СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение в условиях инновационного образовательного процесса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Обучение в условиях инновационного образовательного процесса»

ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4













Доклад

на тему:

Обучение в условиях инновационного образовательного процесса



Выполнила: преподаватель специальных дисциплин

Калманова Елена Константиновна













Владикавказ 2017год



Введение

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Для начала рассмотрим значение терминов «обучение» и «инновация»,   которые входят в название темы доклада.

Обучение - «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (И. Ф. Харламов). 

Сущность обучения выражается в педагогическом общении того, кто обучает, и того, кто учится. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.  Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств). В других источниках «инновация»( от лат. in- в, novus- новый) означает нововведение, новшество; значения по смыслу одинаковы.

В условиях современного мира инновации коснулись всех сторон жизни и деятельности человека, при этом первостепенной остается сфера образования, поскольку именно образование является основополагающей сферой, определяющей существование человека. В современной системе образования одним из основных требований общества является формирование и воспитание ответственной, инициативной, всесторонне развитой личности, способной находить нестандартные решения в сложных ситуациях, мыслить творчески и учиться на протяжении всей жизни. Сейчас как никогда ранее в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения система образования нуждается в переосмыслении сложившихся подходов в подготовке специалистов, удовлетворяющих запросам общества и государства.



Основная часть

Достаточно резко изменившиеся условия жизни требуют дополнения традиционного обучения новыми технологиями.

На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

  • проблема изучения педагогического опыта;

  • проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Инновационные технологии в образовании при изучении специальных дисциплин:

  • Проблемное обучение

  • Модульное обучение

  • Исследовательские и проектные методы

  • Игровые технологии: методика деловой игры

  • Новые информационные (компьютерные) технологии

Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.

Проблемное обучение используется в мировой педагогике с древних времен, как особый метод творческого и продуктивного усвоения знаний. В отечественной педагогике идея проблемного обучения получила распространение в середине ХХ века. Отечественные педагоги активно развивали идею проблемного обучения. К примеру, И. Я. Лернер рассматривал проблемное обучение, как «…участие обучающегося в решении новых познавательных и практических задач в системе, которая соответствует образовательно- воспитательным целям школы». Т. В. Кудрявцев говорил о том, что «…суть процесса проблемного обучения это выдвижение дидактических проблем, в их решении и овладением учащимися обобщенных знаний и принципами проблемных задач» . Одна из важных задач проблемного обучения – создание условий для самостоятельности и активности обучающихся.

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

  • Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.

  • Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично.

  • Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.

  • Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.


К современным технологиям относится и модульное обучение.

Модуль – это часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин. Эта образовательная программа должна быть выбрана и представлена в таком виде, чтобы у студентов была возможность достигнуть нужного им уровня подготовленности, который соответствовал бы компетенциям.

Программа практико-модульного обучения дает возможность студенту самостоятельно пополнять свои знания, учит решать профессиональные задачи, даёт возможность более быстро адаптироваться на предприятии, учит планированию и самоорганизации своей деятельности. Меняется роль преподавателя в процессе обучения. Преподаватель должен учитывать способности, особенности обучающихся. Он должен мотивировать, консультировать и контролировать учебный процесс. Он должен учить так, чтобы обучающийся понимал, что знание является жизненной необходимостью. Ожидаемый результат от внедрения практико-модульной программы заключается в повышении конкурентоспособности.

Исследовательские и проектные методы

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

Сущность исследовательски-проектного метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся не предлагают в «готовом виде», их нужно добывать самостоятельно ;

2) учитель организует не сообщение и не изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д.

В результате у учащихся формируются осознанные прочные знания. Чаще всего эти методы используются при выборе модели, выборе ткани и способов обработки, при приёме заказов. Эти методы работают и на уроках теоретического и производственного обучения.

Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения и по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это меж предметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний; развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным воспитательным потенциалом.

Педагогическая сущность урока –совмещение изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения.

В бинарной структуре занятия органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.

При проведении бинарного занятия достигаются следующие основные цели:

1. Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебно-производственной

деятельности.

2. Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника “преподаватель – мастер производственного обучения – учащиеся”, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение,

активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

3. Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных производственных ситуациях; в условиях, когда необходимо принять оперативно и взвешенно единственно верное решение.

4. Политическая направленность взаимосвязи теоретического обучения и производительного труда, которая обеспечивается не путем увеличения объема знаний и умений, а средствами формирования политехнического способа мышления

Игровые технологии: методика деловой игры

Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:

- развивается активность обучаемых;

- формируется умение анализировать специальную литературу;

- активизируется творческое мышление обучаемых;

- вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;

- прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.

Использование на уроке игровых элементов, дает возможность участвовать в опросе не только успевающих, но и более слабых учащихся, такой вид работы при опросе как кроссворд дает возможность думать самостоятельно, заставляя свой мозг напрягаться, вспомнить пройденное, или же такой способ работы как карточки с графическим изображением вопроса, подбор ответа к вопросам. На уроках конструирования уже не раз применялась деловая игра « Ателье», где одни учащиеся выступали в роли Закройщиков другие в роли заказчиков. На уроках технологии применялась игра «Домино» где на карточках с одной стороны написан термин с другой определение и нужно подобрать правильные сочетания.

Новые информационные (компьютерные) технологии

Информационная технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучающимся средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.

Овладение компьютерными технологиями ведёт:

  • К интенсификации процесса обучения;

  • Реализации идей развивающего обучения;

  • К совершенствованию форм и методов организации учебного процесса;

  • Овладению обучающимся знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, учитель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески. Средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информацией.

Заключение

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. Научно-технический прогресс способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, то есть технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.

И всё же важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.

Литература

1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.

3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

4. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

5.Еньшина Н. А. Инновационные процессы в образовании // г. Барнаул, Барнаульский государственный педуниверситет [электронный ресурс] — Режим доступа. http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/1999/enshina.html

6.Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями. — Журнал «Экономика XXI века». 2002. № 12. С. 3—26.

7. Николаева Л.П. Инновационные педагогические технологии. http:// lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html

8. Профессиональное образование №4 2004: Периодическое издание / И.П.. Костюк – Новые принципы организации начального профессионального образования – С.30.

9. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547.



6