СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа для одарённых детей "Исследователи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вовлечённость ученика в исследовательскую деятельность способствует развитию удовлетворённости собой и своим результатом обеспечивает перживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы - применение знаний, полученных на уроке, на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.

Программа "Исследователи" предназначена для обучающихся средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа для одарённых детей "Исследователи"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Недокурская средняя общеобразовательная школа»

663485 п. Недокура, ул. Супругов Самаль, д. 2, Кежемского р-на, Красноярского к-я







ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Образовательная программа для одарённых детей



7 - 8 классы









Образовательная программа

учителя русского языка и литературы,

1 квалификационная категория,

Воловенко Валентины Александровны









2016 г.





Образовательная программа для одарённых детей

«Исследователи».

7 - 8 классы.



Пояснительная записка.

Образовательная программа составлена на основе:

      • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004)

      • Долгосрочной целевой программы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ КРАСНОЯРЬЯ» Программы развития «Наша новая школа»

      • Устава муниципального общеобразовательного учреждения Недокурская средняя общеобразовательная школа

      • Положения о работе с одарёнными детьми МОУ Недокурская СОШ




Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одаренность, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров







Актуальность разработки программы.

На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.

Важно, чтобы пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления - исследовательский и творческий.

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети: имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;

  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;

  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует

развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке, на практике. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой для ученика. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.

Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Тематику может предлагать и учитель, который сам заинтересовался какой-либо темой. Между учеником и учителем возникает двойственный союз, основанный на принципах сотрудничества и сотворчества. Немаловажное значения для проведения исследовательской работы по предмету и пробуждение интереса достигается при использовании в образовательно-воспитательном процессе современных информационных технологий.

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.

Программа «Исследователи» предназначена для обучающихся средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою

очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  1. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Исходя из этого, актуальной задачей развития нашей школы является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Реализация образовательной программы по работе с одаренными детьми «Исследователи» рассчитана на 1 год.

Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2013 года.

Второй этап – деятельностный (второе полугодие 2014 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.

Формы работы с одаренными детьми.

1.Индивидуальный подход на уроках, создание условий для развития исследовательских способностей обучающихся, проведение нестандартных форм уроков с использованием метода проектов.

2. Дополнительные индивидуальные и групповые занятия с одарёнными учащимися, занимающимися исследовательской деятельностью, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.

3. Работа по индивидуальным планам.

4. Участие в школьной и районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку».

5. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.


Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  1. Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

  2. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

  3. Развитие потенциала детей.

  4. Проведение мероприятий по организации исследовательской работы с одаренными детьми.

  5. Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.

Цель программы:

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских

навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.

3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в научно-практических конференциях разного уровня, творческих конкурсах, выставках.

4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

5. Предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;

6. Воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении.



Количество учебных занятий:

В год - 33.

В неделю – 1.



Календарно-тематический план



п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

1-2

Изучение пакета нормативных документов об исследовательской работе учащихся и педагогов.

2

7.09.

14.09.


3

Диагностика уровня интеллекта, познавательных возможностей самореализации, социализации учащихся с целью привлечения их к исследовательской работе в соответствии со способностями.


1

28.09.



4-5

Тренинги по результатам тестирования

2

5.10..

12.10.



6-8

Выбор тем для исследовательской работы.

Индивидуальные консультации.

3


19.10

26.10.

9.11.

Подумать, над какой темой исследования хотел бы работать

9-10

Сбор материала по теме исследования, работа в библиотеке.

2

16.11.

23.11.

Самостоятельно подобрать материал по выбранной теме

11-13

Овладение навыками работы на компьютере, работа в сети Интернет.

3

30.11.

7.12.

14.12.

Найти в Интернете материал по теме исследования, сбросить его на флешку

14

Практическое занятия «Требования к исследовательской работе».

1

21.12.


Подготовить сообщение о требованиях к исследовательской работе.

15-16

Начало оформления работ. Практическое занятие «Требования к оформлению исследовательских работ».

2

28.12.

12.01.

Оформить работу в соответствии с требованиями.

17-18

Завершение исследовательских работ. Практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ».

2

19.01.

26.01.

Тренироваться защищать работу.

Подготовиться к участию в школьной конференции.

19

Участие в школьной научно-практической конференции

1

28.01.


20-21

Участие в районном конкурсе исследовательских работ учащихся и других конкурсах.

2

февраль


22

Рецензирование работ по итогам конкурса учащимися и учителем

1

9.02.

Написать рецензию на любую работу.

23-24

Оформление «Сборника исследовательских работ учащихся».

2

16.02. 2.03.


25

Выпуск газеты «Ученическая научно-исследовательская работа».

1

16.03.


26-27

Практические занятия «Библиотечно-информационная культура».

2


23.03.

6.04

Подготовить сообщение по полученным на занятии сведениям.

28-32

Самостоятельная работа по выбору тем исследования на следующий учебный год. Сбор материала по избранной теме (работа в библиотеке, сети Интернет). Индивидуальные консультации.

5

13.04.

20.04.

27.04.

4.05.

11.05.


33

Итоги работы с одарёнными детьми за год.

1

18.05.



Привлечение родителей для оказания помощи детям в исследовательской работе, в подготовке детей к участию в конкурсах.

в тече-ние учеб-ного года










Литература

1. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» /авт.-сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007.

2. Русский язык. 6 - 11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост.

Г. В. Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2009.

3. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. - 2003. - №6. - с.27-32.

4. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - №4. - с.73.

5. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО

«АиФ Принт» , 2003г.

6. Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.

7. Журнал « Начальная школа» № 3,1997г.

8. Школьная проектная лаборатория / авт.-сост. Н. В. Кашлева и др. - Волгоград: Учитель, 2009.



Диагностические тесты

1. Прогнозирование успеха в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании языковых средств.

2. Шкала личностной тревожности.

3. Шкала ситуативной (реактивной) тревожности.

4. Многофакторный личностный опросник.

5. Выявление проблем, мешающих ученикам заниматься исследовательской деятельностью.