СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорная таблица для педагогического анализа урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорная таблица для педагогического анализа урока

Просмотр содержимого документа
«Опорная таблица для педагогического анализа урока»

Опорная таблица для педагогического анализа урока


Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактической задачи

Этап организации начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка готовности учащихся к уроку; 
готовность наглядных пособий, доски, мела и т.п.; 

- раскрытие общей цели урока.

- требовательность, собранность, доброжелательность учителя; 

- отсутствие многословия; 

- ярко выраженная волевая направленность педагога.

- кратковременность оргмомента;

- быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся; 

- полная готовность класса и оборудования к уроку.

Этап проверки выполнения домашнего задания

Определение правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися.

Устранение обнаруженных проблем.


- определение уровня знаний учащихся по выполненному домашнему заданию;

- определение типичных ошибок и причин их появления;

- ликвидация пробелов в знаниях.

- оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки домашнего задания;

- система приемов, позволяющая проверить выполнение задания всеми (или большинством) учащихся.

- проверка учителем за короткий промежуток времени уровня знаний у большинства учащихся;

- возможность в ходе проверки домашнего задания скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки.

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности учащихся

на основном этапе урока

- подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.

- актуализация опорных знаний и умений.

- формирование познавательных мотивов.


- постановка целей урока;

- организация деятельности учащихся по постановке целей урока.

- умение учителя определять цели урока;

- владение приемами организации деятельности учащихся по определению целей.

- формирование дидактической цели вместе с учащимися;

- активность каждого ученика по определению целей урока.;

Этап усвоения новых знаний

- формирование у учащихся конкретных представлений об сообщаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связях;

- выделение главного, связь с изученным.

- наработка умений на основе полученных знаний.

- сообщение учителем нового материала (или самостоятельная работа учащихся);

- восприятие учащимися этого материала;

- осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его.

- опора на жизненный опыт учащихся;

- индивидуальный подход по дозе помощи;

- организация учащихся на оперирование усваиваемым содержанием.

при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоя­тельной работы, а также качество знаний учащих­ся на последующих этапах обучения.

Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала

- определение осознанности усвоения содержания нового учебного материала.

- усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами.

- выявление и устранение пробелов в знаниях.


- проверка учителем полноты и осознанного усвоения знаний с помощью тренировочных упражнений.

- использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся;

- создание нестандартных ситуаций при использова­нии знаний и т.д.;

- учет отве­тов при выявлении пробелов в понимании учащимися нового ма­териала.

- показывают ли при выполнении заданий сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усваиваемых знаний;

- привлекается ли класс к выполнению и оценке ответа товарищей;

- устранялись ли выявленные пробелы на последующих этапах урока.


Этап закрепления знаний

- организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.


- организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков конкретизации знаний.

- за­крепление методики предстоящего ответа уче­ника при очередной проверке знаний.


- включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию полученными знаниями;

- организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему раннее изученного.

- использование разнообразных форм закрепления знаний.

- умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание;

- применять новые знания к объяснению явлений, к решению задач;

- умение учащихся соотносить между собой факты;

- умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их;

- активность учащихся.

Этап обобщения и систематизации знаний

Усвоение системы понятий по предмету и метапредметных понятий, интеграция знаний

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межпредметные.

- умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включению части в целое.

- знание учащихся не только отдельных фактов, правил, но и законов, теорий, сформированности у них целостной картины мира.

Этап контроля и самопроверки знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями и навыками


- проверка полноты, осознанности и прочности знаний, умений и навыков;

- проверка сформированности общих учебных умений;

- рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью одноклассников.

- использование учителем заданий, позволяющих обеспечить всестороннюю проверку и действенность знаний;

- использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний;

- опора на помощь учащихся путем рецензирования ответов и др.

- рецензирование ответов учителем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях;

- конкретность предложений по ликвидации пробелов или стимулированию дальнейшего интереса к предмету;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. 

Этап подведения итогов урока

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности

Выявление уровня осознания содержания пройденного.

Определение типичных пробелов в знаниях, умениях и навыках.

- дать общую характеристику работы класса;

- показать успешность овладения содержанием урока;

- вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.

- умение быстро охватывать педагогические приемы, помогающие успешному усвоению знаний, и определять типичные недостатки процесса преподавания;

- умение учесть реальные возможности учащихся

- рефлексия

- краткость и емкость анализа работы класса

- поиск способов саморегуляции и сотрудничества


Этап домашнего задания

Домашнее задание на основе выявленных результатов усвоения нового материала направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к дальнейшему обучению

- сообщить домашнее задание;

- разъяснить методику его выполнения
.

-умение дать методические советы по выполнению домашнего задания.

- работа по инструктированию в рамках времени урока;

- запись домашнего задания на доске;

- конкретность и дифференцированность домашнего задания.









4