Максимычева Дина Владимировна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МОАУ «Подольская средняя общеобразовательная школа»
Красногвардейский район Оренбургская область
Обобщение педагогического опыта
«Развитие читательского интереса через
разнообразные формы обучения».
Максимычева Дина Владимировна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
МОАУ «Подольская СОШ»
с. Луговск 2018г
«Книга,возможно, наиболее сложное и
великое чудо из всех чудес,созданных
человечеством на пути к его счастью
и могуществу будущего»
А.М.Горький
Представляю свой обобщённый педагогический опыт по теме «Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения». Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать.
Более того, проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и читательские умения относятся к универсальным учебным действиям.
Факторы, оказавшие влияние возникновения и становления педагогического опыта: внедрение ФГОС,изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.
Наблюдения за учащимися показали, что наметилась тенденция снижения интереса к чтению. В ходе изучения уровня развития читательских умений и навыков было установлено:
постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
сокращение чтения в свободное время из-за того, что телевидение ,видео, -аудиотехника, а также компьютер вытеснили книгу из жизни;
преобладание “делового” чтения над “свободным”;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.
Есть ли в новый век информационных технологий, повсеместной компьютеризации будущее книги?
Если есть будущее у человека, то оно есть и у книги. Книги нужны нам как источник духовного обогащения. Книги несут в себе огромное количество информации. Они воспитывают не только разум, но и чувства человека, поскольку именно чтение книги способно вызвать в человеке нравственно-эстетические переживания. Чтение должно быть духовной потребностью ребёнка, тропинкой к вершине умственного, нравственного и эстетического развития.
В.А.Сухомлинский писал: «Хорошая книга – окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир и самих себя. Оно открывается перед ним тогда, когда, наряду с чтением, наряду с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа со словом»
Актуальность темы. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», - утверждал А.Н.Толстой. Однако проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Традиционное чтение книг вытесняют мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие - живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, наиболее благоприятном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека. Поэтому, на наш взгляд, проблема формирования интереса к чтению у младшего школьника является очень актуальной. Учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, повышающие технику чтения учащихся, однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволит сформировать у учащихся интерес к чтению. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать интерес к чтению у младших школьников сельской школы и недостаточной методической разработанностью путей, методов, приемов этого процесса.
Детское чтение нуждается в поддержке. Моя цель: создание системы работы по развитию интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, методов и приемов. Формирование у школьников читательского интереса через задачи:
1. Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений.
2. Развивать литературную речь.
3. Приобщить к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Нужна ли сегодня ребёнку книга, когда вокруг столько развлечений?! Думаем, что нужна. Ученику нового столетия, овладевающему с начальной ступени обучения основам компьютерной грамотности, следует прививать вкус и хорошей книги, умение выбрать необходимую литературу, развивать навыки наиболее рациональной самостоятельной работы с книгой. Одно из требований ФГОС- самостоятельное добывание информации из различных источников (книги, журналы, энциклопедии, справочники и др). А для того, чтобы ученик не испытывал трудности в добывании этой информации учителю необходимо научить ребёнка бегло и осознанно читать.
Как сделать, чтобы чтение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Эти вопросы всегда волновали меня, заставляли искать, пробовать, что-то накапливать в своём опыте.
В соответствии с поставленной целью и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства формирования интереса к чтению у младших школьников.
Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. Годы работы убедили, что чем лучше человек владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Поэтому одной из главных задач на уроке мы видим в том, чтобы ребенок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.
Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятиминутку» включаем упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.
Приведем примеры данных упражнений:
1. Многократное прочтение, возвращение к прочитанному каждый раз для выполнения нового задания.
2. Молния:
чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния».
3. Чтение «Слоговичков».
С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.
4. Упражнение над артикуляцией:
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Чи-чи-чи – у дома кирпичи.
Ща-ща-ща – папа нам поймал леща. Ца-ца-ца – карета у крыльца.
Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.
Очень эффективны различного рода речевые разминки- тренинги, направленные на выработку навыка чтения:
• Упражнения на регулирование дыхания;
• Упражнения на выработку отчетливого произношения звуков;
• Упражнения на развитие навыка орфоэпически правильного чтения;
• Упражнения на расширение оперативного поля чтения детей;
• Упражнения на развитие навыка смысловой догадки;
• Упражнения на выработку внимания к слову и его частям.
Но складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития.
Поэтому значительное место на уроках литературного чтения в работе по формированию читательских умений и навыков в начальных классах занимают тексты. Начиная со второго класса, работа с текстом предполагает различные направления, причем на одном уроке можно использовать все направления сразу (если класс с высокой мотивационной учебной деятельностью), можно использовать выборочно направления, меняя и повторяя их на каждом уроке. Эти виды работы с текстом развивают и активизируют у учащихся познавательную и творческую деятельность, дисциплинируют, заставляют работать на уроке всех учащихся без исключения, формируют интерес к чтению.
Приведем пример направлений работы с текстом:
1. Чтение всего текста сильными учениками.
2. Чтение учащимися нового текста, заранее подготовленного.
3. Чтение цепочкой по предложениям, по абзацам.
4. Чтение вполголоса.
5. Нахождение отрывка к рисунку.
6. Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы.
7. Чтение самого интересного отрывка.
8. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.
9. Нахождение предложений, которые стали поговорками.
10. Чтение по ролям.
11. Нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением, восхищением, строго, ласково, с гордостью, сочувственно и т. д.
12. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
13. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
14. Нахождение самого длинного(короткого, красивого, интересного, непонятного и т.п.) слова.
15. Чтение, пометка непонятных слов.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств мы включали специальные упражнения на каждый урок литературного чтения. Все упражнения делятся на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения. (Приложение№1)
Упражнения для развития осознанного чтения.
Первая группа- логические упражнения:
1. Что общего в словах и чем они различаются?
2. Назови одним словом.
3. Какое слово лишнее и почему?
4. Чем похожи слова?
5. Путем перестановки букв составь слово.
6. Составь слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
7. Составь новое слово, используя последний слог
8. Раздели слова на группы и др.
Вторая группа – игры по составлению слов со словами:
1. Найди слово в слове.
2. Подбери пару.
3. Закончи предложение.
4. Шарады.
5. Ребусы.
6. Загадки.
7. Найди животное среди строк.
8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы Л.
Третья группа – работа с деформированными текстами, незаконченными рассказами:
1. Составь текст.
2. Закончи рассказ.
3. Составь предложения к теме урока.
Четвертая группа – работа с текстом по учебнику:
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы по карточкам.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
3. Определи, сколько частей в тексте, есть ли здесь вступление, заключение.
4. Работа над заголовком.
5. Выборочное чтение.
6. Составление плана.
Упражнения для формирования правильности чтения.
Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Найди, что изменилось.
2. Опиши предмет.
3. Чудесные превращения.
4. «Фотоглаз»
5. Работа со скороговорками и др.
Вторая группа – упражнения со словами:
1. Подбор слов, различающихся одной буквой.
2. Чтение слов, в написании которых использованы одинаковые буквы.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
4. Чтение перевертышей.
5. «Сквозная буква»
Упражнения для развития беглого чтения.
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.
Для быстрого чтения необходимо иметь хорошее периферическое зрение. Значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 секунд. А также используем работу с буквенными таблицами и трафаретами, со словарными блоками. (Приложение №2)
Вторая группа – упражнения для активизации органов речи: артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки, различные виды чтения.
Упражнения для развития выразительности чтения:
1. Чтение с разными оттенками интонации.
2. Упражнения для дыхания.
3. Чтение по ролям, в лицах.
4. Упражнения для дикции. (Приложение №3)
Предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся - это всего лишь первый этап на пути становления квалифицированных, талантливых читателей-школьников. Подобные индивидуальные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Поэтому с первого дня прихода маленьких учеников в школу, начиная с первого класса, мы стараемся строить уроки обучения грамоте, а затем и уроки литературного чтения так, чтобы дети в совершенстве овладевали всеми качествами чтения и при этом не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить.
При проведении уроков и внеклассных мероприятий используется стратегия и тактика продуктивного взаимодействия, которая представляет собой совместную деятельность, сотрудничество.
Для формирования интереса к чтению и изучению литературы используем разнообразные формы уроков:
• урок–КВН
• урок - викторина
• урок–спектакль
• урок–праздник
• интегрированный урок
• урок–исследование урок–путешествие и т.. д. (Приложение №4)
Интересны уроки с использованием возможностей проектной технологии. Так, на уроке дополнительного чтения, учащимся предлагались задания по группам: подготовить сообщение по сказке от лица разных героев. Учащиеся трактуют события, происходящие в сказке от лица своих героев. А затем была организована дискуссия, где каждая группа защищала своего героя.
Ценностный вид деятельности детей начальных классов – игра. В период обучения грамоте пользуюсь пособием Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоты и чтению»
Во 2 классе провожу игру – соревнование «Пополни свой конверт». Дети каждое прочитанное произведение (стихотворение, рассказ, сказка и др.) записывают на листочках и вкладывают в конверт, затем проводится проверка прочитанного на уроках литературного чтения в виде пересказа, сочинения, рисунка. Подводится итог по окончании четверти и выявляется победитель, который награждается грамотой. (Приложение №5)
Учащимся, владеющим компьютером и Интернетом, давалось задание в поиске и презентации дополнительной информации по изучаемому произведению. Так, например, при подготовке к проведению урока по теме: «М.М.Пришвин «Ежик», Ю.Н.Могутин «Убежал», Б.В.Заходер «Ежик» учащиеся нашли много информации и подготовили интересные сообщения о ежах. (Приложение №6)
Учащимся нравятся такого рода задания, они нередко находят и представляют информацию, которая может заинтересовать весь класс, побуждает их любознательность и заставляет их расширять знания, получаемые из учебников. С использованием ИКТ мы проводим интересные, познавательные игры, викторины с использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр “Поле чудес ”, “Звёздный час”, “Своя игра”, “Счастливый случай”, “Большие буквы”, “Что? Где? Когда?”, конкурсы “Виртуальная реальность”. (Приложение №7),
Включение в урок таких игр-занятий способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Они использовались как на уроках, так и во внеурочное время.
Интересны уроки по технологии театральной педагогики. Они представляют собой художественно-педагогическую деятельность, сотворчество учителя и детей по разработке одной темы несколькими видами искусств, где дети осваивают материал через игру, сопереживание и акт воплощения. Одним из приемов повышения интереса учащихся к чтению художественного произведения на этих уроках является постановка мини-сценок по изучаемым произведениям. (Приложение №8)
Очень эффективны в работе с детьми методы досуговой педагогики:
- метод игры и игрового тренинга – игра очень важный для детей вид деятельности, в ней они самовыражаются без внешнего побуждения (викторины, кроссворды, игровые программы и т.п.);
- метод театрализации – основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей (праздники, номера для концертов и фестивалей и т.п.);
- методы состязательности –с этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы;
- метод импровизации – он выводит детей на практическую предприимчивость и привнесение своего творческого начала;
- метод равноправного духовного контакта – основан на равноправной сов- местной деятельности взрослых и детей.
Данные методы работы позволяют развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитывают грамотного читателя. В любое задание включаем элементы творчества, соавторства. Для этого используем приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения мыслительной деятельности, словарного запаса:
1. Приемы, как словесное рисование, прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь, показать построение при чтении;
2. Подбор музыкального произведения к тексту, чтения на фоне музыки, работа над графическими иллюстрациями в роли художника. («Если бы я был художником»);
3. Конкурс на лучшего чтеца, когда класс выступает в роли жюри;
4. Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;
5. Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;
6. Инсценировка фрагмента, сюжета средствами пантомимы, воспроизведение эпизода с составлением диалога между героями, интервью с главными героями.
Действенный прием, способствующий выработке интереса к чтению у младшего школьника, – прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно. Мы специально придумываем истории с захватывающими ситуациями. Вот примерные названия таких историй: Путешествие на другую планету, Однажды в новогоднюю ночь, Сюрприз к 8 Марта, Нашествие неизвестных насекомых, Фантастическое животное, Загадочное исчезновение и другие. Большой интерес у детей вызывает прием антиципация-предугадывание, предвосхищение (предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения)).Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Одним из любимых приемов в изучении художественных произведений нашими учащимися является подготовка иллюстраций по прочитанному произведению, составление и отгадывание кроссвордов и ребусов. Такие задания развивают в учащихся творческие способности, формируют у них креативное мышление.
Широкие возможности для развития интереса к чтению заключают в себе внеклассные занятия. Это проведение недели детской книги, литературные викторины, праздники, посвященные творчеству известных детских писателей и т.д. Литературные игры очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие. Любят младшие школьники игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным открыткам, воссоздания строк и строф по заданным словам. «Хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию. Наряду с традиционными приемами интересны следующие нетрадиционные формы работы.
- создание анимации;
- компьютерная презентация книги;
- синхронное чтение (дети слушают аудиозапись и следят по тексту в книге);
- приготовление любимого блюда героя;
- конкурс на лучшую рекламу произведения ;
- создание детских комиксов.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.
Мой опыт показывает, что очень полезно давать список книг на лето, начиная с 1 класса и продолжая до 4 класса. После прочтения книг, фиксировать количество прочитанных страниц под контролем родителей. Я использую самодельные книжки – малышки. Затем в начале учебного года обязательно подвести итог и выявить победителей. Затем в 3 классе ведём «Дневник юного читателя» (Приложение №9), а в 4 классе журнал «Хочу всё знать»
Результаты проделанной работы
К концу 4 класса большинство учащихся умеют устанавливать последовательность событий в рассказе и осмысливать взаимосвязь событий, самостоятельно делить текст на смысловые части, выделять главное в содержании, составлять план прочитанного, находить дополнительную информацию из различных источников для урока и мн.др.
Участвуют в школьных мероприятиях, связанных с литературной направленностью. Во внеурочной деятельности также продолжается работа по формированию читательского интереса у учащихся. Дети любят посещать сельскую библиотеку и участвовать в различных мероприятиях, проводимых библиотекарем.
Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Известный учёный и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку успешно учиться в 5 классе.
Результаты техники чтения показываю, что большинство детей начинают овладевать техникой чтения, устной речью, а соответственно и письменной, дружат с книгой, и я думаю, что в дальнейшем будут хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все их учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё-таки умение бегло читать.
Так что чтение действительно – самое главное учение.
Библиографический список
1. Андреев, О.А. Учимся читать быстро. Мн. «Университетское», 2002.
2. Боразнова, Г.Д. Техника обучения чтению . «Пачатковая школа», №10, 2004.
3. Джежжелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.4. Ефросинина, Л. А.. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе. – Начальная школа, 2004.№4. 5. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний.//Тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания.//М.: «Вентана-Граф», 2007.-205 с.
6. Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. – М: Просвещение, 1991. – 32 с.
7. Кислицина, Е. В. Упражнения по развитию навыка чтения. – Начальная школа, 2003. - № 6. – С. 47.
8. Козырева, А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
9. Никитина, Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99- 101.
10. Одегова, В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения.//Начальная школа.-2004.-№2.-с.69-75.
11. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 1997.
12. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
13. Соболева, О.Л. Как помочь ребёнку, когда он учится читать: психологический аспект. «Школьный психолог». № 4, 6, 2007.
14. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. «Начальная школа».
15. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.
16.Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
Интернет-ресурсы
www.uroki.net/docnach.htm
www.pedsovet.su/forum/90-2002-1
www.nachalka.com/blogs
Электронные ресурсы с готовыми заданиями:
https://multiurok.ru/files/ighra-dien-i-noch-rabota-s-tiekstom.html
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-tieksty-s-priatkami-1.html
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-uvliechieniie-chtieniiem.html
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-uvliechieniie-chtieniiem2.html
Приложения к опыту.
1. Приложение№1– Упражнения для развития интереса к чтению
и формирования навыков чтения.
2. Приложение№2 – Упражнения для развития беглого чтения.
3. Приложение№3 – Упражнения, развивающие дыхание, дикцию.
4. Приложение №4 - Разработка урока-игры “Поле чудес”.
5. Приложение №5 – Игра – соревнование «Пополни свой конверт».
6 .Приложение№6– Творческая работа ученика – «Сообщение на тему: «Ежи – очень полезные животные».
7. Приложение №7 – Литературные игры.
8. Приложение №8 - Мини-сценка для внеклассной работы.
9. Приложение №9 – Читательский дневник.
Приложение №1
Упражнения для развития интереса к чтению, помогающие выработать навыки правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения
Чтение строчек наоборот по словам.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Проказы старухи-зимы.
Сжить света со дыхание всякое задумала, зима-старуха разозлилась. Писком и криком своим они ей надоели: добираться птиц до стала она всего прежде. Дорогам поих разметала и дубрав и лесов с листья посорвала, холодом зима подула. Думать думушку, собираться стайками они стали; деваться птицам некуда. Страны теплые в, моря синие за, горы высокие за полетели и покричали, собрались.(К.Д.Ушинский)
Чтение строчек наоборот по буквам.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения. Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
алиЖ акчовед янеЖ. ыджандО алалсоп ёе амам в низагам аз имакнараб. алипуК янеЖ ьмес конараб: евд икнараб с морахас ялд ябес и ундо юукьнелам юувозор укнараб -ялд акитарб акилваП.(В.Катаев «Цветик-семицветик»
3) «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность персептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Баран, заяц и ёж.
Я учох рассказать о том, как у янем в деревне, в мёом деревянном емод, у большого асел, в глуши, илиж со мной йиншамод баран, цяаз и ёж. И так скоро ко мне илкывирп, что не илидохто от меня. Как-то, ядис вечером у леса, я ледиву, как по травке лёш ко мне небольшой зверёк – жё. (К.А.Коровин)
4) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.
Задание: Бросайте взгляд поочерёдно на левую и правую части строчек. На каждой раздельной части строки взгляд фиксируйте всего один раз. Целые строки необходимо осмысливать двумя фиксациями.
«Волк, улитка и осы.» Французская народная сказка.
Раз шёл | волк по лесу |
и наступил | на улитку. |
В те времена | животные |
ещё умели | говорить, |
как люди. | Вот улитка |
ему и | сказала: |
-Какой ты, | злой, волк! |
Зачем топчешь | ногами слабых? |
5) Читайте текст как можно быстрее.
Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками. (М.Пришвин.«Осеннее утро»)
6) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На иных берёз.., обращен… к солнц…, появились серёжк… золот…, чудесн…, нерукотворн… . На других только наклюнулись почк…, на треть… раскрылись и усел…, как удивлен… всему на свете, маленьк… зелён… птичк… .( М.Пришвин «Лесная капель»)
7) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста. Задание: Найди отрывки из разных текстов: К.Ушинский «Плутишка кот» и русская народная сказка «Зимовье зверей». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь и петух. Жили они дружно, сена клок и то пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Вот старик и говорит старухе: -А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику .Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит.. Услыхал это петух и ночью в лес убежал. Вот идет раз кот-мурлышка, серый лобишко; идет да так жалобно плачет.. Вечером опять говорит старик старухе: -Не нашёл я петуха, придется нам свинью заколоть! Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал-искал свинью- не нашёл. –Придется барана зарезать! Спрашивает кота козёл да баран:-Котик-коток, серенький лобок! О чём плачешь, на трёх ногах скачешь? Баран услышал это и говорит гусю:-Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!
Приложение №2


Приложение №3
Упражнения, развивающие дыхание, дикцию.
Обрызгайте цветы водой ( в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на цветы.
Морской бриз. Представьте, что вы стоите на берегу моря и почувствовали дуновение легкого ветерка, дующего с моря. Вы хотите насладиться его запахом и набраться целительной силы. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Кочки. Представьте, что вы едете на велосипеде по кочкам.Сделайте, глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. (пока не кончатся кочки)
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Для разогрева голосовых связок предлагаем так называемые распевные упражнения.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам. Мам, молока б нам.
В ракете.
Представьте, что мы стартуем в ракете и ведем отчет времени. Чем выше поднимаемся, тем голос выше, и наоборот. Сначала отчёт в прямом порядке от одного до девяти, а потом в обратном.
Кисточка в зубах
Нарисуйте в воздухе молча цветок. Произнесите это слово, зажав ручку зубами и губами.
Приложение №4
Урок-игра “Поле чудес”
Цели: обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор.
Планируемый результат: учащиеся должны показать знания изученного в литературном чтении в данный период времени; отгадывать произведения по описанию, отгадывать загадки; быстро отвечать на вопросы; раскрывать свой интеллектуальный потенциал.
Подготовка к уроку: Мультмедийная презентация, проектор, компьютер.
В центре класса устанавливаются места для пятёрки игроков в “Поле чудес”.
Ход урока
I. Организационный момент
- Мы сегодня закончили изучать раздел “Люблю природу русскую. Зима”. На этом 1 часть нашего учебника “Литературное чтение” завершена.
Презентация
- У нас будет игровой урок “Поле чудес”, на котором мы проверим, каковы ваши знания и читательский кругозор.
II. Работа по теме урока. Проведение игры
- Игра проводится в несколько раундов. В каждом раунде выполняет задание пятёрка игроков. Остальные являются в это время зрителями. Важно: полная тишина в зале, при игре со зрителями поднимать руку и отвечать только после того, как спросят.
Отборочный тур 1 группа игроков: “Вспомним сказку”
1. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (“Петух и кот”)
2. Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (“Волк и семеро козлят”)
3. Колотил да колотил
По тарелке носом —
Ничего не проглотил
И остался с носом. (“Лиса и журавль”)
4. Опустил он в прорубь хвост,
Ну а хвост ко льду прирос. (“Битый небитого везет”)
5. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы. (“Гуси-лебеди”)
Раунд 1
Задание для 1-й группы
Он был музыкантом в одном из рассказов писателя, который любил писать о природе. (7 букв).
(Медведь.В. Бианки “Музыкант”)
Игра со зрителями Итальянский Буратино. (8 букв).
(Пиноккио)
Отборочный тур 2 группа игроков: “Узнайте произведение”
Карточка 1
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. (Л. Толстой “Старый дед и внучек”.)
Карточка 2
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: “Куда ты собрался?” — “В школу”. — “Ты еще мал, не ходи”, — и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу. (Л. Толстой “Филипок”.)
Карточка 3
Были брат и сестра - Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. (Л. Толстой “Котенок”.)
Карточка 4
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. (И. Крылов “Лебедь, Рак и Щука”.)
Карточка 5
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(А.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)
Раунд 2
Задание для 2-й группы
Этот писатель писал басни. Основал в своё время школу для бедных детей. (7 букв). (Толстой)
Игра со зрителями
Птица-кашевар из детского стишка (6 букв).
(Сорока)
Отборочный тур 3 группа игроков: “Издетские журналов”
- Выбери правильный вариант ответа.
1. Какой из этих журналов не издавался?
а) “Еж”;
б) “Мурзилка”;
в) “Курочка Ряба”;
г) “Веселые картинки”.
2. Как расшифровывается название журнала “Чиж”?
а) “Чрезвычайно интересная жизнь”;
б) “Честный интересный журнал”;
в) “Честный искренний журнал”;
г) “Чрезвычайно интересный журнал”.
3. Закончите пословицу “Дерево смотри в плодах, а...”.
а) человека — в учебе;
б) человека — в богатстве;
в) человека — в красоте;
г) человека — в делах.
4. Выберите фамилию поэта, автора стихотворений “Иван Иваныч Самовар”,
“Очень-очень вкусный пирог”, “Веселые чижи”.
а) С. Маршак; в) С. Михалков;
б) Д. Хармс; г) Б. Заходер.
5. Найдите правильное значение слова “таратайка”.
а) двухколесная повозка;
б) трехколесная повозка;
в) четырехколесная телега;
г) деревянные сани.
Задание для 3-й группы
Людской порок, приписываемый ослам (9 букв).
(Упрямство.)
Игра со зрителями
Автор стихотворений “Игрушки”, “Веревочка” (5 букв).
(Барто.)
Отборочный тур 4 группа игроков: “Отгадайте название”
- По опорным словам отгадайте название рассказа.
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. (“Музыкант”.)
Старик, мыши, клевер, корова. {“Сова”.)
Дача, мальчики, ежик. (“Страшный рассказ”.)
Утята, стрекоза, Алеша. (“Храбрый утенок”.)
Утка, мальчики, утята. (“Ребята и утята”.)
Раунд 4
Задание для 4-й группы
О нем написал рассказ Е. Чарушин (4 буквы).
(Ежик.“Страшный рассказ”)
Игра со зрителями
Из него можно сварить кашу (5 букв).
(Топор)
Отборочный тур 5 группа игроков “Знатоки стихотворений”
- Продолжи стихотворение
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая ... (Смелая).
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом ,.. (Понесло)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он …..(Блестит).
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую... (Седые облака).
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной .... (Красой).
Раунд 5
Задание для 5-й группы
- Кто автор этих строк?
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят... (3 буквы)
(Фет.)
Игра со зрителями
Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (5 букв).
{Дождь; автор загадки С. Маршак)
Финал
(Играют победители каждой ПЯТЁРКИ.)
Крокодильчик из сказки К. Чуковского “Мойдодыр”. (6 букв)
(Кокоша)
III. Рефлексия
- Возьми тот смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
(Можно построить на доске диаграмму из смайликов и оценить урок).
IV. Подведение итогов игры
Приложение №5
Приложение №6
Сообщение на тему: «Ежи – очень полезные животные.»
Подготовила ученица 1 класса Максимычева Надежда.
Если услышишь в сухой листве шорох ежиных лапок, можешь легко догнать ежа. Только голыми руками его не возьмешь: он сразу свернется в колючий шар. Но ежи легко приручаются, перестают сворачиваться, и из-под короткой щетинки на лбу выглядывают любопытные глаза и длинное рыльце с блестящим, похожим на пятачок носом. Видит еж неплохо, но главный его советчик – нос. Быстро перебирая короткими лапками, катится еж по земле, вынюхивая своим подвижным носом все съедобное: насекомых, их личинки, улиток, слизней. Ест он и грибы, ягоды, зелень. Ест он иногда и лягушек, разоряет мышиные гнезда. В доме, где живет еж, мыши не живут. Только вот образ жизни у ежа ночной, как и на воле: все спать ложатся, а он выходит на промысел, топочет, шуршит.
Иголок у взрослого ежа бывает до 16 тысяч, длиной они2-4 см, толщиной 1 мм. Весить он может 1 килограмм и достигать длины 30 см. А ежата рождаются совсем мягкие, неколючие, беспомощные, слепые. Весят они всего 12-25 граммов. Глаза у ежат открываются недели через две, к тому времени иголочки у них уже твердые и окрашены в темные и светлые полоски. Ежата до двух месяцев бегают за матерью. С 3-4 недель они могут уже сами питаться. Маленькие ежата играют, как и все малыши, только игры у них ежиные: они толкаются и пинаются, топорщат иголки и чихают, как маленький моторчик.
Иглы - главная ежиная защита. Зубы у ежа слабые.
Осенью еж стаскивает в укромное местечко сухие листья и траву. Свернувшись в шар, он спит всю зиму, и температура тела у него падает иногда до плюс 6 градусов. Но в сильные морозы ему приходится просыпаться и разогреваться – на это уходят запасы накопленного с осени жира. Поэтому морозы ему нипочем. Но если ему приходится просыпаться часто, что бывает в зиму с частыми оттепелями и заморозками, он расходует слишком много запасов жира и к весне слабеет. Весной еж проснется и сразу начнет жадно поедать насекомых, слизней, полевых мышей.
Ежи - очень полезные животные, и их надо охранять.

Приложение №7
Игра «Сказочное лото»
Игроки по очереди берут карточки с заданиями и отвечают на вопросы. Если ответ верный, карточка сдается ведущему. Если ответ неверный, карточка остается у игрока. Выигрывает тот, у кого не останется карточек.
1. Назвать последовательно всех сказочных персонажей, с которыми встретился Колобок? /заяц, волк, медведь, лиса/
2. Сколько раз старик закидывал в море невод? /3 раза/
3. Как звали королевича из сказки А.С. Пушкина “О мертвой царевне”? /Елисей/
4. Кто из обитателей болота стал женой царевича? /лягушка/
5. Назовите имя девочки, которая растаяла, перепрыгивая через костёр. /Снегурочка/
6. Кому принадлежат слова: “Ваша мать пришла, молока принесла”? /маме– козе/
7.3акончи фразу: “Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка Золотого....” /петушка/
8. В какой сказке встречается эта фраза: “ Кто сидел на моем стуле и сломал его”? /3 медведя/
9. В какой сказке встречается Молочная река, Кисельные берега? /“Гуси– лебеди”/
10. Назвать последовательно всех сказочных персонажей, которые тянули репку. /дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка/
11. Сколько сыновей было у царя из сказки “Царевна лягушка”? /3 сына/
12. В какой сказке встречается фраза: “Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся”? /Гуси-лебеди/
13. Кто из героев сказки А.С. Пушкина поёт песню “Во саду ли в огороде”? /белочка/
14. Кто превратился в козлёнка, испив воду из лужицы? /Иванушка/
15.Как звали девочку из сказки “Морозко”, которая была награждена золой и сажей? /Ульяна/
16.Каким зернышком подавился петушок в одной из русских народных сказок? /бобовым/
17.Кто оставил на мостках золотой гребешок? /Водяная/
18.Кому принадлежат слова: “Не садись на пенёк, не ешь пирожок!” /Машеньке/
19.Закончи фразу:
“Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова...” /Буяна/
Сочинить свою сказку, вставляя пропущенные слова
в заготовленный текст.
Сказка про…
Шёл _______. По дороге он нашёл ________, взял и понёс _______. Пришёл в____________. Кругом_____________. Испугался_______, хотел было_______, как вдруг ________из-за _________выскочил,________, и давай __________. Глянул на_________ и _______. Поблагодарил________ верную_______, и __отправился домой.
Работа детей.
Сказка про верных друзей.
Шёл как-то раз пёс Барбос в гости к Шарику. По дороге он нашёл сахарную косточку, взял и понёс с собой. Пришёл во двор к Шарику. Кругом сначала никого не было. Но потом он вдруг услышал какие-то странные звуки. Испугался пёсик, хотел было назад убежать. Как вдруг из-за будки выскочил Шарик и давай котов по двору гонять. Глянул на них Барбос и решил помочь другу прогнать непрошенных гостей со двора. Вдвоём они быстро справились. Поблагодарил Шарик товарища за верную дружбу, съели они вместе косточку, и пёс Барбос отправился домой.
Приложение №8
Мини – сценка для внеклассной работы
Инсценировка «Как аукнется, так и откликнется»
Действующие лица: Волк, Заяц, Медведь
Волк. Что- то я рано сегодня встал, никого в лесу нету. Спеть что ли? Может быть, кто и проснется (тихонько воет , ему вторит эхо). Ой, кто-то со мной разговаривает? Никого не видно… Наверное, показалось (воет еще раз и слышит эхо, выбегает заяц)
Это ты, Заяц, мне отвечаешь?
Заяц. Нет, это эхо с тобой говорит.
Волк. Эхо… А что это такое?
Заяц. Эхо живет в горах, в лесу и даже в большой пустой комнате. Что ты ему скажешь, оно все повторит.
Волк.А увидеть его можно?
Заяц. Можно, но только в делах. Если ты кому- нибудь сделаешь доброе дело…
Волк. Да чтоб я сделал доброе дело?! Да ни за что!
Заяц. Тогда давай я сделаю кому- нибудь доброе дело, и ему тоже захочется сделать для меня доброе дело
Волк.Ну ты скажешь! Такого не бывает!
Медведь. О чем спорите, молодые люди?
Заяц. Да вот объясняю Волку, что такое эхо
Медведь. Молодец, Заяц. Видишь, Волк, какой у нас Заяц умный. А еще он у нас трудолюбивый. Посмотри, какую морковку откопал? Кстати, Заяц, где ты ее взял
Заяц. Далеко, вон за тем оврагом
Медведь. Да, далеко… Мне не дойти. Старый я, ноги болят, а так хочется морковки
Заяц. А ты не ходи, дедушка. Бери, угощайся
Медведь. Спасибо, Заяц, пожалел старика (уходит)
Волк. Ну, Заяц, насмешил ты меня. А спасибо ведь в карман не положишь
Медведь. Заяц, Заяц, ты еще здесь? Подожди, я вот тебе яблочко принес, угощайся
Заяц. Спасибо, дедушка (обращается к Волку) Вот тебе, Волк, и пример эха в добрых делах: Я Медведю морковку, а он мне яблоко дал.
Волк. Яблоко, морковка… ерунда все это! (кидает от досады палку)
Крик: Ой, больно!
Волк. Ура! Попал!( Палка возвращается и попадает по Волку) Ой,ой,ой, как больно.
Заяц. А это тебе пример эха в плохих делах. Разве ты не знаешь пословицу: «Как аукнется, так и откликнется»?
Волк. Нет, не знаю
Заяц. Теперь знай. Если ты будешь делать другим только хорошее и приятное, то и они будут тебе отвечать всегда тем же.
Приложение №9

СТРУКТУРА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА
Читательский ежедневник (сведения о прочитанном)
Впечатления от прочитанного (иллюстрации, отзывы).
Рекомендательные списки для чтения.
Автор ________________________________________________________________________
Название произведения _________________________________________________________
Герои произведения ____________________________________________________________
Главная мысль ________________________________________________________________
Иллюстрации к произведению


Рекомендательные списки для чтения
Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения.
1 класс
1. Л. Н. Толстой Рассказы для детей
2. К. Д. Ушинский «Четыре желания»
3. А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
4. А. Л. Барто Стихи для маленьких
5. К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище»,
«Краденное солнце»
6. В. Осеева Рассказы
7. Б. С. Житков «Помощь идёт»
8. С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
9. С. Я. Маршак «Почта», «Вот такой рассеянный»
10. В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
11. Н. Н. Носов Рассказы
12. В. В. Бианки «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?»
13. Ш. Пьеро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»
14. Барто А. Стихи15
15. Заходер Б. Стихи и сказки
16. Маршак С. Стихи для детей
17. Токмакова И. Стихи
18. Носов Н. «Приключения Незнайки»
19. Сладков Н. Рассказы
20. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья»
21. Чарушин Е. Рассказы
Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения.
2 класс
1. А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
2. Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
3. М. Ю. Лермонтов «Бородино»
4. Б. Заходер «Весёлые стихи»
5. С. Я. Маршак «Детки в клетке», Рассказ о неизвестном герое
6. В. В. Бианки Рассказы о природе
7. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки»
8. М. М. Пришвин «Разговор птиц и зверей»
9. Е. Пермяк Торопливый ножик и другие рассказы
10. Е. Чарушин Рассказы
11. Э. Успенский Рассказы, сказки для детей
12. С. Аксаков «Аленький цветочек»
13. В. Даль Девочка снегурочка и другие рассказы
14. Русские народные сказки
15. Д. Родари «Чипполино»
16. Крылов И. Басни (3,4 на выбор)
17. Драгунский В. «Бы»
18. Мифы Древней Греции
19. Былины
20. Киплинг Р. «Маугли»
21. РаспеЭ.«Приключение Барона Мюнхаузена»
22. Андерсен Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик»
23. Пушкин А. С., Лермонтов М. Ю., Тютчев Ф. И., Плещеев А.,
24.Фет А. А. Стихи
Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения.
3 класс
1. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2. Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
3. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
4. А. П. Чехов «Каштанка»
5. А. П. Гайдар «Чук и Гек», «РВС»
6. К. Паустовский «Тёплый хлеб», «Растрепанный воробей»
7. Н. Сладков Рассказы о живой природе
8. С. В. Михалков Стихи для детей
9. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
10. М. М. Пришвин «Рассказы о природе
11. Б. И. Житков «Что я видел»
12. В. Гюго Козетта»
13. Г. Х. Андерсен Сказки
14. Р. Киплинг «Маугли»
15. Сказки братьев Гримм
16. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
17. Произведения о военном времени 1941-1945 годов
18. Сказки разных народов
19. Ф.И Тютчев «Первый лист»
20. А.А. Фет Весенний дождь»
21. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работник его Балде»
22. И.А. Крылов «Волк и Журавль», «Квартет»
23. К.Аксаков «Облако»
24. Л.Н. Толстой «Рассказы для детей»
25. Д.В Григорович «Гуттаперчивый мальчик»
26. И.А. Бунин «Цифра»
27. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины рассказы»
28. Д. Хармс «Во-первых и во-вторых»
29. Ф. Баум «Страна Оз»
30. Д. Барри «Питер Пен»
31. А. .Линдгрен «Малыш и Карлсон»
32. Т. Янссон «Сказки про Муми – тролля»
33. М. Цветаева «Сказки матери»
34. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»
35. Русские народные сказки
Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения.
4 класс
1. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
2. М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
3. А. И. Куприн «Белый пудель»
4. Ч. Айтматов «Свидание с сыном»
5. М. Зощенко «Карусель»
6. Н. Носов «Весёлая семейка»
7. М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
8. К. Паустовский «Чёрная курица»
9. В. П. Катаев «Сын полка»
10. А. М. Горький «Детство», «Пепе»
11. Э. Н. Успенский «Приключения в Простоквашино»
12. А. О. Ишимова История России в рассказах для детей
13. Знакомство с серией книг «Жизнь замечательных людей»
14. Э. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
15. Братья Гримм Сказки
16. В. Гауф «Маленький Мук»
17. Сетон-Томпсон Рассказы о животных
18. Д. Лондон «Зов предков»
19. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
20. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Русские народные сказки
21. Сказки народов мира
22. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о мёртвой царевне»
23. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» «Майская ночь или Утопленница»
24. И.С. Тургенев «Муму»
27 А.Платонов «Волшебное кольцо»
28. М.Пришвин «Времена года»
29. В.П Астафьев «Васюткино озеро»
30. Г.Х Андерсен «Соловей» «Снежная королева»
31. Д.Дефо «Жизнь и увлекательные приключения морехода Робинзона Крузо»
32. М.Твен «Приключение Тома Сойера»
33. А..Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста»
38