СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. Искусство Японии.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир. Искусство Японии.

  «Созерцание сакуры» Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов мира о пространстве Вселенной.

 

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. Искусство Японии.»

«Созерцание сакуры»

«Созерцание сакуры»

 Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов мира о пространстве Вселенной.   Корнями гнездится глубоко в земле, Вершиной восходит к высокой скале, Зеленые ветви уводит широко В безмерную синюю даль.    К. Бальмонт

Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов мира о пространстве Вселенной.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко

В безмерную синюю даль.

К. Бальмонт

Мифологические представления каких народов роднит образ Мирового древа? Древо жизни в Ассирии Древо жизни в мусульманстве Древо жизни Германских народов Древо жизни у славянских народов Древо жизни в Скандинавских странах Древо жизни в Индии

Мифологические представления каких народов роднит образ Мирового древа?

Древо жизни в Ассирии

Древо жизни в мусульманстве

Древо жизни Германских народов

Древо жизни у славянских народов

Древо жизни в Скандинавских странах

Древо жизни в Индии

В чем проявляется единство и многообразие культур? Человечество - смешанный лес,  так что нечего хвою топорщить или листья презрительно морщить: все равны под покровом небес... Пререканья и разноголосье не смолкает ещё до сих пор. Получается всё-таки хор. Мы шумим, но как в поле колосья...   Б. Слуцкий Единство культур Многообразие культур

В чем проявляется единство и многообразие культур?

Человечество - смешанный лес,

так что нечего хвою топорщить

или листья презрительно морщить:

все равны под покровом небес...

Пререканья и разноголосье

не смолкает ещё до сих пор.

Получается всё-таки хор.

Мы шумим, но как в поле колосья...

Б. Слуцкий

Единство культур

Многообразие культур

Какие ассоциации, образы вызывает у вас Япония

Какие ассоциации, образы вызывает у вас Япония

У японских мастеров свои представления о Красоте, отличные от её понимания другими народами

У японских мастеров свои представления о Красоте, отличные от её понимания другими народами

Путь японского искусства - это путь постижения Красоты через незаметное и первозданное.

Путь японского искусства - это путь постижения Красоты через незаметное и первозданное.

Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но и стремление жить в гармонии с ней. Красота природы отличается простотой и естественностью.

Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но и стремление жить в гармонии с ней. Красота природы отличается простотой и естественностью.

Цветы - весной Кукушка - летом. Осенью - луна Чистый и холодный снег - Зимой. Что останется после меня? Цветы - весной, Кукушка - в горах, Осенью - листья клена.  Вот каким видится «изначальный образ» красоты природы поэту Догену (1200-1253)

Цветы - весной

Кукушка - летом.

Осенью - луна

Чистый и холодный снег -

Зимой.

Что останется после меня?

Цветы - весной,

Кукушка - в горах,

Осенью - листья клена.

Вот каким видится «изначальный образ» красоты природы поэту Догену (1200-1253)

Японские художники никогда не диктуют свою волю тому веществу, которое служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.

Японские художники никогда не диктуют свою волю тому веществу, которое служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.

Чайная церемония  В традиционной чайной церемонии сложилась особая культура восприятия предметов, основанная на метафорическом мышлении.

Чайная церемония

В традиционной чайной церемонии сложилась особая культура восприятия предметов, основанная на метафорическом мышлении.

Представьте себя гостем и участником чайной церемонии В Японию чай попал в VIII в. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.

Представьте себя гостем и участником чайной церемонии

В Японию чай попал в VIII в. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.

Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215). Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.

Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215). Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров.

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров.

Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV-XV вв.  В ходе чайного турнира гости должны были отобрать

Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV-XV вв. В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи.

Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко (1422-1502).

Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой. Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая.  Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.

Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой. Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.

В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.   Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями

В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход - около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход - около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.

Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: «Пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном».

Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: «Пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном».

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.  В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями

Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни. В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.

Японские сады искусстве японских садов.

Японские сады

искусстве японских садов.

Символический «сухой» сад представлен особым расположением камней, кустарников и деревьев. Он монохромен (одноцветен), строг и аскетичен.

Символический «сухой» сад представлен особым расположением камней, кустарников и деревьев. Он монохромен (одноцветен), строг и аскетичен.

Камни являются основой японского сада, главным атрибутом японского парка. К камню в японской культуре сложилось особое отношение. Камни, например, подбирают по форме, цвету, фактуре, их соответствию общему характеру и стилю сада.

Камни являются основой японского сада, главным атрибутом японского парка. К камню в японской культуре сложилось особое отношение. Камни, например, подбирают по форме, цвету, фактуре, их соответствию общему характеру и стилю сада.

Главная задача художника заключается в наиболее выразительной группировке камней, передающей его пластические возможности. Внешняя статичность пространства сада на самом деле оказывается условной. Большие и мелкие камни располагаются таким образом, что напоминают естественный горный архипелаг, реки или бьющиеся о скалы воды океана

Главная задача художника заключается в наиболее выразительной группировке камней, передающей его пластические возможности. Внешняя статичность пространства сада на самом деле оказывается условной.

Большие и мелкие камни располагаются таким образом, что напоминают естественный горный архипелаг, реки или бьющиеся о скалы воды океана

Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в Японском саде

Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в Японском саде

В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности.

В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности.

Основным из принципов японских садов является построение микрокосмоса, где камни, вода и деревья дарят нам понимание гармонии мира

Основным из принципов японских садов является построение микрокосмоса, где камни, вода и деревья дарят нам понимание гармонии мира

Искусство икэбане Икэбане – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте.

Искусство икэбане

Икэбане – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах.

К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте.

В икэбане - искусстве расстановки цветов в вазах, в создании цветочных композиций, в цветке ценят простоту, незатейливость и жизненную силу.

В икэбане - искусстве расстановки цветов в вазах, в создании цветочных композиций, в цветке ценят простоту, незатейливость и жизненную силу.

Искусство икэбаны символично. В нем воплощаются три начала: Небо, Земля и Человек, а поэтому каждая из деталей должна наиболее полно передать философские раздумья человека о своем месте в мироздании и о смысле бытия.

Искусство икэбаны символично. В нем воплощаются три начала: Небо, Земля и Человек, а поэтому каждая из деталей должна наиболее полно передать философские раздумья человека о своем месте в мироздании и о смысле бытия.

Проверь себя: XI век ? Когда попал чай в Японию  VIII век ? Где формировалась философия искусства питья чая   ? В чем заключается смысл чайной церемонии

Проверь себя:

XI век

? Когда попал чай в Японию

VIII век

? Где формировалась философия искусства питья чая

? В чем заключается смысл чайной церемонии

Виды японского сада Символизирует Положительную мужскую силу Янь Отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь

Виды японского сада

Символизирует

Положительную мужскую силу Янь

Отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь

? Какие начала воплощаются в искусстве Икэбане вода земля цветок солнце небо

? Какие начала воплощаются в искусстве Икэбане

вода

земля

цветок

солнце

небо

Итог урока: Искусство Японии - это путь постижения красоты через незаметное и первозданное , как ветка сакуры в саду.

Итог урока:

Искусство Японии

- это путь постижения красоты через незаметное и первозданное , как ветка сакуры в саду.

Домашние задание: ?  Каковы художественные принципы японского искусства? Какое отражение они получили в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций - икэбане и в садово-парковом искусстве? Расскажите о наиболее значимых культурных традициях Японии: Сумо  Традиционный японский дом  Кимоно  Театр Но Самураи

Домашние задание:

? Каковы художественные принципы японского искусства? Какое отражение они получили в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций - икэбане и в садово-парковом искусстве?

Расскажите о наиболее значимых культурных традициях Японии:

Сумо

Традиционный японский дом

Кимоно

Театр Но

Самураи