СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Округление чисел.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нетрадиционный: урок сказка. Дает возможность показать нетрадиционные подходы к запоминанию правил.

Просмотр содержимого документа
«Округление чисел.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола

города Кызыла Республики Тыва


Муравьева Л.А., учитель математики


Урок математики в 5 классе

Тема: Округление чисел.

(урок формирования новых знаний по УМК И.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др.)

Образовательные:

- через понятие приближенного значения числа ввести правило округления чисел, как одного из действий с числами; необходимость этой темы.

- совершенствование вычислительных навыков сложения и вычитания десятичных дробей;

- усилить практическую направленность обучения.

Развивающие:

- развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимание;

- развитие навыков устной и письменной речи;

- осуществлять контроль за результатами своей деятельности.

Воспитывающие:

- формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к учению;

- воспитание культуры речи;

- проводить рефлексию деятельности учебного труда;

- развивать навыки умения работать в паре.

Задачи:

Предметные:

- познакомиться с основными приемами оценки чисел или результатов приближенных значений;

- составить алгоритм округления чисел;

- научиться пользоваться алгоритмом оценки и округления чисел.

Метапредметные:

- коммуникативные: учиться описывать содержание совершаемых действий и критически относиться к своему мнению, с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;

- регулятивные: корректировать деятельность – вносить изменения в процесс с учетом возникающих трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

- познавательные: ориентироваться в практической потребности округления чмссел;

Личностные УУД:

- формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;

- формирование навыков анализа, творчества, активности.






Содержание, ход и эффективность урока:


Сегодня, повторяя правила сравнения, сложения и вычитания натуральных чисел и десятичных дробей, мы оценим вашу деятельность в школе и дома, и как надолго вы запоминаете, как развиваете свою память. Есть такие крылатые слова: «Если за день ничему не научился, день прожит зря». А учиться можно всему: знаниям в готовом виде и добывать знания, учиться дружить и выбирать настоящих друзей, учиться ПДД, учиться какому-то ремеслу, и еще много чему. Нам сегодня предстоит узнать о новом действии с числами – каком? Это и предстоит вам выяснить!

Девиз урока: «Нельзя изучать математику, наблюдая, как это делает твой сосед». Значит, работать должны все. Но как?

Я предлагаю урок – сказку. Сказка – ложь, да в ней намек, и мне хочется, чтобы этот намек вы поняли в конце урока. Итак, сказка начинается.


На доске или экране появляется сюжетная картинка ТЮЛЕНЯ.

Учитель: В зимний день – один тюлень

Продавал на рынке лень.

(на магнитной доске прикалывается картинка «узелок с надписью « ЛЕНЬ»)

Бормотал он сквозь зевоту,

Предлагая лень свою:

- Покупайте лень – дремоту,

За бесценок продаю.


А пингвин зевнул со вздохом: (появляется сюжетная картинка ПИНГВИНА)

- Лень купить совсем неплохо.

Домик снегом завалило,

Холодина в доме том.

Спит пингвин который день,

А всему виною – лень!

Печальная история получается. Надо помочь бедняге пингвину. Вы знаете, чего боится лень?

Значит, чтобы разбудить пингвина, надо победить лень, а чтобы победить лень, вам надо потрудиться.

(На «засыпанной снегом» двери домика пингвина написаны примеры для устного счета, а на разрезанных карточках предложены к ним ответы, среди них есть неверные, предусматривающие ошибки сложения и вычитания десятичных дробей. Правильно вычисленные примеры и выбранные к ним ответы, позволяют составить картинку веселого пингвина.)

По результатам работы, увидим, кто вместе с пингвином приобрел узелок с ленью.


8,3 – 7,26

3,88

1,4

5,11

5,29

5,83

0,23 + 5,6

4,05 – 1,7

3,02

2,08

1,04

2,35

2,20 + 3,09

3,6 – 0,62

Учитель: Сразу поднялось настроение у ПИНГВИНА. Я надеюсь, что у вас тоже, от того, что вы помогли.

У: И подумал тут пингвин:

- С ленью будем мы враги.

И решил пингвин – задаром

Лень отдам я гагам старым. (сюжетная картинка с ГАГАМИ).


Гаги тут же разленились

И работать разучились.

А решали ГАГИ день

Сразу несколько проблем.

Как упростить, сосчитать,

Сколько надо где отнять,

Как сравнить, что с чем сложить,

И ответ как получить.


Коли лень попала к ним,

Проблемы эти мы решим.

Работа в тетрадях:

  1. Удобным способом найти значение выражений:

6,8 – 2,5 + 3,3

5,5 + 4,83 + 4,5 – 1,83

8,02 – 0,6 – 2,02 + 1,8

  1. Найти все целые числа для х, если 3,2 х

Опросник: у кого нет ошибок? 1 ошибка? Итог: над чем надо поработать еще.


Гагам стыдно стало вмиг.

И решили ГАГИ дружно –

Лень отдать нам срочно нужно!


Лень попала в этот раз –

Прямо в класс.

Семь учащихся выбирают индивидуальные карточки, оценивая свои возможности, на «4» или «5». Остальные в домашних тетрадях выполняют самостоятельно:

  1. Выполнить действия:

34,27 – (11,33 – 1,83) + (6 – 0,03)

  1. Решить задачу: Собственная скорость теплохода 40 км/ч, скорость течения реки равна 2,6 км/ч. Какова скорость теплохода по течению и против течения?

(Для проверки собрать тетради).

Учитель: В классе лень не прижилась

И на берег подалась. (сюжетная картинка крокодила)

Принялась за крокодила –

До чего же разморила

Лень беднягу КРОКОДИЛА.

Даже танцы лягушат

Крокодила не смешат.


Может нам ему помочь?

Вы дружно трудились – немного устали,

Быстро все сразу за партами встали. (Физминутка)


Крокодил повеселел

И на лень за свирепел.

Пнул он лень куда попало

К Динозавру лень попала.

Денвер - умный динозавр,

Занят был работой.

Изучал он в этот миг

Округленье чисел.

Какое новое действие с числами вы услышали? А слышали вы о таком понятии вообще? Где, с чем это было связано?

Вот нам с вами и предстоит узнать, что это за действие – ОКРУГЛЕНИЕ чисел, как округляются числа, зачем. И это все мы будем с вами узнавать, не обращая внимания на лень.

Задача 1. 1 кг конфет, (а это сколько грамм?) конфет стоит 199 рублей. Обычно на праздник, например, на день рождения, берут конфеты разных сортов и понемногу. Взяли 100 г этих конфет. Сколько денег заплатили?

Р е ш е н и е: Какую часть кг купили?

Какую часть денег от стоимости надо заплатить?

Сколько это денег?

Можно ли заплатить 19,9 рублей? Теоретически – да, практически, когда сегодня нет таких денежных единиц – копейки, то очень трудно. Как быть?

Действительно, платят 20 рублей. Это есть приближенное значение с избытком. Записывается так: 19,9 20

Задача 2: 1 кг конфет другого сорта стоит 131 рубль. Сколько денег надо заплатить за 100 г этих конфет?

Аналогично рассуждая, имеем 13,1 13. Это есть приближенное значение с недостатком.

Нам часто приходится слышать и читать в газетах слова: более, около, не менее, приблизительно и т.д., т.е., в информации указывается не конкретное, не точное число, а его приближенное значение. И делается это для удобства восприятия, быстрого сравнения.

Какое приближенное значение определяет слово «более»? «около»? «почти»?

Используя сюжетную картинку ДИНОЗАВРА, по «горбу» которого расположены цифры от 0 до 9, подвести к правилу округления чисел.

Измеряя свою длину, Денвер заметил, что если спускаться по стороне, где расположены цифры 0, 1, 2, 3, 4, то будет только голова, а если по той стороне, где цифры 5, 6, 7, 8, 9, то будет еще и хвост. . .

И он сделал вывод, что при округлении чисел надо знать:

  1. до какого разряда округляется число;

  2. какова первая отбрасываемая цифра и как изменяется последняя цифра, которая остается.

Уточним свои предположения по учебнику: стр. 199, п.33 (только правило и примеры округления). Ответим на вопросы.

Первичное закрепление (через компьютер):

До какого разряда округляется число? Какая первая отбрасываемая цифра? Какая цифра остается в записи числа и что с ней происходит? Каким приближенным числом заменяется данное число?

До десятков, т.е., до 10: 683

До десятых долей, т.е. до 0,1: 2, 6854

До единиц, т.е. до 1,0: 13,269 ; 4,8076

До каких долей надо округлить, если записано – до 0,01? 9,60555 ; 14,7123


Формировании ЗУН: №1274 – комментированное письмо по «цепочке» с передачей «узелка лени».

Кто бесплатно приобретет лень? – самостоятельно № 1272. Обменялись тетрадями и проверили через компьютер.

Дополнительно: №1276.


Снова лень не прижилась.

И теперь во всякий день

Лень по свету рыщет.

Невидимкой бродит лень

И приюта ищет.


Может и к вам заглянуть домой,

Смотрите, не поддайтесь!

Сначала – уроки, по дому дела,

А потом своим делом занимайтесь!


А домашнее задание такое: п.33 (правило, вопросы), №1297, 1298

Дополнительно, в газете, в энциклопедии или другом источнике по окружающему миру или по интересным фактам, найти и выписать одно предложение, в котором имеется информация, содержащая округление чисел.

Подводя итог урока, скажите, в чем сущность данной сказки и о каком намеке я говорила?


Что для Вас было:

  • самое понятное...

  • самое полезное...

  • самое новое...

  • как мне показалось важным …

  • я понял, что …

  • я почувствовал, что …






PS: Проводя уроки в нетрадиционной форме,

  • Следует обращать внимание на эффективность нестандартного, нетрадиционного урока, чтобы не допустить ошибку, когда форма начинает превалировать над содержанием.

  • «Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать» - Ю.К. Бабанский