Обобщение опыта
МКДОУ№ 6 «Ромашка» г. Теберда.
«Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики рук».

Стёпина Т.Ю.
2017г.
I.Введение.
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2.Актуальность проблемы.
II.Продуктивная деятельность как средство для развития мелкой моторики рук.
1.Цели и задачи педагогической деятельности по развитию мелкой моторики.
2.Методы и приёмы организации продуктивной деятельности.
Нетрадиционные способы рисования.
а) отпечатки листьями;
б) рисование пальчиками и ладошкой;
в) рисование ватными палочками;
г) пластилинография;
д) аппликация.
Пальчиковые игры со стихами и скороговорками.
Пальчиковый театр.
Игры с мелким строительным материалом, пазлы.
Выкладывание фигур из геометрического материала и счётных палочек.
Кинезиологические упражнения.
3.Работа с родителями.
III.Заключение
1.Анализ работы.
Литература.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Многие ученые занимались исследованием вопросов детской психологии и педагогики. И они пришли к поразительным выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие мелкой моторики рук. И все мы знаем, что эта треть расположена очень близко к речевому центру, поэтому можем считать, что двигательная активность кистей и пальцев ответственна за речь человека. Значит в связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка является одной из важных задач при обучении речи наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего практического опыта доказывают, что выводы ученых оказались правильными. Мелкая моторика оказывает существенное влияние на формирование мыслительных навыков, памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые хорошо уверенно владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются . К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Как уже было сказано, речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ребёнок ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче т Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры
головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится все актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – моющие пылесосы, стиральные машины, кухонные комбайны. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (застегивание и расстегивание застежек, использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую и умственную деятельность и готовить ребенка к школе.
Цель моей работы - создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Проблемные вопросы: Какое место работа над развитием мелкой моторики руки должна занимать в общей системе подготовки детей к школе? Какие формы работы по развитию
мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста являются наиболее эффективными? Возможно ли решение проблемы только усилиями
специалистов МДОУ? Каким должно быть сотрудничество с родителями в решении проблем ребёнка по данному направлению?
Выдвинутая гипотеза определила задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать серию пальчиковых игр и упражнений с целью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Подготовить дидактическое обеспечение серии пальчиковых игр и упражнений у детей дошкольного возраста.
4.Включить серию пальчиковых игр и упражнений в воспитательно-образовательный процесс.
5.Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики рук; способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
6.Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей.
Формы работы:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми.
-Индивидуальная работа с детьми.
-Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
-Консультативная работа с родителями.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала следующие методы и приемы работы:
Нетрадиционные способы рисования.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети
любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. На занятиях по художественно-эстетическому развитию и на занятиях кружка «Умелые ручки» ребята с удовольствием рисуют отпечатками листьев .
Отпечатки листьев на бумаге – нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев. Особенно красивыми получаются рисунки по теме «Деревья осенью», «Люблю берёзку русскую»(см.приложение1).
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учится строить «причинно – следственные связи, учится логически мыслить. Так он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нём появляются интересные «загогулины», а если поставить кляксу и «развозюкать» её ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребёнок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет, сюжетны картины. По-разному поворачивая ручки и, дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку, можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка с разведёнными
пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик. (см. приложение 2).
Техника рисования ватными палочками имеет глубокие корни. Наши предки рисовали картины тиской - размочаленной палочкой, выдернутой из обычного веника. В живописи существует такое стилистическое направление - пуантилизм. В его основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Любой вид развивающих занятий имеет определенные цели. В числе основных, которые подразумевает рисование ватными палочками-это развитие следующих умений и навыков:
умение держать палочку в руке, развитие мелкой моторики рук;
умение смешивать цвета; навык создания многослойных рисунков;
воспитание эстетического вкуса; развитие воображения, фантазии; развитие чувства композиции.
Немаловажно и то, что подобные занятия способствуют удерживанию интереса к кропотливому труду, что не очень свойственно дошкольникам.
Такие занятия имеют благотворное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, развивают любознательность, умение наблюдать за природой, формируют понимание ее ценности и бережное отношение к ней. А ещё таким образом дети знакомятся с окружающим миром и познают его Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить
все детали рисунка точками определенного цвета. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Мы рисовали ватными палочками «Ёжика», «Ветку мимозы к 8 Марта».(см. приложение 3).
«Пластилинография» от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности. «Пластилинография» подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые, как и краски можно смешивать, накладывать, друг, на друга меняя оттенки цвета. Пластилин можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография. Основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
Итак, наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга, а пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. В технике пластилинографии мы выполняли работы «Салют», «Снежинка», «Осеннее дерево».(в данной работе использовалась техника «обрывной аппликации») (см. приложение 4).
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятым за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, природных материалов. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей. Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Чем полезны занятия аппликацией:
а) Помогают развитию многих психологических аспектов: происходит развитие памяти, формирует зрительные восприятия, улучшает воображение и фантазию, пространственные представления, воспитывает трудолюбие, терпение и целенаправленность.
б) Умственное воспитание поможет детям лучше ориентироваться в представлении окружающих форм и пространственном положении различных предметов, разнообразии оттенков цветовой гаммы. Формируются такие мыслительные навыки как синтез, анализ, сравнение. Также происходит накопление словарного запаса, дети учатся общению. На занятиях создаются отличные условия для приобретения таких важных качеств человека как самостоятельность и проявление инициативы.
в) Происходит трудовое воспитание. Ребенок учиться пользоваться различными инструментами, вырезать ножницами, используя кисточку и клей приклеивать и т. д. Трудолюбие воспитывается в процессе подготовки к работе и уборке рабочего места после ее окончания.
Я применяю различные виды аппликаций не только на занятиях, но и в кружковой работе. Так ребятами старшей группы была выполнена коллективная работа из кругов «Рыбки в аквариуме», «Листопад», «Грибок» с использованием салфеток, «Зимний лес» с использованием соли (см.приложение 5).
Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг.
Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
1. Органов движения.
2. Органов познания.
3 Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать..
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики по-прежнему остаются «пальчиковые игры». Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроты реакций. «Пальчиковые игры» положительно влияют на эмоциональное развитие ребенка – радуют, учат общаться. Эти игры отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В «пальчиковых играх» задействован каждый пальчик, упражнения выполняются как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Такие игры провожу ежедневно по 5-10 минут. Пальчиковые игры и физминутки обладают развивающим, оздоравливающим воздействием. Их использование играет большую роль для развития речи детей:
— подготавливает ребенка к рисованию и письму;
— кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
— исчезает напряжение, снимается умственная усталость.
Основные принципы проведения пальчиковых игр:
-выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
-При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
-Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
-Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может снизить интерес к игре.
-Нельзя принуждать ребёнка к игре, необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяв игру.
Привлекая детей к совместной деятельности, я старалась, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. Кроме того, пальчиковые игры дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Для тренировки пальцев использую упражнения и без речевого сопровождения. Ребёнку объясняю выполнение того или иного задания, например : «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Слонёнок» - средний пальчик выставлен вперёд – хобот, остальные ноги.
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогали поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Использование потешек, пальчиковых физминуток, игр разнообразно. Их можно использовать в различных режимных моментах: на зарядке, при знакомстве с телом человека, при приёме пищи, при умывании, при пробуждении после сна, на различных занятиях, для развлечения, досуга.
Потешка для приёма пищи.
Ладушки, ладушки! (показать как печём оладушки)
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала, (показываем, как маслом поливаем)
Детушкам давала. (движение, как-будто раздаём)
Даше-два, Паше-два,(показываем на пальчиках)
Ване-два, Тане-два.
Хороши оладушки (большой палец показать)
У нашей бабушки.
Потешка для умывания.
Зайка начал умываться (показываем рукой как умываемся)
Видно в гости он собрался.
Вымыл носик, (моем носик)
Вымыл ухо. (моем ушко).
Вот и сухо. (вытираем лицо).
Потешка для пробуждения.
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? Да! (поморгать глазками).
С добрым утром ,ушки! (потрогать ушки).
Вы проснулись? Да!
С добрым утром , ручки! (вытянуть руки, потянутся)
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ножки! (приподнять ножки)
Вы проснулись? Да!
Потешка для развлечения, снятия напряжения.
«Как живёшь?»
-Вот так! (показать большие пальцы рук)
«Как идёшь?»
-Вот так! (шагаем)
«Как бежишь?»
-Вот так! (бег на месте)
«В даль глядишь?»
-Вот так! (прижать ладонь ребром ко лбу)
«Как грозишь?»
-Вот так! (погрозить пальцем)
«Как шалишь?»
-Вот так! (надуваем щёки и кулачками мягко ударяем по ним)
Как у всякого воспитателя у меня составлена картотека пальчиковых игр и физминуток. Я применяю их в своей деятельности (см.приложение 6).
Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат. Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей использую различные виды инсценирования.
Хорошим средством для развития движений пальцев являются игра в «Театр пальчиков», кукольный театр. « Пальчиковый театр» - это увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики, помогает развивать пространственное восприятие, воображение, память, мышление и внимание, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции. Материалом для « пальчикового театра» является различный бросовый материал: стаканчики из- под йогурта, «Растишки». Так же пальчиковые куклы изготовлены из бумаги. Детям очень нравится разыгрывать сказки «Три поросёнка», «Три медведя», «Красная шапочка».
Кроме того для девочек есть специальная игра с конусными куклами. Куклы можно одевать на палец, можно менять ей одежду, одевая один конус на другой. Кроме того у кукол есть ещё и шапки. Они тоже очень маленькие, поэтому, чтоб одеть такую шапку надо постараться пальчикам (см. приложение 6).
Интересны детям и задания, где нужно собрать разрезные картины, пазлы. Где целью является не только развитие тонких движений пальцев рук, но и мышления, зрительного восприятия.
Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В
играх используются подручные материалы, прищепки, пуговицы, конструктор.
— формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;
— развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;
— у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;
— развивается мышечная активность;
— развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность.
Ребята любят игру «Волшебный мешочек», когда надо на ощупь угадать какой предмет находится в мешочке, игры с прищепками «Сделай ёжика», «Сделай лучики у солнышка», «Собери картинку животного» «Кто где живёт?», «Собери дорожный знак». Пазлы подобраны по темам «Животные», «Дорожные знаки», «Транспорт» и др.. (см. приложение 7)
Счётные палочки — вероятно, одно из первых приспособлений для вычислений. Счётные палочки представляют собой одно- или многоцветные удлинённые брусочки, обычно сделанные из дерева или пластика. Используются сегодня для обучения счету, в том числе в школах. Счётные палочки также используются в методике Монтессори, методике Зайцева и других методиках раннего развития, для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки.
Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой моторики у детей, что положительно влияет на кору головного мозга и развитие речи. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшение артикуляционной моторики, а также подготовку кисти руки к письму. Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы.
Счетные палочки – отличный материал для знакомства с геометрическими фигурами, ведь с их помощью можно легко и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем отличаются разные фигуры друг от друга, а
также это отличный материал для развития сенсорных способностей. С их помощью развивается мелкая моторика, закрепляются цвета и умение их классифицировать. Задания и упражнения со счётными палочками позволят детям развить мелкую моторику, закрепить знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка. Занятия с счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых сделана фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками. Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изодеятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате плоскостного конструирования ребенок создает образ. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь. Конструирование (и в частности конструирование из счётных палочек) непосредственно направлено на развитие речи.
Ребята средней и старшей группы любят конструировать из счётных палочек. Такое конструирование я применяю на занятиях по ФЭМП. Мы конструировали транспорт, цветы, здания, животных, геометрические фигуры.
Нужно помнить, что игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и возможность доставить детям удовольствие, вызвать у них положительные эмоции!( см. приложение 8)

Кинезиология ( с греческого – наука о движении). Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии. Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология. Работы Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.Н.Бехтерева доказали положительное воздействие манипуляций рук на развитие речи детей и на функциональность высшей нервной деятельности в целом.
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Я в своей деятельности пробую включать упражнения для развития мелкой моторики.




Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов
кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного
взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и
улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников (см.приложение 9).
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Поэтому для родителей так же важна информация как развивать мелкую моторику рук. Стараюсь информировать родителей, помогать информацией.
В уголке для родителей периодически меняется информация по развитию мелкой моторики у детей. Были изготовлены папки-передвижки: « Развитие мелкой моторики в быту , « Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики» , « Что даёт пальчиковая гимнастика» , « Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка». Для родителей были изготовлены памятки « Что необходимо предлагать детям для развития мелкой моторики рук» , « Правила гигиены и безопасности рук» « Упражнения для сильных и ловких рук»(см. приложение 10) .
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук. Я стараюсь предоставить детям испытать удовольствие от творческого процесса, от того, что он сделал что-то сам, учу тому, что любую работу, любое действие можно делать с интересом. Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей среднего возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы , которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики , самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. о, я считаю, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
1.Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.
2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики.
3. Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
4. Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей.
Литература:
1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» (Программа обучения в детском саду), 2006г.
2. Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
3. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» (Программа обучения в детском саду), 2001г.
4. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», 2006г.
5. Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1989.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2009.-72с.
7.Глушакова О.А., Дедова С.И. «Веселые счетные палочки.
8. Пальчиковая гимнастика. (Узорова О.В., Нефѐдова Е.А)
9. Журнал для работников образования «Метод-сборник», www.metod-sbornik.ru, E-mail: [email protected]
10. infourok.ru
11. Электронный ресурс социальная сеть работников образования nsportal.ru
МКДОУ №6 «Ромашка». г. Теберда.
Обобщение опыта
«Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики рук».

Стёпина Т.Ю.
2017г.
12