Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 класса
Вариант 1
1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки. (2б)
Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.
2. Укажите группу однокоренных слов. ( 2 б)
А) школа, класс, школьный
Б) белить, белка, беличий
В) дождь, дождливый, дождевик
Г) сон, сонный, спать
3.Запиши слово, в котором корень, как в слове «красить», суффикс, ( 3 б)
как в слове «берёзка», приставка, как в слове «пошёл», окончание, как в слове «речка».
________________________________________________________________
4. Отгадай ребусы : ( 3 б)
Р1А О5 Ш3Х
_______________________________________________________________
5. Отгадай загадку. Напиши отгадку. ( 1 б)
Круглый-круглый, сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный-красный он внутри. ( ________________ .)
6. Соедини части пословиц. ( 3 б)
7. Замени словосочетание одним словом-синонимом. ( 3 б)
Плод дуба - ___________________________
Водитель автомобиля - ____________________
Очень тихий разговор - _______________________
8. Образуй и запиши прилагательные от данных существительных. ( 3 б)
Весна - ________________________________
Время - _______________________________
Тетрадь - _____________________________
9..Соедини фразеологизмы с противоположным значением. (3б)
10. Выпишите слова, в которых есть приставки. ( 3 б)
Отрезать, отцовский, отколоть, отдыхать, отрубить .
__________________________________________________________________
11. Запиши предложения , раскрыв скобки. ( 4 б)
Весной ( на )деревьях ( на )бухли ( по)чки.
__________________________________________________________________
Муравей ( под)полз ( под)травку и ( под)нял её.
__________________________________________________________________
12. Прочитай « заколдованные» слова и вычеркни в них « лишний» слог. ( 4 б)
Шкопола, парсута, тетрирадь, портлифель.
_____________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 класса
Вариант 2
1. Подчеркни слово, в котором все согласные звуки мягкие. ( 2 б)
Летний, зимний, весенний.
2. Укажите группу однокоренных слов. ( 2 б)
А) носик, носатый, носитель
Б) белочка, белка, беличий
В) носильщик, носорог, утконос
Г) сон, сонный, спать
3. Составь слово, если в нем: ( 3 б)
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский
_______________________________________________
4. Отгадай ребусы : ( 3 б)
100 Л 7я вы 3
_____________________________________________________
5. Отгадай загадку. Напиши отгадку. ( 1 б)
С ветки на ветку , быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. ( ____________________)
6. Соедини части пословиц. ( 3 б)
7. Подбери антонимы к словам. ( 3 б)
Мягкий - _____________________________
Натуральный - ________________________
Снаружи - ____________________________
8. Образуй и запиши прилагательные от данных существительных. ( 3 б)
Осень - ________________________
Карман - _________________________
Честь - _________________________
9..Соедини фразеологизмы с их значением ( 3 б)
Выпишите слова, в которых есть приставки. (3б)
Поехать, пожар, позолота, поздно, покраска.
_____________________________________________
Запиши предложения , раскрыв скобки. (4б)
Бабушка (на)бросила (на)плечи платок.
________________________________________________________________
Мальчик (по)шёл (по)садовой дорожке.
________________________________________________________________
12. Прочитай « заколдованные» слова и вычеркни в них « лишний» слог. (4 б)
Сапохар, васуренье, орерихи, балиранки.
__________________________________________________________________
Ответы и критерии оценки
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – минус 0,25 балла
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | Малыши, лужицы, подъезд. | 2б | 1 | Весенний | 2б |
2 | В | 2б | 2 | Б | 2б |
3 | покраска | 3б | 3 | приморский | 3б |
4 | Родина, опять, штрих . | 3б | 4 | Стол, семья ,вытри. | 3б |
5 | Арбуз | 1б | 5 | Белка | 1б |
6 | Кто умеет трудиться, тот труда не боится. Человек познаётся по его языку, как плохой орех по его лёгкости. Язык губит, язык и голубит. | 3б | 6 | Хорошо того учить, кто слушает. Кто обещает, тот мало делает. Чего сам не любишь, людям не желай. | 3б |
7 | Жёлудь, шофёр, шёпот. | 3б | 7 | Твёрдый, искусственный, внутри. | 3б |
8 | Весенний, временный, тетрадный. | 3б | 8 | Осенний, карманный, честный. | 3б |
9 | Хоть иголки собирай- ни зги не видно, заваривать кашу – расхлёбывать кашу, чуть свет- на ночь глядя. | 3б | 9 | Как снег на голову – неожиданно, внезапно; отвечать головой – взять на себя ответственность, взяться за ум - образумиться. | 3б |
10 | Отрезать, отколоть, отрубить. | 3б | 10 | Поехать, позолота, покраска. | 3б |
11 | Весной на деревьях набухли почки. Муравей подполз под травку и поднял её. | 4б | 11 | Бабушка набросила на плечи платок. Мальчик пошёл по садовой дорожке. | 4б |
12 | Школа, парта, тетрадь, портфель. | 4б | 12 | Сахар, варенье, орехи, баранки. | 4б |