Часть1 Использование ЭОР в педагогической деятельности учителей.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? (слайд 2)
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона илиCD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно о таких ресурсах я буду говорить.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Итак, здесь и далее я рассматриваю электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.
Каковы инновационные качества ЭОР? (слайд 3)
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
· получение информации;
· практические занятия;
· аттестация (контроль учебных достижений).
Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленных источников. В конце концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не минуты, а месяцы, на образовательных результатах это не сказывалось.
Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.
Что нового дают ЭОР учащемуся? (слайд 4)
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.
Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?
Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.
Тогда можно не ходить в школу?
Ничего подобного!
Во-первых, нужно отчетливо понимать, что возможности ЭОР и учителя сегодня и в обозримом будущем несравнимы. Говоря языком информатики, учитель – это «экспертная система»: может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе – неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного ученика. Во-вторых, компьютер даже не претендует на роль педагога – воспитателя, носителя культуры.
Можно привести ещё множество аргументов, свидетельствующих о бесценной роли Учителя в образовательном процессе. Другое дело, что в современных условиях, когда приходится учиться всю жизнь, трудно представить, сколько бы понадобилось учителей, если бы не компьютер, резко расширивший возможности самостоятельной учебной работы.
В-третьих, только в школе можно «пощупать» реальную лабораторную установку, провести живое коллективное обсуждение проблемы – ценность «мозгового штурма» не зависит от уровня информатизации.
Наконец, школа – это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде.
Что дают ЭОР учителю? (слайд 5)
Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:
- сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
- экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
- вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.
Результат использования ЭОР для учащихся – это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах; для учителя – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками.
Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.
Часть 2 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ УСПЕВАЕМОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ (слайд 6)
В разделе «Школа» главного меню «Дневника» содержится набор функций для учебного процесса.
Страницы школы и класса
По ссылке «Моя школа» открывается страница школы, на которой можно ознакомиться с информацией о школе, списком людей, календарем мероприятий, фотографиями и пообщаться на форуме (слайд 7)
В разделе «Классы» можно выбрать класс и перейти на персональную страницу класса, с собственными функциями (Календарь, Фото, Новости и т.д.) (слайд 8)
Использовать функции класса могут ученики и сотрудники класса. Например, если вы классный руководитель, то вы можете писать новости, создавать события, общаться с классом на стене и форуме.
В разделе «Школа/Расписание уроков» вам доступно расписание по учителям, по классам и расписание звонков в школе (на соответствующих вкладках) (слайд 9)
Расписание уроков редактируется администратором школы, поэтому если произошли изменения в проведении уроков и вы хотите чтобы они отразились в «Дневнике», обратитесь ко мне.
При нажатии на урок в календаре вы попадаете на страницу урока, которая устроена по принципу «все-в-одном», т.е. все необходимые данные по уроку находятся на одной странице. (слайд 10)
Детали урока
В этом блоке показываются основные данные урока: предмет, дата, время и кабинет задаются расписанием, а вы можете дополнить эту информацию темой и описанием урока, нажав на ссылку «Редактировать», расположенную над блоком справа.
Работы на уроке
В блоке «Работы на уроке» записываются работы, которые проводятся на уроке и за которые ставятся отметки. По умолчанию, «Дневник» создает «Ответ на уроке». Вы можете отредактировать уже созданные работы (кнопка «карандаш» или ссылка на странице работы), а также добавить новую работу (слайд 11)
При добавлении работы на уроке необходимо выбрать тип работы, настроить вид и количество оценок, а также описание работы. Под каждую работу в соответствии с настройками создается колонка с оценками, которую можно редактировать как на странице работы, так и в журнале урока (слайд 13)
Журнал урока
Вся информация о посещаемости и отметках ученика за работу на уроке и домашние задания записывается в журнал урока. Ввод посещаемости и оценок возможен в двух режимах: одиночный и массовый. В одиночном режиме оценка или статус присутствия на уроке выставляются с помощью кнопки плюс в соответствующей ячейке напротив ученика. Для массового ввода используется кнопка плюс в заголовке столбцов (слайд 14)
Ввод оценок В одиночном режиме на месте пустой ячейки находится знак «+», при нажатии на который появляется выпадающее меню с вариантами оценок (в зависимости от выбранного вида оценки для работы). После выбора оценки плюс заменяется соответствующей оценкой. Чтобы изменить или удалить поставленную оценку, нажмите на нее и выберите нужный вариант в списке (слайд 15)
Каждому ученику можно написать комментарий к уроку, который вводится в поле комментария, рядом с оценками. Нажмите на область комментария – в ней появится поле, в которое можно ввести комментарий. После ввода текста, нажмите кнопку «Сохранить».
Журнал за день
Для ввода и просмотра данных за один день предназначен журнал за день. В нем представлен список уроков за день с возможностью ввода информации (при наличии соответствующих полномочий, например классным руководителем). Внешний вид журнала за день совпадает с журналом предмета. (слайд 16)