2. Изучение нового материала 1)Формирование древнерусской народности 2)Основные слои населения Древней Руси 3)Земельные отношения 4)Церковная организация. Храмы и богослужение. 5)Монастыри 6)Духовные ценности. Древнерусские сподвижники. | Постепенно различные племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину, оказались под властью киевских князей. Работая в парах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности. - Давайте проверим, что у вас получилось. (слайд 2) Давайте вспомним, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века? Чем они занимались? Возвращаемся к учебнику, откройте на странице 70 и прочитайте 2 пункт и выделите основные слои населения Древней Руси. Давайте запишем их в тетрадь (слайд 3). Как вы думаете какое главное занятие было в Древней Руси? Давайте вспомним, что такое родовая и соседская община? (слайд 4) Прочитайте пункт 3 на стр. 71 и скажите, что появилось нового в земельных отношениях? Давайте запишем новые термины в тетрадь. Назовите категории зависимого населения в Древней Руси. (слайд 5) Посмотрите на картину ниже и предположите, что происходит на княжеском дворе. (слайд 6) После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация. Напомните, кто крестил Русь и когда? Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», нарисуйте схему организации Русской православной церкви. (слайд 7) Давайте вспомним, какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века? Как вы понимаете, что такое монастырь? Правила проживания монахов могут быть разными, но все они объединяются под руководством наставника – игумена. Давайте познакомимся с духовными ценностями и составим таблицу. Откройте страницу 75 пункт 6 и с помощью текста составьте таблицу, разделив ее на 2 столбца: язычество и христианство. (слайд 8) Какие из духовных ценностей вам представляются справедливыми? -С чем вы не согласны? | Факторы: • подчинение власти киевского князя; • участие племен в общегосударственных делах; • совместные военные походы; • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка; • принятие христианства, вера в единого Бога; • отождествление себя с русским народом. Всего в Средневековье было три социальных слоя: 1) Рыцари ( те, кто воюют» их основной обязанностью было служить своему сеньору и защищать его (сеньором знатных рыцарей был король). 2)Крестьяне-(те, кто работают) - рабочий класс. Их существование сводилось к тому, чтобы вырастить урожай, накормить семью, продать товар и заплатить налоги в казну сеньора. 3)Духовенство (те, кто молятся) - они занимали особое место в обществе, так как считалось, что они были приближёнными к Богу. Киевские князья, старшая дружина (бояре), младшая дружина, духовенство, купцы, ремесленники, земледельцы. Сельское хозяйство. Соседская община: родственники и пришедшие из далека, у каждой семьи свой дом, имущество принадлежит отдельной семье (человеку), каждый работает на себя. Родовая община: все родственники, живут все вместе, имущество общее, продукты труда общие. Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, « сажали» на них пленных и превращали их в своих работников на землях строили хоромы, хозяйственные постройки, сады и огороды, конюшни, охотничьи угодья. Князья стали жаловать земли своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины ( отчины) – наследственные земли, переходившие от отца к сыну. Холопы, смерды, закупы, рядовичи. Версии учащихся. Владимир Святославович в 988 г. Вселенский патриарх-Митрополит-Епископы-монастыри (черное духовенство) приходы (белое духовенство). Распространяли христианские идеи, медицинскую помощь и защиту, занимались благотворительностью, оказывали милостыню нуждающимся Монастырь- это религиозная община монахов, а также специальное место, где они живут. Чертят таблицу и заполняют ее, потом выводится на экран заполненная таблица. Версии учащихся. |