что школьники одной страны и поныне изучают закон Ома под именем другого ученого. Какая это страна?

а) Великобритания. г) Италия.

б) Франция. д) США.

в) Иран.
(Ответ: б, закон Пулье.)


5-Й ТУР

Читается фраза (физический закон, определение), в которой все слова заменены противоположными по смыслу. Надо воспроизвести оригинал. В ФИНАЛ ВЫХОДЯТ ДВА УЧАСТНИКА.

- Тьма в смеси удерживается криволинейно. (Свет в однородной среде распространяется прямолинейно.)

- Прямая поглощения не равна прямой взлета. (Угол отражения равен углу падения.)

- Слабость покоя криво пропорциональна расслаблению и прямо пропорциональна содействию. (Сипа тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению.)

- Холодовые замедлители. (Тепловые двигатели.)

- Внешняя лень. (Внутренняя энергия.)

- Холодоблокирование. (Теплопроводность.)

- Хаотичное разделение изоляторов. (Последовательное соединение проводников.)

- Беспредел О.М.Заборьевой (Закон Ома.)

- Магнитный лес. (Электрическое поле.)


ФИНАЛ

Каждому участнику выдаются по две таблички, на одной с обеих сторон написано «ДВС», а на другой «Паровая турбина». Зачитывается информация, и на счет «три» оба должны поднять одну или две таблички, а может, не поднять ни одной.

- КПД меньше единицы, т.е. меньше 100%. (ДВС и паровая турбина.)

- На вал насажен диск, по ободу которого закреплены лопатки. Около лопаток - трубы-сопла. (Паровая турбина.)

- КПД этого двигателя 30%. (Паровая турбина.)

- В этом двигателе внутренняя энергия топлива превращается в механическую. (ДВС и паровая турбина.)

- Температура продуктов сгорания достигает 1600-1800 °С. (ДВС.)

- Увеличение числа этих двигателей приводит к сильному загрязнению атмосферы выхлопными газами. Эти газы вредны для живых организмов, они вызывают порчу ценных архитектурных сооружений. Наиболее эффективный способ -замена этого двигателя электрическим двигателем. (ДВС.)

- Этот двигатель был изобретен в Древнем Китае. С ним связаны имена Кибальчича, Циолковского, Королева. ( Реактивный двигатель)

4