Конспект урока: «Однородные члены предложения»
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Обучающая
- формировать умения находить однородные члены в предложении;
Развивающая
- развивать способность к речевому взаимодействию;
Воспитательная
- формировать интерес к русскому языку;
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание важности грамотной речи;
- развитие интереса к русскому языку.
Метапредметные:
- умение работать с текстом, выделять главное;
- развитие логического мышления, умения анализировать и обобщать материал.
Предметные:
- знать признаки однородных членов предложения;
- уметь находить однородные члены в предложении;
- правильно ставить запятые между однородными членами.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Эмоциональный настрой.
Сегодня мы откроем тайну русского языка — научимся находить однородные члены в предложении!
2. Актуализация знаний (5 мин)
Устный опрос:
— Какие члены предложения вы знаете?
— Чем отличаются главные и второстепенные члены?
— Какие слова в предложении отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену?
Пример:
С неба падали белые, пушистые, лёгкие снежинки.
— Что можно сказать о словах белые, пушистые, лёгкие?
3. Постановка проблемы (3 мин)
— Почему между словами белые, пушистые, лёгкие стоит запятая?
— Можно ли их назвать “одинаковыми” по смыслу и грамматическим признакам?
Формулировка темы и цели урока учащимися.
4. Объяснение нового материала (10 мин)
Однородные члены предложения — это такие члены предложения, которые:
- отвечают на один и тот же вопрос;
- зависят от одного и того же слова;
- являются одним и тем же членом предложения (все — подлежащие, или все — сказуемые, или все — определения и т.д.);
- произносятся с перечислительной интонацией;
- между ними ставится запятая (если нет союзов и, или, да).
Примеры:
Дети читали, пели, танцевали. — однородные сказуемые.
На столе лежали яблоки, груши, сливы. — однородные подлежащие.
Она купила красную, синюю и зелёную ленты. — однородные определения.
Важно усвоить!
Если однородные члены соединены союзами и, или, да (в значении «и») — запятая не ставится перед союзом.
Мы купили хлеб и молоко. — запятой нет.
5. Закрепление нового материала (15 мин)
Работа с рабочим листом (см. ниже).
Учащиеся выполняют задания индивидуально или в парах.
Учитель проходит по классу, помогает, проверяет.
6. Рефлексия (5 мин)
— Что нового узнали?
— Как определить однородные члены?
— Когда ставится запятая, а когда — нет?
«Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал(а)…»
7. Домашнее задание (2 мин)
- Учебник: упр. (по выбору учителя)
- Творческое задание: составить 3-4 предложения с однородными членами и подчеркнуть их.
Рабочий лист по теме «Однородные члены предложения» 5 класс.
Фамилия, имя: __________________________
Задание 1. Прочитай предложения. Подчеркни однородные члены. Обозначь, какие это члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение).
1. Ветер гнал по небу серые, тяжёлые тучи.
Однородные: _______________ — это ___________________.
2. Птицы кричали, щебетали, пели в ветвях деревьев.
Однородные: _______________ — это ___________________.
3. Катя купила яблоки, груши и сливы.
Однородные: _______________ — это ___________________.
4. Дети весело, громко смеялись.
Однородные: _______________ — это ___________________.
Задание 2. Расставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены.
1. По утрам сестра пила чай с молоком и ела бутерброды с сыром.
2. В саду росли розы пионы гладиолусы и тюльпаны.
3. Он быстро ловко и уверенно забил гол.
4. Мы будем рисовать лепить и вышивать на нашем кружке.
Задание 3 (творческое). Составь и запиши два предложения с однородными членами. Подчеркни их.
1. ________________________________________________________
Однородные: _______________________
2. ________________________________________________________
Однородные: _______________________
Задание 4 (для сильных учеников). Найди ошибку и исправь.
В лесу росли грибы ягоды и цветы но мы собирали только грибы.
Исправленное предложение:
________________________________________________________