Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола
города Кызыла Республики Тыва
Муравьева Л.А., учитель математики
Урок математики в 5 классе
Тема: Округление чисел.
(урок формирования новых знаний по УМК И.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др.)
Образовательные:
- через понятие приближенного значения числа ввести правило округления чисел, как одного из действий с числами; необходимость этой темы.
- совершенствование вычислительных навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
- усилить практическую направленность обучения.
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимание;
- развитие навыков устной и письменной речи;
- осуществлять контроль за результатами своей деятельности.
Воспитывающие:
- формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к учению;
- воспитание культуры речи;
- проводить рефлексию деятельности учебного труда;
- развивать навыки умения работать в паре.
Задачи:
Предметные:
- познакомиться с основными приемами оценки чисел или результатов приближенных значений;
- составить алгоритм округления чисел;
- научиться пользоваться алгоритмом оценки и округления чисел.
Метапредметные:
- коммуникативные: учиться описывать содержание совершаемых действий и критически относиться к своему мнению, с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;
- регулятивные: корректировать деятельность – вносить изменения в процесс с учетом возникающих трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
- познавательные: ориентироваться в практической потребности округления чмссел;
Личностные УУД:
- формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;
- формирование навыков анализа, творчества, активности.
Содержание, ход и эффективность урока:
Сегодня, повторяя правила сравнения, сложения и вычитания натуральных чисел и десятичных дробей, мы оценим вашу деятельность в школе и дома, и как надолго вы запоминаете, как развиваете свою память. Есть такие крылатые слова: «Если за день ничему не научился, день прожит зря». А учиться можно всему: знаниям в готовом виде и добывать знания, учиться дружить и выбирать настоящих друзей, учиться ПДД, учиться какому-то ремеслу, и еще много чему. Нам сегодня предстоит узнать о новом действии с числами – каком? Это и предстоит вам выяснить!
Девиз урока: «Нельзя изучать математику, наблюдая, как это делает твой сосед». Значит, работать должны все. Но как?
Я предлагаю урок – сказку. Сказка – ложь, да в ней намек, и мне хочется, чтобы этот намек вы поняли в конце урока. Итак, сказка начинается.

На доске или экране появляется сюжетная картинка ТЮЛЕНЯ.
Учитель: В зимний день – один тюлень
Продавал на рынке лень.
(на магнитной доске прикалывается картинка «узелок с надписью « ЛЕНЬ»)
Бормотал он сквозь зевоту,
Предлагая лень свою:
- Покупайте лень – дремоту,
За бесценок продаю.
А пингвин зевнул со вздохом: (появляется сюжетная картинка ПИНГВИНА)
- Лень купить совсем неплохо.
Домик снегом завалило,
Холодина в доме том.
Спит пингвин который день,
А всему виною – лень!
Печальная история получается. Надо помочь бедняге пингвину. Вы знаете, чего боится лень?
Значит, чтобы разбудить пингвина, надо победить лень, а чтобы победить лень, вам надо потрудиться.
(На «засыпанной снегом» двери домика пингвина написаны примеры для устного счета, а на разрезанных карточках предложены к ним ответы, среди них есть неверные, предусматривающие ошибки сложения и вычитания десятичных дробей. Правильно вычисленные примеры и выбранные к ним ответы, позволяют составить картинку веселого пингвина.)
По результатам работы, увидим, кто вместе с пингвином приобрел узелок с ленью.
8,3 – 7,26 3,88 1,4 5,11 5,29 5,83 |
0,23 + 5,6 |
4,05 – 1,7 3,02 2,08 1,04 2,35 |
2,20 + 3,09 |
3,6 – 0,62 |
Учитель: Сразу поднялось настроение у ПИНГВИНА. Я надеюсь, что у вас тоже, от того, что вы помогли.
У: И подумал тут пингвин:
- С ленью будем мы враги.
И решил пингвин – задаром
Лень отдам я гагам старым. (сюжетная картинка с ГАГАМИ).
Гаги тут же разленились
И работать разучились.
А решали ГАГИ день
Сразу несколько проблем.
Как упростить, сосчитать,
Сколько надо где отнять,
Как сравнить, что с чем сложить,
И ответ как получить.
Коли лень попала к ним,
Проблемы эти мы решим.
Работа в тетрадях:
Удобным способом найти значение выражений:
6,8 – 2,5 + 3,3
5,5 + 4,83 + 4,5 – 1,83
8,02 – 0,6 – 2,02 + 1,8
Найти все целые числа для х, если 3,2 х
Опросник: у кого нет ошибок? 1 ошибка? Итог: над чем надо поработать еще.
Гагам стыдно стало вмиг.
И решили ГАГИ дружно –
Лень отдать нам срочно нужно!
Лень попала в этот раз –
Прямо в класс.
Семь учащихся выбирают индивидуальные карточки, оценивая свои возможности, на «4» или «5». Остальные в домашних тетрадях выполняют самостоятельно:
Выполнить действия:
34,27 – (11,33 – 1,83) + (6 – 0,03)
Решить задачу: Собственная скорость теплохода 40 км/ч, скорость течения реки равна 2,6 км/ч. Какова скорость теплохода по течению и против течения?
(Для проверки собрать тетради).
Учитель: В классе лень не прижилась
И на берег подалась. (сюжетная картинка крокодила)
Принялась за крокодила –
До чего же разморила
Лень беднягу КРОКОДИЛА.
Даже танцы лягушат
Крокодила не смешат.
Может нам ему помочь?
Вы дружно трудились – немного устали,
Быстро все сразу за партами встали. (Физминутка)
Крокодил повеселел
И на лень за свирепел.
Пнул он лень куда попало
К Динозавру лень попала.
Денвер - умный динозавр,
Занят был работой.
Изучал он в этот миг
Округленье чисел.
Какое новое действие с числами вы услышали? А слышали вы о таком понятии вообще? Где, с чем это было связано?
Вот нам с вами и предстоит узнать, что это за действие – ОКРУГЛЕНИЕ чисел, как округляются числа, зачем. И это все мы будем с вами узнавать, не обращая внимания на лень.
Задача 1. 1 кг конфет, (а это сколько грамм?) конфет стоит 199 рублей. Обычно на праздник, например, на день рождения, берут конфеты разных сортов и понемногу. Взяли 100 г этих конфет. Сколько денег заплатили?
Р е ш е н и е: Какую часть кг купили?
Какую часть денег от стоимости надо заплатить?
Сколько это денег?
Можно ли заплатить 19,9 рублей? Теоретически – да, практически, когда сегодня нет таких денежных единиц – копейки, то очень трудно. Как быть?
Действительно, платят 20 рублей. Это есть приближенное значение с избытком. Записывается так: 19,9 ≈ 20
Задача 2: 1 кг конфет другого сорта стоит 131 рубль. Сколько денег надо заплатить за 100 г этих конфет?
Аналогично рассуждая, имеем 13,1 ≈ 13. Это есть приближенное значение с недостатком.
Нам часто приходится слышать и читать в газетах слова: более, около, не менее, приблизительно и т.д., т.е., в информации указывается не конкретное, не точное число, а его приближенное значение. И делается это для удобства восприятия, быстрого сравнения.
Какое приближенное значение определяет слово «более»? «около»? «почти»?
Используя сюжетную картинку ДИНОЗАВРА, по «горбу» которого расположены цифры от 0 до 9, подвести к правилу округления чисел.
Измеряя свою длину, Денвер заметил, что если спускаться по стороне, где расположены цифры 0, 1, 2, 3, 4, то будет только голова, а если по той стороне, где цифры 5, 6, 7, 8, 9, то будет еще и хвост. . .
И он сделал вывод, что при округлении чисел надо знать:
до какого разряда округляется число;
какова первая отбрасываемая цифра и как изменяется последняя цифра, которая остается.
Уточним свои предположения по учебнику: стр. 199, п.33 (только правило и примеры округления). Ответим на вопросы.
Первичное закрепление (через компьютер):
До какого разряда округляется число? Какая первая отбрасываемая цифра? Какая цифра остается в записи числа и что с ней происходит? Каким приближенным числом заменяется данное число?
До десятков, т.е., до 10: 683 ≈
До десятых долей, т.е. до 0,1: 2, 6854 ≈
До единиц, т.е. до 1,0: 13,269 ≈ ; 4,8076≈
До каких долей надо округлить, если записано – до 0,01? 9,60555≈ ; 14,7123 ≈
Формировании ЗУН: №1274 – комментированное письмо по «цепочке» с передачей «узелка лени».
Кто бесплатно приобретет лень? – самостоятельно № 1272. Обменялись тетрадями и проверили через компьютер.
Дополнительно: №1276.
Снова лень не прижилась.
И теперь во всякий день
Лень по свету рыщет.
Невидимкой бродит лень
И приюта ищет.
Может и к вам заглянуть домой,
Смотрите, не поддайтесь!
Сначала – уроки, по дому дела,
А потом своим делом занимайтесь!
А домашнее задание такое: п.33 (правило, вопросы), №1297, 1298
Дополнительно, в газете, в энциклопедии или другом источнике по окружающему миру или по интересным фактам, найти и выписать одно предложение, в котором имеется информация, содержащая округление чисел.
Подводя итог урока, скажите, в чем сущность данной сказки и о каком намеке я говорила?
Что для Вас было:
PS: Проводя уроки в нетрадиционной форме,
Следует обращать внимание на эффективность нестандартного, нетрадиционного урока, чтобы не допустить ошибку, когда форма начинает превалировать над содержанием.
«Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать» - Ю.К. Бабанский