Одаренные дети. Кто они?
Кто они?
Что же такое одаренность?
- Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека .
- Термин “ОДАРЁННОСТЬ” несколько отличается от большинства других, используемых в педагогике и педагогической психологии, в первую очередь тем, что имеет вполне конкретный смысл и однозначную трактовку. Корень слова одарённость – “ДАР”, следовательно, произнося словосочетание “детская одарённость” мы уже этим допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, ЧТО ЕМУ ДАРОВАНО.
- Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
- способности выше средних,
- креативность,
- включенность в задачу.
Виды одаренности:
- 1. Художественная одаренность в свою очередь делятся на одаренность в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, технике и основывается на эмоциональной сфере.
- 2. Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонного мышления. Существует 4 признака творческой одаренности:
- а) оригинальность идей и продуктов —необычное и нестандартное решение любых проблем.
- б) способность находить идеи в новых и сложных ситуациях — нестандартное видение предмета, использование его функций в какой-то новой ситуации.
- в) образная гибкость мышления — способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности.
- г) словесная гибкость мышления - проявляется в детском возрасте в форме повышенной чувствительности к речи. Ребенок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам.
- 3 . Социальная (лидерская) одаренность — исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
- 4. Интеллектуальная и академическая одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению.
- 5. Двигательная (психомоторная) одаренность — исключительно спортивные способности.
- 6 . Духовная одаренность связана с моральными качествами, альтруизмом.
- 7. Практическая одаренность проявляется в том, что люди, которые с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно на работе доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное мышление, и академические способности не всегда указывают на интеллект.
Как вы думаете, что изображено на рисунке, если на какие-то предметы смотреть с высоты, а на какие-то сбоку?
Старт!
Категории одаренности
- 1. первая- гении(сверходаренные). 1 на 10тысяч.
- 2. вторая-талантливые(высокоодаренные). 2-3%
- 3. третья- одаренные.15-20%
Свойства одаренности
- ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса, к другим, часто далеким по содержанию.
Свойства одаренности
- ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – способность выдвигать новые, неожиданные решения, идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинений, конструирований, подготовки заданий на тему и др. Наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи, существует и другой способ творчества – разрабатывать существующее. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном, техническом, то второй – в художественном.
Свойства одаренности
- ЛЕГКОСТЬ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ / продуктивность мышления /. Это качество иногда называют «беглостью» или «продуктивностью» мышления и обычно рассматривают способность к генерированию большого числа идей. Большое количество идей характерно для одаренного ребенка – как реакция на проблемную ситуацию.
Свойства одаренности
Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, концепциями. При этом связи, в силу одаренности ребенка, могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.
Свойства одаренности
- СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ. Одаренным детям в значительно большей степени, чем их сверстникам свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению.
Свойства одаренности
Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своими феноменальными способностями к запоминанию. Однако следует иметь в виду, что преимущества одаренного ребенка в творческой деятельности обеспечивается не столько большим объемом хранящейся в памяти информации, сколько умением извлечь из памяти в нужный момент информацию.
Свойства одаренности
- ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ . Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это в высокой степени погруженности в задание; и в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Свойства одаренности
- СПОСОБНОСТЬ К ОЦЕНКЕ. Это производное критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий и мыслей и поступков других людей.
Свойства одаренности
- ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ. Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них – УСТОЙЧИВОСТЬ интересов, проявляется в характерном для одаренных детей упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей – широта интересов.
- Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями.
- Способности от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, дается прямо сразу от природы (хотя ее тоже надо развивать), и именно от нее в самой значительной мере зависит развитие способностей.
Познавательная потребность
Познавательная потребность важнейшее качество, определяющее одаренность ребенка.
Соответственно, чем выше познавательная потребность у ребенка, тем выше процент одаренности ребенка.
- Познавательная потребность присуща не только человеку, но и животным.
Библейская притча
Вот, вышел сеятель сеять;
- И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
- Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
- Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;
- Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
- Иное упало на добрую землю и принесло плод...
Все идет из семьи
- Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться.
- Стремление к познанию — самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.
- Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей.
- У детей 8-9 лет выявляли познавательную потребность, а затем и способности. Эксперимент решили провести вместе с мамами. Проходил он несколько необычным образом. В большой комнате было собрано много игрушек, машинок, книг, альбомов. Был даже детский компьютер. В эту комнату приглашались мамы с детьми, и их просили подождать - примерно минут сорок. А в этой чудесной комнате была одна тайна - огромное, во всю комнату зеркало. Конечно, это было не простое зеркало, а так называемое зеркало Гезелла. Со стороны комнаты, где сидят испытуемые, это обыкновенное зеркало, однако, с обратной стороны оно прозрачное, т. е. это обыкновенное стекло. Таким образом, экспериментатор может наблюдать за тем, что происходит в комнате, что делают мама с ребенком. Как уже говорилось, их просили подождать немного, причем специально указывали, что можно вести себя достаточно свободно, т. е- делать то, что нравится. При этом отмечалось, что в любое время можно пройти в соседнюю комнату, к экспериментатору, да и сам экспериментатор будет время от времени заходить, т. е. дверь не будет закрыта (создавалась ситуация, когда неэтичность подглядывания за испытуемыми снималась).
- Первая - мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. Давай посмотрим этот альбом, давай поиграем в эту игру и т. д. Это прямое воспитательное воздействие - такова стратегия.
- Вторая - мама, оглядевшись по сторонам, видела, что в комнате много непонятного (что за машинки, что за странные игрушки?) и начинала звать экспериментатора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате. Назовем эту стратегию - возложение ответственности.
- Третья - мама, тоже оглядевшись, вдруг замечала альбом, книжку или игрушку, которая давно ее интересовала, и прежде всего сама погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребенку возможность самому найти подходящее занятие. Это - стратегия, условно говоря, саморазвития.
- И, наконец, четвертая стратегия - самая незамысловатая: мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка. Некоторые, на всякий случай, одергивали ребенка, если он пытался чем-нибудь заняться (сломаешь, порвешь), хотя экспериментатор вполне отчетливо разрешил вести себя свободно и делать все, что нравится.
Анкета 1. Определение интенсивности познавательной потребности
- Анкета 1. Определение интенсивности познавательной потребности
- 1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора - для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь - для подростков и т. д.)?
- а. Часто.
- б. Иногда.
- в. Очень редко.
- 2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность ?
- а. Помучиться, но самому найти ответ.
- б. Когда как.
- в. Получить готовый ответ от других.
- 3. Много ли читает дополнительной литературы?
- а. Постоянно много.
- б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.
- в. Мало или совсем ничего не читает.
- 4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
- а. Очень эмоционально.
- б. Когда как.
- в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).
- 5. Часто ли задает вопросы?
- а. Часто. б. Иногда. в. Очень редко.
- Примечание. Ответы а свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности, б - об умеренной, в - о слабо выраженной.
Анкета 2. Определение уровня познавательной потребности
- Анкета 2. Определение уровня познавательной потребности
- 1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?
- а. Связаны очень тесно.
- б. Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.
- в. Никак не связаны.
- 2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т.д.?
- а. Постоянно.
- б. Иногда.
- в. Очень редко.
- 3. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?
- а. Большинство занятий подчинено этому принципу.
- б. Ставит такие задачи, но редко выполняет.
- в. Не ставит долговременных задач.
- 4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать черную, неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?
- а. Делает всегда столько, сколько нужно.
- б. Делает периодически.
- в. Не любит выполнять неинтересную для него работу.
- 5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом.
- а. Всегда, когда это нужно. б. Только изредка. в. Не способен.
- Примечание. Рассчитана только на старшеклассников. Шкалирование такое же, как и в анкете 1.
Ниже даны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Предлагаю Вам отметить знаком + те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком - то, что не нравится:
- 1. Дисциплинированный.
- 2. Неровно успевающий.
- 3. Организованный.
- 4. Выбивающийся из общего темпа.
- 5. Эрудированный-
- 6. Странный в поведении, непонятный.
- 7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
- 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
- 10. Занятый своими делами (индивидуалист).
- 11. Быстро, на лету схватывающий.
- 12. Не умеющий общаться, конфликтный.
- 13. Общающийся легко, приятный в общении.
- 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
- 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
- Яблоко - кто-то придумал. Банально, скучно! Яблоко- очень часто встречается в ответах на такое задание, потому это - абсолютно банальная, шаблонная идея.
- Колобок - чуть лучше, но тоже не Бог весть что.
- Колбаса докторская - еще лучше, но до оригинального ответа далеко.
- А как вам нравится дуло пистолета - так увидел кружочек вихрастый, ушастый, озорной мальчишка. Это уже встречается крайне редко. Другой мальчишка увидел в кружочке кнопку от входного звонка. Тоже неплохо, потому что редко встречается в ответах.
- И совсем хорошо получилось у одной тихой девочки:
- кружок - свернувшийся в клубочек пушистый кот. Действительно, нарисовала она шерстку на кружочке и получился кот сзади - ни мордочки, ни хвоста, только спинка круглая да пушистая.
- В московской экспериментальной школе № 91 уже в начальных классах детей учат правильно работать с научными (а не житейскими) понятиями , и именно на основе этих понятий у ребенка создается обобщенное представление о числе, фонеме, графеме, представление о мере и отношении. Психологи и педагоги, работающие в этой школе, говорят, что дети учатся этому с гораздо большей охотой, чем при обычном обучении. Программа значительно труднее, а умственная активность выше. И это все - самые обычные дети, никак не отобранные.
СИСТЕМА РАБОТЫ:
- Ядро системы -ребенок
- Компоненты системы:
- Семья
- ОО
- РЦ
- УО
- Социальные партнеры
- Координационный совет
- Научно-методическое сопровождение
Организация работы с одаренными детьми
Шаг1. Создание концептуальной модели работы с одаренными детьми.
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Шаг 2.Разработка нормативно- правовой базы, регламентирующей работу с одаренными детьми.
- Муниципальная целевая программа по работе с одаренными детьми
- Положение и приказ о создании координационного совета
- Положение и приказ о создании ресурсных центров
- Программа развития ресурсных центров
Шаг 3.Ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми.
- Подготовка педагогических и управленческих кадров
- Разработка разноуровневых программ
- Разработка технологий выявления одаренных детей
- Разработка технологии развития и сопровождения одаренных детей
Шаг 4. Выявление одаренных детей.
- Различные диагностики с формированием банка данных одаренных детей
Шаг 5. Развитие и сопровождение одаренных детей.
- Разработка ИОМов, портфолио, листы наблюдений, листы оценки
Шаг 6. Анализ и корректировка работы с одаренными детьми.
- Корректировка работы в шаге №5
Принципы работы с одаренными детьми
Первый принцип.
- Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий.
- различные варианты метода наблюдения за детьми;
- специальные психодиагностические тренинги;
- проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
- экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Второй принцип.
Обязательна длительность определения признаков одаренности, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.
- Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).
Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.
Пятый принцип.
Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.
- Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
- Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:
- анализ продуктов деятельности
- наблюдение
- беседа
- экспертные оценки
- естественный эксперимент.
Тест 1. Найди лишнее слово
- 1. Птица, самолет, пчела, машина, бабочка.
- 2. Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать.
- 3. Дождь, снег, град, молния, изморось.
- 4. Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк.
- 5. Безжизненный, апатичный, вялый, оцепенелый, чувствительный.
- 6. Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать.
- 7. Бук, ясень, ель, ива, клен.
- 8. Вишневый, алый, красный, малиновый, шафрановый.
- 9. Мерин, волчица, лань, кобыла, овца.
- 10. Чума, бруцеллез, карбункул, температура, язва.
- 11. Превосходный, поэтичный, величавый, грандиозный, величественный.
- 12. Жемчуг, сапфир, агат, изумруд, рубин.
- 13. Канатоходец, акробат, клоун, шут, жонглер.
- 14. Растирать, нарезать, толочь, измельчать, дробить.
- 15. Нарцисс, гладиолус, подснежник, хризантема, тюльпан
Ответы к тесту 1:
1) машина, 2) моргать, 3) молния, 4) нейлон, 5) чувствительный, 6) пинать, 7) ель, 8) шафрановый, 9) мерин, 10) температура, 11) поэтичный, 12) агат, 13) шут, 14) нарезать, 15) подснежник.
Тест 2. Найди синонимы
- 1. Вскоре, почти, едва, частично, часто, отдельно.
- 2. Отрекаться, забывать, ненавидеть, оставлять, владеть, презирать.
- 3. Бесчеловечный, жестокий, мужественный, осторожный, жалостливый, добродетельный.
- 4. Больной, необычный, странный, усталый, напыщенный, забавный.
- 5. Духовный, отвратительный, благообразный, стройный, ужасный, безвкусный.
- 6. Капризный, посредственный, отталкивающий, нелепый, абсурдный, значительный-
- 7. Общий, смешанный, много, главный, сплошной, полный.
- 8. Покровительствующий, наблюдающий, приводящий, сопровождающий, аккомпанирующий, вступающий.
- 9. Сражаться, осуществлять, сопротивляться, существовать, воздействовать, применять.
- 10. Препона, допущение, мотив, препятствие, скорбь, эффект.
- 11. Дельный, дерзкий, абсурдный, уместный, нетерпеливый, навязчивый.
- 12. Полдень, село, сумерки, день, степь, потемки.
- 13. Ссориться, ассистировать, демонстрировать, скандалить, разрушать, отдавать.
- 14. Пересекающийся, непристойный, непостоянный, меняющийся, значимый, аргументированный.
- 15. Расщепить, трещина, менеджер, устоять, сомнительный, разрушить.
Ответы к тесту 2:
1) почти, едва; 2) забывать, оставлять; 3) бесчеловечный, жестокий; 4) необычный, странный; 5) отвратительный, ужасный; 6) нелепый, абсурдный; 7) сплошной, полный;
8) сопровождающий, аккомпанирующий; 9) сражаться, сопротивляться; 10) препятствие, препона; 11) дельный, уместный; 12) сумерки, потемки; 13) ссориться, скандалить; 14) непостоянный, меняющийся; 15) расщепить, разрушить.
Тест 3. Найти антонимы
- 1. Вращаться, подниматься, нырять, приближаться, опускаться.
- 2. Течь, переливаться, открывать, спастись, приближаться, отходить.
- 3. Разрушать, разбрасывать, всплывать, переливаться, опускаться.
- 4. Холодный, бездеятельный, расслабленный, занятый, оцепенелый.
- 5. Разъединенный, притупленный, жесткий, сжатый, острый.
- 6. Оперативный, диссонированный, плавный, синкопированный, мелодичный.
- 7. Разъединять, скручивать, сбросить, собирать, связывать.
- 8. Думать, узнавать, считать, сокращать, забывать.
- 9. Оппозиционер, оппортунист, враг, соперник, партнер.
- 10. Тощий, непостоянный, средний, чрезмерный, обильный.
- 11. Подвижный, глупый, ленивый, инертный, смущенный.
- 12. Отделяться, шутить, разбрасывать, развенчивать, восторгаться.
- 13. Малыш, девушка, юноша, подросток, старик.
- 14. Нежный, учтивый, простоватый, грубый.
- 15. Расшатывать, платить, требовать, получать, обеспечивать.
- 16. Грешный, благородный, святой, любящий, болезненный.
- 17. Кушак, рама, разбойник, парик, ходули.
- 18. Карликовый, приземистый, коренастый, гигантский, короткий.
Ответы к тесту 3:
1) подниматься, опускаться; 2) приближаться, отходить; 3) всплывать, опускаться; 4) расслабленный, оцепенелый; 5) притупленный, острый; 6) диссонансный, мелодичный; 7) разъединять, связывать; 8) узнавать, забывать; 9) оппозиционер, партнер; 10) тощий, обильный; 11) подвижный, инертный; 12) развенчивать, восторгаться; 13) малыш, старик; 14) нежный, грубый; 15) требовать, получать; 16) грешный, святой; 17) парик, ходули; 18) карликовый, гигантский.
Тест 4. Вставь недостающее слово
- 1. Ум (...) боль. 2- Кровь (...) цветок.
- 3. Друг (...) шкаф.
- 4. Пуговица (...) статья.
- 5. Воспоминание (...) лекарство.
- 6. Человек (...) костюм.
- 7. Напиток (...) загар.
- 8. Месяц (...) пряник.
- 9. Утро (...) развитие-
- 10. Разговор (...) дождь.
- 11. Взгляд (...) куст.
- 12. Душа (...) улица.
- 13. Вор (...) справочник-
- 14. Романс (...) мороз.
- 15. Запах (...) анекдот.
- 16. Ткань (...) мысль.
- 17. Душа (...) посуда.
Ответы к примерам теста 4:
1) острая, 2) алый, 3)старый, 4)блестящая, 5) горькое, 6) светлый, 7) шоколадный, 8) медовый, 9) раннее, 10) затяжной, 11) колючий, 12) широкая, 13) карманный, 14) жестокий, 15) свежий, 16) яркая, 17) чистая.
Тест 5. Двойные значения
- 1. Часть газеты (...) часть дороги.
- 2- Помещение в гостинице (...) один выпуск газеты.
- 3- Часть газетного листа (...) помещение.
- 4. Крупный заголовок (...) объявление о продаже билетов.
- 5- Часть книги (...) часть дерева.
- 6. Фрукт (...) аристократ в древнем Китае.
- 7. Часть книги (...) руководитель учреждения.
- 8. Танец (..) шаг лошади.
- 9. Часть тела (...) один из элементов родословной.
- 10. Часть дерева (...) математическое выражение.
- 11. Выражение нежности (...) животное.
- 12. Шахматная фигура (...) старинное судно.
- 13. Женская принадлежность из меха (...) техническое устройство.
- 14. Невежа (...) животное.
- 15. Все выслушать (...) пропустить мимо ушей.
- 16. Сфера общения (...) геометрическая фигура.
- 17. Великий полководец (...) пирожное.
- 18. Поле сражения (...) направление атмосферных из-менений-
- 19. Застежка (...) атмосферное явление.
Ответы к примерам теста 5.
1) полоса, 2) номер, 3) подвал, 4) аншлаг, 5) лист, 6) мандарин, 7) глава, 8) галоп, 9) колено, 10) корень, 11) ласка, 12) ладья, 13) муфта, 14) свинья, 15) прослушать, 16) круг, 17) наполеон, 18) фронт, 19) молния.
Тест 6. Дополнение
- Я хочу ... (1) ... прочь от этой ... (2) ... зимы, с ее ... (3) ..., которые, словно дикий зверь, ... (4) ... на человека, ... (5) ... его с ног.
- ... (6) --- гений, ... (7) ... свои огромные творческие ... (8) ... определяет принципиально ... (9) ... направления в науке, культуре и ... (10) ... жизни общества.
- Принципы ... (11) ... конституции будут... (12) ..., если законодательная ... (13) ... будет ... (14) ... исполнительной, что случается в ... (15) ... обществах.
Слова для выбора:
- 1. Уехать, умчаться, удалиться, убежать, уйти.
- 2. Холодной, суровой, свирепой, морозной.
- 3. Мороз, холод, вьюга, снег, иней.
- 4. Кидаются, наступают, летят, подбегают, стремятся.
- 5. Сбрасывая, сбивая, сваливая, снимая.
- 6. Настоящий, известный, подлинный, серьезный, великий.
- 7. Реализовать, демонстрировать, обнаруживая, подтверждать, показывать.
- 8. Дарования, навыки, умения, возможности, знания.
- 9. Новый, полезный, важный, интересный, ценный.
- 10. Социальный, семейный, общественный, человеческий, светский.
- 11. Демократический, подлинный, настоящий, хороший, великий.
- 12. Утрачивать, терять, изменять, забывать, подменять.
- 13. Сила, власть, республика, сторона, управление.
- 14. Подменяться, сливаться, устраиваться, заменяться, связываться.
- 15. Коммунистический, тоталитарный, фашистский, просвещенный, старый.
Ответы к тесту 6.
- 1) Я хочу умчаться прочь от этой свирепой зимы, с ее морозами, которые, словно дикий зверь, кидаются на человека, сваливая его с ног.
- 2) Подлинный гений, реализуя свои огромные творческие возможности, определяет принципиально новые пути в науке, культуре и социальной жизни общества.
- 3) Принципы демократической конституции будут утрачиваться, если законодательная власть будет подменяться исполнительной, что случается в тоталитарных обществах.,
Тест 7. Логические задачи (проблемы)
- 1. Человек купил машину за 650 долларов, а продал за 725. После этого он решил, что продал слишком дешево, так что он снова купил машину за 750 долларов, но на этот раз продал только за 725. Что, в конечном итоге, получилось - он потерял деньги или приобрел?
- 2. Двери четырех комнат принадлежат четырем джентльменам и окрашены в четыре разных цвета- У мистера Аллена зеленая дверь, а у мистера Болла - не красная дверь. У мистера Кларка черная дверь только в том случае, если у мистера Доу она зеленая. Если дверь мистера Болла черная, то у мистера Аллена она белая.
- а) у мистера Аллена - красная дверь;
- б) у мистера Болла - зеленая дверь;
- в) у мистера Кларка - белая дверь;
- г) у мистера Доу - черная дверь;
- д) у мистера Аллена - черная дверь.
Логические задачи (проблемы)
- 4. Одни часы показывают 6.10, другие - 6.25, еще одни - 6.40, а еще одни - 6.50. Если правильное время 6.30, то в среднем отстают или убегают 10.
- У человека имеется 3 белых носка, 3 черных носка, 3 розовых носка и 3 голубых носка в комоде. Какое минимальное число носков он должен вытащить из своего комода, чтобы составить три целых пары, если учесть, что он не может видеть их цвет?
Как обучать одаренных?
- 1.СТРАТЕГИЯ УСКОРЕНИЯ – предполагает увеличения темпа прохождения материала.
- 2.СТРАТЕГИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ – предполагает изменение не темпа /скорости/ усвоения, а увеличения объема.
- 3. Стратегия – «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ» – один из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных.
- 4. Стратегия – « ОБУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ ».
- 5. Стратегия – « СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ».
- 6. Стратегия – «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ».
- 7. Стратегия – «ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ».
МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
- ВИД ОДАРЕННОСТИ
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ Систематизированное
наблюдение, опросники,
тест Слоссона и т.д.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ Систематизация
наблюдения,
анкетирование,
тестирование,
тесты Равена.
ТВОРЧЕСКАЯ Тесты Торренса, Е. Туник, И. С. Аверина, Е.И. Шебланова «Необычное
использование», Маккарти
«Шкала детских способностей»
Интеллект
1.Шкала Стенфорд-Бине
2.Тест Р. Кеттела
3.Тест Д. Векслера
4.Р. Амтхауэра
- Методика "Шкала прогрессивных матриц" была разработана в 1936 году Джоном Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Тест прогрессивные матрицы Равена (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).
Тестовый материал к методике Равена.
Дерево желаний Юркевич
- Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
- Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
- Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
- Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
- РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Стратегия раздельного обучения предполагает создание для этой категории детей социальных школ.
- СОВМЕСТНО – РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Этот подход предполагает наличие классов на одной параллели с равным уровнем и характером обучения.
- СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
- ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. Дифференциацию обучения можно считать одним из основных путей решения проблемы согласования системы школьного обучения и проблемы обучения одаренных детей.
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ.
- СИМПОЗИУМ
- В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
- СУНДУКТ МУДРОСТИ
- МИНИАТЮРА
- ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБКИ
- НАЗОЙЛИВЫЙ ИГРОК
- ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ.
МАТРИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМ УЧЕНИКОМ
№ П\П
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА
1
Чтение программного материала.
2
Прочитать, составить план, выделить главное, рассказать, сделать классификацию.
Чтение дополнительной литературы.
3
Реферативная работа.
4
Прочитать, свернуть в опору, систематизировать, рассказать.
Собрать материал, написать реферат, выступить в классе с концептуальным обоснованием.
Задание конвергентного типа.
5
Задания дивергентного типа.
Задания логического типа, с одним ответом/ хронометраж выполнения/.
Задания со множеством ответов, способов выполнения.
6
Решения проблемных ситуаций.
7
Задачи на поиск нового задания, решения противоречия.
Задания на обнаружение ошибок.
8
Тесты, ситуации, имеющие ошибки, задания на отработку версий.
Задание по редактированию текстов.
9
Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/.
Рецензирование материала.
10
Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/.
Исследовательская работа.
Сбор материалов по теме, составление каталога вопросов, подготовка, проведение экспериментов, оформление и регистрация полученных данных, использование метода проекта, защита проекта.
11
Работа в динамических парах.
12
Диалогический метод, отработка партнерского взаимодействия с элементами педагогического менеджмента.
Групповая работа.
13
Инструктаж, метод эмпатии, мозговой штурм, дискуссия по проблеме, сценарии обучающих игр.
Вопросы учителю.
14
15
Создание эволюционных баз знаний.
Подготовка вопросов по теме/ глубина, информативность, оригинальность/.
Эвристический метод в хронологии развития того или иного знания, составление матрицы, систематизация данных.
Терминологическая работа.
16
Подготовить материал к игре ”Терминологический марафон”, модели переноса терминов в необычные ситуации.
Выполнение практических и лабораторных работ.
17
Составить и оформить алгоритм выполнения практических и лабораторных работ, подробные записи наблюдений, возможные версии и предварительные выводы.
Экскурсии.
Подготовиться к дискуссии по обмену впечатлениями, выделение памятного эпизода, обзорное обобщение, критическая справка.
- Дайте на каждый вопрос один из двух ответов: верно(+), неверно(v). Приступайте!
- 1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.
- 2. Память — это самое главное для развития способностей.
- 3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.
- 4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного.
- 5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям.
- 6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей.
- 7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования — от этого страдает личность.
- 8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку — без этого не будут развиваться способности.
- 9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
- 10. Математику до 12–13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях.
- 11. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки.
- 12. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь — можно избаловать.
- 13. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах — математических, гуманитарных и т. д.
- 14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.
- 15. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
- 16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
- 17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.
- 18. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.
- 19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности — плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.
- 20. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни.
- 21. Одаренность только от Бога.
- 22. Одаренного ребенка можно сразу определить — он поражает всех своими знаниями и суждениями.
- 23. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки — этим его можно избаловать.
- 24. Хороший учитель — тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время.
- 25. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.
- 26. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности.
- 27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.
- 28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.
- 29. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они — одаренные, они могут зазнаться.
- 30. Для того чтобы ребенок вырос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком.
- 31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.
Ответы на анкету.
верно — (+) не верно — (v)
- 1. (v) 6. (+) 11. (v) 16. (+) 21. (v) 26. (v) 31. (v)
- 2. (v) 7. (v) 12. (v) 17. (+) 22. (v) 27. (v)
- 3. (v) 8. (v) 13. (v) 18. (+) 23. (v) 28. (v)
- 4. (v) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (v) 29. (v)
- 5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (v) 25. (v) 30. (v)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!