СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественный строй и церковная организация на Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общественный строй и церковная организация на Руси»


Предмет класс

История 6 класс

Учитель


Тема урока

Общественный строй и церковная организация на Руси

Дата


Тип урока

урок общеметодологической направленности.

Цель и задачи урока

1. Охарактеризовать структуру социальных слоев населения и церковной организации в Древней Руси.

2. Развивать умение анализировать информацию, работать в группе.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

Указывать причины формирования Древнерусской народности

Называть основные слои населения Древней Руси и давать характеристику;

Понимать церковную организацию в Древней Руси

Называть термин по описанию

1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, предметные: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; представлять результаты своей деятельности; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных:  задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох


План урока:

1) Формирование древнерусской народности.

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения.

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

5) Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Ход урока:

Структура урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент.

Вводное слово: Сегодня мы начнем изучение новой темы, в которой мы рассмотрим, как в молодом Древнерусском государстве происходило формирование единой древнерусской народности, расслоение общества, а также как жили люди разных социальных слоев. Запишите тему в тетрадь (слайд 1).








2. Изучение

нового материала


1)Формирование древнерусской народности








2)Основные слои населения Древней Руси






















3)Земельные отношения

































4)Церковная организация. Храмы и богослужение.



5)Монастыри










6)Духовные ценности. Древнерусские сподвижники.

Постепенно различные племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину, оказались под властью киевских князей. Работая в парах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (слайд 2)






Давайте вспомним, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века? Чем они занимались?

















Возвращаемся к учебнику, откройте на странице 70 и прочитайте 2 пункт и выделите основные слои населения Древней Руси. Давайте запишем их в тетрадь (слайд 3).

Как вы думаете какое главное занятие было в Древней Руси? Давайте вспомним, что такое родовая и соседская община? (слайд 4)







Прочитайте пункт 3 на стр. 71 и скажите, что появилось нового в земельных отношениях? Давайте запишем новые термины в тетрадь.














Назовите категории зависимого населения в Древней Руси. (слайд 5)

Посмотрите на картину ниже и предположите, что происходит на княжеском дворе. (слайд 6)


После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация. Напомните, кто крестил Русь и когда? Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», нарисуйте схему организации Русской православной церкви. (слайд 7)


Давайте вспомним, какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

Как вы понимаете, что такое монастырь?

Правила проживания монахов могут быть разными, но все они объединяются под руководством наставника – игумена.



 Давайте познакомимся с духовными ценностями и составим таблицу. Откройте страницу 75 пункт 6 и с помощью текста составьте таблицу, разделив ее на 2 столбца: язычество и христианство. (слайд 8) Какие из духовных ценностей вам представляются справедливыми?

-С чем вы не согласны?



Факторы:

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.


Всего в Средневековье было три социальных слоя:

1) Рыцари ( те, кто воюют» их основной обязанностью было служить своему сеньору и защищать его (сеньором знатных рыцарей был король).

2)Крестьяне-(те, кто работают) - рабочий класс. Их существование сводилось к тому, чтобы вырастить урожай, накормить семью, продать товар и заплатить налоги в казну сеньора.

3)Духовенство (те, кто молятся) - они занимали особое место в обществе, так как считалось, что они были приближёнными к Богу.

Киевские князья, старшая дружина (бояре), младшая дружина, духовенство, купцы, ремесленники, земледельцы.



Сельское хозяйство.

Соседская община: родственники и пришедшие из далека, у каждой семьи свой дом, имущество принадлежит отдельной семье (человеку), каждый работает на себя. Родовая община: все родственники, живут все вместе, имущество общее, продукты труда общие.

Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, « сажали» на них пленных и превращали их в своих работников на землях строили хоромы, хозяйственные постройки, сады и огороды, конюшни, охотничьи угодья. Князья стали жаловать земли своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины ( отчины) – наследственные земли, переходившие от отца к сыну.

Холопы, смерды, закупы, рядовичи.



Версии учащихся.



Владимир Святославович в 988 г.

Вселенский патриарх-Митрополит-Епископы-монастыри (черное духовенство) приходы (белое духовенство).



Распространяли христианские идеи, медицинскую помощь и защиту, занимались благотворительностью, оказывали милостыню нуждающимся

Монастырь- это религиозная община монахов, а также специальное место, где они живут.


Чертят таблицу и заполняют ее, потом выводится на экран заполненная таблица.




Версии учащихся.

3. Закрепление.

Давайте проверим как вы внимательно слушали на уроке новую информацию и сыграем в игру «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях? (слайд 9)





Ребята хлопают в ладоши, если верно, а если нет, то сидят в тишине.

4. Рефлексия.

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об общественном строе и церковной организации в Древней Руси. И сейчас я хочу вас попросить на бумажке изобразить свое настроение смайликом. Он может быть грустным, веселым, скучным…(слайд 10)

Рисуют на бумажке смайлик без фамилии и сдают учителю.

5. Оценивание результатов и запись домашнего задания.

Выставление и комментирование отметок. Вербальная оценка деятельности класса в целом.

Параграф 9, вопросы, термины.

(слайд 11)

Запись домашнего задания.