СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний об имени прилагательном

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по теме "Имя прилогательное" с использованием элементов ТРИЗ

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об имени прилагательном»

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тип: повторение изученного материала.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

1. Способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.

2. Развивать логическое и креативное мышление.

3. Воспитывать любовь к природе, к родному языку.

Оборудование и ТСО: проектор, компьютер, индивидуальные бланки заданий.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

– Доброе утро ребята, я рада снова видеть вас на уроке русского языка. Проверьте свои рабочие места. Нет ли на них ничего лишнего?

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Регулятивные УУД:

– умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика.

Мотивация познавательной деятельности

– А начнём мы его со стихотворения.

Работа над эпиграфом к уроку:

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

– Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Отвечают на загадку. Предполагают тему сегодняшнего урока

Познавательные УУД:

– умение анализировать;

Коммуникативные УУД:

– умение слушать;

– умение высказывать точку зрения.

Актуализация знаний

– У меня в руках рюкзак. В него мы сложим груз знаний, который накопили за время изучения имени прилагательного. На столах у вас лежат листочки с вопросами. Выберите один из них, который больше всего нравятся. А теперь я буду по очереди к вам подходить и спрашивать ответы на вопросы. Вопросы, на которые ответили правильно, отправляются в рюкзак.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Что оно обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

7.Как определить падеж имени прилагательного?

Вспоминают изученный материал по теме «Имя прилагательное»

Познавательные УУД:

– анализ и обобщение предыдущего учебного опыта;

– умение устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

– умение грамотно строить высказывание;

Регулятивные УУД:

– умение осуществлять промежуточный контроль своей деятельности.


Постановка учебной задачи

– Сейчас мы вспомнили, что такое имя прилагательное и с чем его едят. Но, скажите пожалуйста, для того, чтобы грамотно писать, достаточно только ответов на вопросы?

А что нужно сделать ещё?

Так чем же мы будем заниматься на уроке?

Ставят учебную задачу. Определяют тему урока. Прогнозируют дальнейшую деятельность на уроке.

Реглятивные УУД:

– умение ставить учебную задачу;

Познавательные УУД:

– умение анализировать, формулировать предположения

Работа по теме урока

– Сегодня утром к нам в класс приходил старшеклассник и принёс вот такое задание: «Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже». Он сказал, что не справился с этим заданием. А вы справитесь?

1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная.

3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.

4. Закачалась, ветка, вот, еловая.

5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.

– Определите падеж прилагательных, выделите окончание.

Выполняют предложенное задание. Определяют падежи имён прилагательных, аргументируют ответы.

Познавательные УУД:

– структурирование знаний;

Регулятивные УУД:

– умение определить последовательность действий.

Коммуникативные УУД:

– умение работать в команде, высказывать мнение, выслушивать собеседника

Закрепление пройденного материала

Самостоятельная работа по карточкам.


– Игра «В каком магазине?»

На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Подумайте, а что было бы, если бы магазин, в который мы идём покупать коньки, назывался булочной? Как бы это сказалось на нашей жизни?




Делают вывод, что

очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

Познавательные УУД:

– структурирование знаний;

Регулятивные УУД:

– умение определить последовательность действий.


Итог и рефлексия

– Сейчас я снова беру в руки рюкзак. Но теперь у вас на столах нет вопросов. Что же туда класть? А класть туда мы будем вот такие листочки. Класть и говорить, чему мы научились, что знаем и что теперь умеем делать по теме «Имя прилагательное».

Осуществляют самоанализ. Высказываются относительно изученной темы.

Познавательные УУД:

– умение анализировать, обобщать;

Регулятивные УУД:

– умение осуществлять рефлексию;


Домашнее задание

Упр. 99

Записывают Д/З



КАРТОЧКИ:

I вариант.

– Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.

________пенёк опрокидывает _______воз.

_______крючком_______рыбу не выудишь.

Даже самое ______дерево выросло из _______семени.

Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.


II вариант.

В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).

Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.

1. У короткого ума ____________язык.

2. Старый друг лучше ____________двух.

3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.

4. Горькая правда лучше____________лжи.