Дидактическая задача этапа | Содержание деятельности учителя | Условия получения положительного результата | Показатели выполнения дидактической задачи |
Этап организации начала урока |
Подготовка учащихся к работе на уроке. | - приветствие; - определение отсутствующих; - проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски, мела и т.п.; - раскрытие общей цели урока. | - требовательность, собранность, доброжелательность учителя; - отсутствие многословия; - ярко выраженная волевая направленность педагога. | - кратковременность оргмомента; - быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся; - полная готовность класса и оборудования к уроку. |
Этап проверки выполнения домашнего задания |
Определение правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися. Устранение обнаруженных проблем. | - определение уровня знаний учащихся по выполненному домашнему заданию; - определение типичных ошибок и причин их появления; - ликвидация пробелов в знаниях. | - оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки домашнего задания; - система приемов, позволяющая проверить выполнение задания всеми (или большинством) учащихся. | - проверка учителем за короткий промежуток времени уровня знаний у большинства учащихся; - возможность в ходе проверки домашнего задания скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки. |
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основном этапе урока |
- подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. - актуализация опорных знаний и умений. - формирование познавательных мотивов. | - постановка целей урока; - организация деятельности учащихся по постановке целей урока. | - умение учителя определять цели урока; - владение приемами организации деятельности учащихся по определению целей. | - формирование дидактической цели вместе с учащимися; - активность каждого ученика по определению целей урока.; |
Этап усвоения новых знаний |
- формирование у учащихся конкретных представлений об сообщаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связях; - выделение главного, связь с изученным. - наработка умений на основе полученных знаний. | - сообщение учителем нового материала (или самостоятельная работа учащихся); - восприятие учащимися этого материала; - осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его. | - опора на жизненный опыт учащихся; - индивидуальный подход по дозе помощи; - организация учащихся на оперирование усваиваемым содержанием. | при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения. |
Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала |
- определение осознанности усвоения содержания нового учебного материала. - усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами. - выявление и устранение пробелов в знаниях. | - проверка учителем полноты и осознанного усвоения знаний с помощью тренировочных упражнений. | - использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; - создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и т.д.; - учет ответов при выявлении пробелов в понимании учащимися нового материала. | - показывают ли при выполнении заданий сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усваиваемых знаний; - привлекается ли класс к выполнению и оценке ответа товарищей; - устранялись ли выявленные пробелы на последующих этапах урока. |
Этап закрепления знаний |
- организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач. | - организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков конкретизации знаний. - закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
| - включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию полученными знаниями; - организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему раннее изученного. - использование разнообразных форм закрепления знаний. | - умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание; - применять новые знания к объяснению явлений, к решению задач; - умение учащихся соотносить между собой факты; - умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их; - активность учащихся. |
Этап обобщения и систематизации знаний |
Усвоение системы понятий по предмету и метапредметных понятий, интеграция знаний | Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межпредметные. | - умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включению части в целое. | - знание учащихся не только отдельных фактов, правил, но и законов, теорий, сформированности у них целостной картины мира. |
Этап контроля и самопроверки знаний |
Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями и навыками | - проверка полноты, осознанности и прочности знаний, умений и навыков; - проверка сформированности общих учебных умений; - рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью одноклассников. | - использование учителем заданий, позволяющих обеспечить всестороннюю проверку и действенность знаний; - использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний; - опора на помощь учащихся путем рецензирования ответов и др. | - рецензирование ответов учителем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях; - конкретность предложений по ликвидации пробелов или стимулированию дальнейшего интереса к предмету; - активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. |
Этап подведения итогов урока |
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности Выявление уровня осознания содержания пройденного. Определение типичных пробелов в знаниях, умениях и навыках. | - дать общую характеристику работы класса; - показать успешность овладения содержанием урока; - вскрыть недостатки, показать пути их преодоления. | - умение быстро охватывать педагогические приемы, помогающие успешному усвоению знаний, и определять типичные недостатки процесса преподавания; - умение учесть реальные возможности учащихся | - рефлексия - краткость и емкость анализа работы класса - поиск способов саморегуляции и сотрудничества |
Этап домашнего задания |
Домашнее задание на основе выявленных результатов усвоения нового материала направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к дальнейшему обучению | - сообщить домашнее задание; - разъяснить методику его выполнения . | -умение дать методические советы по выполнению домашнего задания. | - работа по инструктированию в рамках времени урока; - запись домашнего задания на доске; - конкретность и дифференцированность домашнего задания. |