Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тип: повторение изученного материала.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.
1. Способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.
2. Развивать логическое и креативное мышление.
3. Воспитывать любовь к природе, к родному языку.
Оборудование и ТСО: проектор, компьютер, индивидуальные бланки заданий.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | – Доброе утро ребята, я рада снова видеть вас на уроке русского языка. Проверьте свои рабочие места. Нет ли на них ничего лишнего? | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. | Регулятивные УУД: – умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика. |
Мотивация познавательной деятельности | – А начнём мы его со стихотворения. Работа над эпиграфом к уроку: Я – часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! – Какая часть речи может так себя охарактеризовать? | Отвечают на загадку. Предполагают тему сегодняшнего урока | Познавательные УУД: – умение анализировать; Коммуникативные УУД: – умение слушать; – умение высказывать точку зрения. |
Актуализация знаний | – У меня в руках рюкзак. В него мы сложим груз знаний, который накопили за время изучения имени прилагательного. На столах у вас лежат листочки с вопросами. Выберите один из них, который больше всего нравятся. А теперь я буду по очереди к вам подходить и спрашивать ответы на вопросы. Вопросы, на которые ответили правильно, отправляются в рюкзак. 1. Что такое имя прилагательное? 2. Что оно обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. С какой частью речи связано? 5. Как изменяется? 6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам? 7.Как определить падеж имени прилагательного? | Вспоминают изученный материал по теме «Имя прилагательное» | Познавательные УУД: – анализ и обобщение предыдущего учебного опыта; – умение устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: – умение грамотно строить высказывание; Регулятивные УУД: – умение осуществлять промежуточный контроль своей деятельности. |
Постановка учебной задачи | – Сейчас мы вспомнили, что такое имя прилагательное и с чем его едят. Но, скажите пожалуйста, для того, чтобы грамотно писать, достаточно только ответов на вопросы? А что нужно сделать ещё? Так чем же мы будем заниматься на уроке? | Ставят учебную задачу. Определяют тему урока. Прогнозируют дальнейшую деятельность на уроке. | Реглятивные УУД: – умение ставить учебную задачу; Познавательные УУД: – умение анализировать, формулировать предположения |
Работа по теме урока | – Сегодня утром к нам в класс приходил старшеклассник и принёс вот такое задание: «Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже». Он сказал, что не справился с этим заданием. А вы справитесь? 1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес. 2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная. 3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя. 4. Закачалась, ветка, вот, еловая. 5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная. – Определите падеж прилагательных, выделите окончание. | Выполняют предложенное задание. Определяют падежи имён прилагательных, аргументируют ответы. | Познавательные УУД: – структурирование знаний; Регулятивные УУД: – умение определить последовательность действий. Коммуникативные УУД: – умение работать в команде, высказывать мнение, выслушивать собеседника |
Закрепление пройденного материала | Самостоятельная работа по карточкам. – Игра «В каком магазине?» На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Подумайте, а что было бы, если бы магазин, в который мы идём покупать коньки, назывался булочной? Как бы это сказалось на нашей жизни? | Делают вывод, что очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. | Познавательные УУД: – структурирование знаний; Регулятивные УУД: – умение определить последовательность действий. |
Итог и рефлексия | – Сейчас я снова беру в руки рюкзак. Но теперь у вас на столах нет вопросов. Что же туда класть? А класть туда мы будем вот такие листочки. Класть и говорить, чему мы научились, что знаем и что теперь умеем делать по теме «Имя прилагательное». | Осуществляют самоанализ. Высказываются относительно изученной темы. | Познавательные УУД: – умение анализировать, обобщать; Регулятивные УУД: – умение осуществлять рефлексию; |
Домашнее задание | Упр. 99 | Записывают Д/З | |
I вариант.
– Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.
________пенёк опрокидывает _______воз.
_______крючком_______рыбу не выудишь.
Даже самое ______дерево выросло из _______семени.
Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.
II вариант.
В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).
Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.
1. У короткого ума ____________язык.
2. Старый друг лучше ____________двух.
3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.
4. Горькая правда лучше____________лжи.