Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Сироткина Любовь Михайловна, я учитель географии 17й школы. Сегодня я вам хочу рассказать о программе учебного курса для 6х классов Географическое краеведение Нижегородской области. Авторы составители данной программы: Кнутова, Кривдина, Кряжев, Беляева. Программа рассчитана на 1 час в неделю, т. е на 34 часа в год. Курс «Географическое краеведение. Нижегородская об-
ласть» является первым курсом, формиру-
ющим у учащихся целостное представление о природе, населе-
нии и хозяйстве своей области.
Изучение Нижегородской области в 6 классе направлено на
восполнение пробела в краеведческих знаниях учащихся и яв-
ляется важным структурным элементом в целостной системе
знаний географии своего края.
Структура и содержание курса обусловлены возрастными особенностями учащихся,
сформированными при изучении начального курса физической
географии в 6 классе, и реализацией межпредметных связей с
этим курсом.
Построение курса «Географическое краеведение» направлено с одной стороны, на изучение района, т.е от географического положения и природы к населению и хозяйству,
а, с другой стороны, последовательности изучения тем началь-
ного курса физической географии в 6 классе.
Главная цель курса — формирование у школьников перво-
начальных знаний о своем крае, создание целостного образа
Нижегородской области на основе комплексного изучения трех
основных компонентов: природы, населения и хозяйства; опре-
деление места и значения Нижегородской области в масштабах
страны; воспитание гражданственности и патриотизма, уваже-
ния к истории и культуре народов своей области.
Задачи курса:
формирование знаний об особенностях компонентов при-
роды Нижегородской области и использование их в хозяйствен-
ной деятельности человека;
создание образного представления о природном богат-
стве, хозяйстве и этнокультурном своеобразии населения род-
ного края;
формирование практических умений наблюдения за при-
родными, производственными и социальными объектами и яв-
лениями и их влиянием на природную среду.
Цель и задачи курса определили выделение в содержании
программы четырех крупных разделов: «Географическое поло-
жение», «Природа», «Население и хозяйство», «Историко-куль-
турное наследие».
При отборе содержания использовались подходы: комплек-
сный, разноуровневый, личностно ориентированный, гумани-
стический, экологический, культурологический.
Первый раздел- географическое положение, рассчитан на 2 часа. Тема 1- географическое положение ниж.обл и Административно -территориальное деление ниж.обл.
Второй раздел-природа. Он рассчитан на 14 часов. Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые Ниж.обл. тема3 климат, тема 4 Внутренние воды, тема5 растительный покров, тема 6 почвенный покров, тема 7-животный мир, тема8-охраняемые природные территории.
Третий раздел-Население и хозяйство рассчитан на 6 часов учебного времени. Тема 9-население,тема10-хозяйство.
Четвертый раздел-Историко-культурное наследие. Последний раздел рассчитан на 3 часа. И включает в себя 1 тему №11 которая так и называется-историко-культурное наследие.
Таже программа еще включает в себя и практикум, рассчитанный на 8 часов учебного времени.
Его Цель это ознакомление с природными, хозяйственными, исто-
рико-культурными объектами своего района и Нижегородской
области в форме экскурсий:
на природный объект, интересный в познавательном и
(или) эстетическом отношении;
в местный краеведческий (исторический) музей;
в государственный музей краеведческого или мемориаль-
ного содержания;
на хозяйственный объект — известное промышленное
предприятие или предприятие народных художественных про-
мыслов.
К данной программе, авторы предлагают нам рабочую тетрадь для 6 класса также по 11ти темам программы. Эта тетрадь содержит в себе теоретические задания, практические и даже творческие, что ребятам будет особенно интересно. В конце тетради есть приложения, в которых вписаны памятники природы, заказники и заповедники, памятники истории и культуры федерального значения в ниж.обл. и т.д.
Кроме того, есть еще и учебное пособие для учащихся 6 класса по данному курсу.Автор-Кряжев. В данном пособии представлен весь теоретический блок данного курса также по всем темам. В конце пособия имеются приложения, включающие в себя-краткий топонимический словарь ниж.обл., базовые термины, кот. Должны знать учащиеся, численность насления ниж.обл по районам, и основные географические объекты ниж.обл.