ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
возрастная группа (10-11) классы 2021-22 уч. год.
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить теоретические (письменные) задания.
Время выполнения заданий теоретического тура 2 академических часа (120 минут.)
Выполнение теоретических (письменных) заданий целесообразно организовать следующим образом:
не спеша, внимательно прочитайте задание и определите, наиболее верный и полный ответ;
отвечая на теоретический вопрос, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа ситуации или поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию;
после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и решений.
Задание теоретического тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.
Максимальная оценка 56 баллов
Задание 1. Ниже приведены международные годы, которые отмечает Организация Объединенных Наций (ООН):
а) Международный год верблюдовых;
б) Международный год кустарного рыболовства и аквакультуры;
в) Международный год языков коренных народов;
г) Международный год овощей и фруктов.
Ведущая роль в проведении отводится ФАО. В разных странах было организованы тематические симпозиумы и конференции. Одним из последних мероприятий в 2020 году стало 2-й Международный конгресс по агробиоразнообразию.
Какой 2021 год по этому календарю? Выберите 1 верный вариант ответа
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.
Задание 2. Внимательно прочитайте текст. Ответьте на вопрос: какое из приведенных ниже утверждений верно и основано на информации из текста? Европейская ряпушка – вид пресноводных рыб из рода сигов. Ряпушка водится преимущественно в озёрах, реже попадается в реках, но также ловится в Ботническом и Финском заливах Балтийского моря. Предпочитает чистое песчаное или глинистое дно, держится в озёрах преимущественно на глубине, избегая очень тёплой воды. Область распространения ряпушки — Северная Россия и Финляндия (до 69° с. ш.), Скандинавия, Дания, Литва, Белоруссия, Германия, Шотландия. В России ряпушка встречается в больших северных озёрах, особенно Онежском, Чудском, Псковском, Белом, Ладожском, Плещеевом, Неро.
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.
Задание 3. Выберите все правильные ответы. Области Мирового океана с высоким биоразнообразием и продуктивностью приурочены к:
а) эстуариям крупных рек
б) зонам апвеллинга
в) верхнему слою вод Мирового океана экваториальной и тропической зоны г) районам дна океана в зонах вулканической активности вокруг чёрных курильщиков
д) равнинной части глубин Мирового океана
е) прибрежной шельфовой зоне.
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.
Задание 4. Прочитайте описание вида Большой пёстрый дятел и выберите все правильные суждения. Большой пёстрый дятел обитает в разнообразных лесных сообществах: хвойных, смешанных, широколиственных лесах, парках, посещает сады, встречается в горах и на равнинах. Питается дятел взрослыми насекомыми и личинками, добывая их из-под коры и из древесины. Осенью дополняет рацион плодами деревьев и кустарников. Может разорять гнёзда птиц и посещать помойки. В зимнее время года также питается семенами хвойных деревьев.
а) это вид-специалист
б) это вид с узкой экологической нишей
в) это вид с широкой экологической нишей
г) это вид с широкой экологической валентностью
д) это редкий вид
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 5. Прочитайте текст, выберите правильные утверждения, которые следуют из изложенной в тексте информации. Переславская ряпушка (форма Европейской ряпушки, не выделяемая в отдельный подвид) обитает только в Плещеевом озере (г. Переславль Залесский, Ярославская область).
а) Переславская и Европейская ряпушка относятся к одному виду.
б) Переславская ряпушка является эндемиком Ярославской области.
в) Переславская ряпушка является инвазионным видом.
г) Переславская ряпушка нуждается в охране.
Выберите 2 верных варианта ответа
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.
Задание 6. Выберите все правильные ответы. В чём опасность теплового загрязнения водоёма?
а) эрозия
б) изменение экосистемы
в) увеличение численности цианобактерий
г) увеличение численности личинок мошки
д) эвтрофикация водоёма
е) повышение солёности воды из-за испарения
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.
Задание 7. Верно ли данное утверждение?
Обоснуйте его правильность/ неправильность.
Национальный парк – территория, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека.
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.
Задание 8. Выберите все правильные ответы. Россия занимаем ведущее место в мире по запасам и добыче многих полезных ископаемых, в том числе некоторых энергетических, рудных, строительных и других. По добыче каких двух из перечисленных полезных ископаемых России принадлежит одно из первых мест в мире?
а) каменный уголь
б) железные руды
в) апатиты
г) прир.
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.
Задание 9. Выберите правильный ответ и обоснуйте его. Грибы часто образуют микоризу с корнями деревьев. Микориза – разновидность симбиотических отношений, при этом деревья передают грибам:
а) минеральные элементы
б) азот
в) воду
г) органические веществаодный газ
д) руды цветных металлов е) калийные соли
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 10. Биологический регресс – направление эволюционного движения, приводящее к снижению численности вида вплоть до полного вымирания. Какая группа организмов исчезла НЕ по причине биологического регресса? 1. трицератопс
2. древовидные папоротники
3. странствующий голубь
4. псилофиты
Назовите причину исчезновения выбранного Вами в предыдущем ответе организма (группы)?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 11. На ярмарке Мария Ивановна увидела мед из фацелии. Она никогда не слышала о таком растении и не видела его. Какие выводы о фацелии может сделать Мария Ивановна? Выберите три варианта.
а) фацелия ветроопыляемое растение;
б) фацелия насекомоопыляемое растение;
в) цветки фацелии собраны в соцветие;
г) фацелия – травянистое растение;
д) фацелия является дикорастущим растением;
е) фацелия относится к Покрытосеменным;
ж) фацелия является медоносом.
Ответ:_____________________
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 12. Выберите все правильные ответы. Всем известно о негативном влиянии загрязняющих веществ на здоровье человека. Но мало кто задумывается, что при курении также выделяются загрязняющие вещества, поэтому курение может вызывать такие болезни, как :
а) болезни сердца и сосудов
б) бронхиты, трахеит
в) пневмонию, бронхиальную астму
г) язву желудка, гастрит
д) остеопороз
е) бесплодие
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 13. В одной из цепей питания допущена ошибка. Найдите её, назовите, объясните и предложите два варианта, как её можно исправить. В одном варианте должна получиться цепь из трех элементов, в другом из четырех.
а) клевер – пчела – синица – коршун
б) береза – пчела – синица – куница Ответ:_____________________________________________________________ __________________________________________________________________
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 14. Выберите все правильные ответы. Какие горные породы и минералы обладают естественной радиоактивностью?
а) гранит
б) урановая руда
в) фосфориты
г) калийная соль
д) кварц
е) доломит
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 15. Верно ли данное утверждение? Обоснуйте его правильность/ неправильность. Раздел экологии, изучающий взаимодействие организмов с окружающей средой, называется демэкология
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 16. Прочитайте описание вида Аполлон обыкновенный и выберите все правильные ответы. Внимательно прочитайте некоторые сведения из экологии Аполлона обыкновенного и предположите, почему этот вид бабочек стал редок на равнинах России и Европы (занесён в Красную книгу РФ и в Красную книгу Международного союза охраны природы). Аполлон обыкновенный – представитель семейства Парусников отряда Чешуекрылых. Места обитания: луга, горные луга, степи, открытые пространства. Кормовые растения гусениц – виды семейства Толстянковых (суккуленты родов Очиток и Молодило). Зимуют новорожденные гусеницы, находясь в оболочке яйца, у некоторых подвидов – вне оболочки. Известны случаи досрочного выхода зимующих гусениц из яйца при сильных оттепелях зимой и ранней весной. Вид обладает слабой способностью к миграциям при сильно удалённых друг от друга популяциях.
а) узкая пищевая специализация гусениц
б) весенние палы в окрестностях населённых пунктов
в) изменение климата г) чрезмерно частое кошение в местах обитания вида
д) перевыпас домашних животных в местах обитания вида
е) низкая подвижность вида, делающая маловероятной смену места обитания
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 17. Установите соответствие терминов между двумя колонками.
А. Организм. 1. Живые организмы озера.
Б. Популяция. 2. Лишайник.
В. Биоценоз. 3. Степь.
Г. Биогеоценоз. 4. Нерпы озера Байкал.
Д. Агроценоз. 5. Поле пшеницы.
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 18. Сгруппируйте перечисленные ниже факторы здоровья, которые могут влиять на здоровье человека:
А. Биотические Б. Абиотические В. Социальные | Электромагнитные излучения. Аллергены растительного происхождения. Урбанизация. Геохимические особенности почвы. Специфика производства. Паразитарные воздействия. Климатические характеристики. 8. Возбудители инфекционных заболеваний. 9. Психологический климат коллектива. |
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 19. Напишите правильный ответ.
Одним из самых опасных видов загрязнения Мирового океана является
загрязнение ___(А). Основным его источником является морской транспорт,
особенно аварии крупных судов – ___(Б). В случае загрязнения вещество
образует плёнку на поверхности воды, препятствующую газообмену и
уменьшает содержание в воде газа ___(В).
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 3 баллов. Всего за задание 3 балла.
Задание 20. Николай Иванович Вавилов (1887-1943) — внёс вклад в развитие концепции биологического вида и эволюционного учения, в практическую селекцию, в развитие аграрной науки и сделал выдающиеся открытия в биологии, открыл законы естественного иммунитета растений к инфекционным заболеваниям - основу новой науки.
Вопрос 1: Какую коллекцию собирал Николай Иванович Вавилов всю свою жизнь, какое современное значение имеет эта коллекция?
Вопрос 2: Как называется новая наука, созданная Н.И.Вавиловым?
Вопрос 3: Выберите из предложенных 7 основных географических центров происхождения культурных растений, определённых Н. И. Вавиловым:
а) Северо-Атлантический:
б) Южноазиатский тропический;
в) Восточноазиатский;
г) Юго-Западноазиатский;
д) Центральноафриканский;
е) Средиземноморский;
ж) Центральноевропейский;
з) Абиссинский;
и) Центральноамериканский;
к) Андийский (Южноамериканский);
л) Восточносибирский.
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 6 баллов. Всего за задание 6 балла.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Баллы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |