Опыт работы: Лэпбук, как результат проектно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».
“Чудо – папку открываю,
Много нового узнаю”
Пояснительная записка
Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Это предоставило современному педагогу свободу в выборе эффективных форм и методов организации детской деятельности. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.
В педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности нахожусь и я. Однажды меня заинтересовало новое слово «лэпбук». Это стало темой моего самообразования. Изучив особенности данного многофункционального пособия, я пришла к выводу, что именно оно отвечает всем современным требованиям и внесет в дошкольное образование много положительных моментов.
Теоретическая часть.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь лэпбук умещается и на коленях ребенка.
Аналогичного мнения придерживается Татьяна Пироженко, адаптировавшая лэпбуки под наш менталитет. С ее педагогическими находками я познакомилась в интернете и многое применяю на практике.
Татьяна Пироженко – автор популярного блока для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», а так же авторских интерактивных папок-лэпбуков. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Научной литературы по использованию «лэпбуков» на данный момент нет. Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Он может стать толчком к совместной исследовательской деятельности по интересующей ребенка теме, а может стать и заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок вместе со взрослым проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу предстоит узнать много нового и интересного, выполнить различные задания, провести наблюдения, исследования.
III. Методическая часть.
Целью моей работы стало изучение возможностей лэпбука, как современного средства развития дошкольников.
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность детей.
2.Способствовать приобретению навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме и применении ее в игровой деятельности.
3.Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала, и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
4.Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
5. Способствовать успешной социализации детей.
ФГОС ДО предполагает планирование образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа. Такой подход делает жизнь детей в детском саду более интересной, дает возможность проживания ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности. В «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
IV. Апробация
В ходе изучения определенной темы в течение 1 недели накапливается огромное разнообразие материалов: картинок, загадок, игр, карточек и т.д. До знакомства с лэпбуком накопленные материалы после изучения темы убирались в коробки, и к ним возвращаться было неудобно, а полученные знания частично забывались. После моего знакомства с лэпбуком все наглядные материалы нашли свое место. Яркие красочные папки вписались в развивающую предметно-пространственную среду. Они безопасны, содержательно-насыщены доступны для использования каждому ребенку, в том числе и детям с ОВЗ. Последовательное изготовления лэпбука является культурной практикой, в процессе которой используются все виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора. Равноправная совместная деятельность взрослых и детей, добровольное присоединение к деятельности без психического и дисциплинарного принуждения, свободное общение и перемещение, открытый временной конец, позволяющий каждому работать в своем темпе, очень привлекает детей.
Изучив разновидности тематических папок, я узнала, что они могут быть учебными, игровыми, поздравительными, автобиографическими. На мой взгляд, не может быть четкой классификации, потому что любой лэпбук сочетает в себе обучающую информацию с играми и т.д. В своей работе я отдаю предпочтение учебно-игровым лэпбукам, т.к считаю их более эффективными для развития детей. Выглядеть лэпбуки могут как стандартная книжка, папка-раскладушка, книжка-гармошка, фигурная папка. Какой бы темы не касалось содержание лэпбука, главное соблюдать следующие правила:
эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
долговечность (надежные крепления всех деталей)
минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
При изготовлении интерактивной папки я придерживаюсь определенного плана:
Первый этап – определение темы. На данном этапе достаточно знать тему недели или поддержать инициативу детей. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.
Второй этап – составление плана (определение содержания с учетом возраста детей и их индивидуальных особенностей), подбор материалов при участии детей и родителей.
Третий этап - совместное изготовление и оформление лэпбука .
Четвертый этап - презентация лэпбука (организация совместной деятельности)
Лэпбук я условно делю на четыре основные части: познавательную, игровую, творческую и художественно-литературную.
В познавательной части лэпбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям. В этой части, как правило, главная роль отводится взрослому, который рассказывает, объясняет, показывает иллюстрации.
Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал («игры - ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазл», игры на внимание и ассоциации и др).
Творческая часть подразумевает собой всевозможные раскраски, задания.
Помимо того, что лэпбук - это прекрасное дополнение к развивающей среде. Я нашла массу других преимуществ:
- осуществление системно - деятельностного подхода;
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
- поддержка детской инициативы;
В процессе творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
Родители могут обеспечить поддержку:
организационную (экскурсии, походы);
техническую (фото, видео);
информационную (сбор информации для лэпбука);
мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)
Совместное творчество педагогов, детей и родителей делает образовательный процесс более открытым, вызывает у родителей доверие.
На очередном педагогическом совете я продемонстрировала лепбук «Поговорим о деньгах», познакомила педагогов с понятием «лэпбук», алгоритмом его изготовления. (Приложение 1)
В разные учебные года мной были изготовлены лэпбуки «В мире профессий» (Приложение 2), «Воздух невидимка» (Приложение 3), «Правила дорожного движения» (Приложение 4). Каждый лэпбук становиться для детей родным, если педагог правильно познакомил детей с его содержанием. Поскольку папка имеет небольшие размеры, есть смысл организовывать занятие подгруппами, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя полноправным участником.
Увидев, какой интерес вызывают лэпбуки у детей, меня заинтересовало, что привлекает внимание, какую пользу приносят лэпбуки, что развивают? Я провела анализ и пришла к следующим выводам:
- Предметные, сюжетные картинки симулируют речь, вызывают желание обсуждать, описывать, рассказывать, сочинять;
- кармашки с кнопками, шнурками, липучками развивают мелкую моторику;
- игры, ребусы, загадки, головоломки, игры-бродилки развивают логическое мышление, внимание;
- стихи, рассказы, потешки, мнемотаблицы развивают память и восприятие.
Я считаю, что нет ни одной психической функции не затронутой содержанием лэпбука. Кроме того, общение с интерактивной папкой – это очень интересный, яркий путь достижения целевых ориентиров.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Он всегда воспринимается дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и освежая в своей памяти
В перспективе мне бы хотелось создать картотеку лэпбуков, соответствующих тематическому планированию детского сада и пополнить развивающую предметно-пространственную среду актуальными.
IV. Заключение
Я считаю, что применение лэпбуков актуально и очень эффективно. Происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию и успешной социализации.
Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, старшим воспитателя, руководителям кружков, родителям воспитанников.