СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по развитию креативного мышления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по развитию креативного мышления»

Опыт работы по развитию креативного мышления Романюк Светлана Дмитриевна МОБУ ООШ №6 г.Арсеньев

Опыт работы по развитию креативного мышления

Романюк Светлана Дмитриевна

МОБУ ООШ №6 г.Арсеньев

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС

До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Повышение качества общего образования , реализация указов президента России может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС общего образования, т.е. за счет формирования функциональной грамотности, достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

Креативное мышление  Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Креативное мышление

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

 Способность к творческому мышлению, озарения и открытия — это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей.  Сегодня как никогда раньше как общественное развитие, так и развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий.

Способность к творческому мышлению, озарения и открытия — это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей.

Сегодня как никогда раньше как общественное развитие, так и развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий.

 Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек.  Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности.

Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек.

Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности.

 Опираясь на исследования проблемы мышления в психологии и педагогике, можно дать определение творческому мышлению - познавательная деятельность личности, отличающаяся беглостью, гибкостью, оригинальностью, а также разработанностью идей, характеризующуюся обобщенным и опосредованным отражением действительности, важностью ее творческого преобразования .

Опираясь на исследования проблемы мышления в психологии и педагогике, можно дать определение творческому мышлению - познавательная деятельность личности, отличающаяся беглостью, гибкостью, оригинальностью, а также разработанностью идей, характеризующуюся обобщенным и опосредованным отражением действительности, важностью ее творческого преобразования .

 В. А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

  • Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний.
  • В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная учащемуся.
  • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
  • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

  Чем отличается новая система заданий от традиционно используемых в отечественной школе?

По каждому направлению функциональной грамотности разрабатываемые задания объединены в тематические блоки, составляющие основу инструментария (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) и приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Предложенные ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни, наиболее близкими к личному миру учащихся и вызывающими у них интерес. Предложенные ситуации также связаны с профессиональной деятельностью, повседневной жизнью местного общества, проблемами окружающей среды. Могут быть предложены и ситуации, связанные с наукой.

Наличие контекста задания является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Ведь функциональная грамотность и предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в привычной учебной. Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное знание. Задания (задачи) вне контекста очень часто не мотивируют учащихся прикладывать усилия для их выполнения.

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности Наличие ситуационной значимости контекста Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения  Как отличить задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности? Как оценить уровень сформированности функциональной грамотности? Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.  

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

  • Наличие ситуационной значимости контекста
  • Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области
  • Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Как отличить задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности?

Как оценить уровень сформированности функциональной грамотности?

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

 

Креативное мышление: понятие Способность продуктивно участвовать в процессе выработки , оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений , и/или нового знания , и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения

Креативное мышление: понятие

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки , оценки и совершенствования идей, направленных на получение:

  • инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений , и/или
  • нового знания , и/или
  • эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области Креативное самовыражение письменное или устное художественное или символическое Получение нового знания/ Решение проблем естественно-научные или математические социальные или межличностные

Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области

Креативное самовыражение

письменное

или

устное

художественное или символическое

Получение нового знания/ Решение проблем

естественно-научные или математические

социальные или межличностные

Креативное мышление: модель оценки Креативное самовыражение: Получение нового знания/решение проблем: словесное визуальное научных социальных Уточнение и совершенствование идей Отбор креативных идей Выдвижение креативных идей Выдвиже-ние разно-образных идей Оценка сильных и слабых сторон идей Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:   тематический, в котором выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов;   компетентностный, определяющий мыслительные процессы, используемые при разработке заданий. Основные содержательные области - это Креативное самовыражение (словестное или с помощью рисунков и других визуальных средств) и Решение проблем (научных или социальных) Компетентностная модель включает все естественные этапы творческого процесса: Выдвижение разнообразных идей, их Оценка и отбор , и Доработка выбранной идеи Оценка и отбор идей Выдвижение и совершенствование идей 12

Креативное мышление: модель оценки

Креативное самовыражение:

Получение нового знания/решение проблем:

  • словесное
  • визуальное
  • научных
  • социальных

Уточнение и совершенствование идей

Отбор креативных идей

Выдвижение креативных идей

Выдвиже-ние разно-образных идей

Оценка сильных и слабых сторон идей

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:

 тематический, в котором выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов;

 компетентностный, определяющий мыслительные процессы, используемые при разработке заданий.

Основные содержательные области - это Креативное самовыражение (словестное или с помощью рисунков и других визуальных средств) и Решение проблем (научных или социальных)

Компетентностная модель включает все естественные этапы творческого процесса: Выдвижение разнообразных идей, их Оценка и отбор , и Доработка выбранной идеи

Оценка и отбор идей

Выдвижение и совершенствование идей

12

Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности. Первые результаты апробации Основные замечания связаны с двумя обстоятельствами: для большинства экспертов, что приводило к тому, что они высказывали суждения с новизной концепции оценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции заметной недооценкой возможностей учащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором. с новизной концепции оценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции заметной недооценкой возможностей учащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором. 12

Оценка креативного мышления – новое направление в оценке функциональной грамотности. Первые результаты апробации

  • Основные замечания связаны с двумя обстоятельствами: для большинства экспертов, что приводило к тому, что они высказывали суждения
  • с новизной концепции оценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции заметной недооценкой возможностей учащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором.
  • с новизной концепции оценки, основываясь на собственных представлениях, которые, как правило, отличаются от принятой концепции
  • заметной недооценкой возможностей учащихся, которые, как показывает апробация, существенно превосходят наши скромные ожидания. Особые опасения были связаны с умением пользоваться графическим редактором.

12

Как научить креативному мышлению?   Иллюстрировать  Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям. Предложите детям создать картинки к литературному тексту или по мотивам абстрактного понятия: например, объёма. 4 класс - предмет ОРКСЭ. Задание нарисовать «душу». Другие идеи: проиллюстрировать пословицу, загадать пословицу с помощью рисунка. 

Как научить креативному мышлению?

Иллюстрировать 

Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям. Предложите детям создать картинки к литературному тексту или по мотивам абстрактного понятия: например, объёма.

4 класс - предмет ОРКСЭ. Задание нарисовать «душу».

Другие идеи: проиллюстрировать пословицу, загадать пословицу с помощью рисунка. 

Как научить креативному мышлению?

Читать, разговаривать и придумывать

Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения.

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки. Собрав истории всех детей класса, можно сверстать целую книгу. Во время знакомства с : спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей. 

Хамелеон

Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.

Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».

Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.

Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни. произведениями важно акцентировать внимание детей на моментах, значимых для понимания авторского замысла

Сочини рассказ по ключевым словам.

Сочините историю, используя слова: "дедушка", "фотоальбом", "почта", "спички".

Как научить креативному мышлению?   Играть  Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.  Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает. Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них. В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.

Как научить креативному мышлению?

Играть 

Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей. 

Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.

Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них.

В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.

Как научить креативному мышлению?   Решать головоломки и ребусы  Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, друдлов. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.  Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из  Яндекс.Учебника .

Как научить креативному мышлению?

Решать головоломки и ребусы

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, друдлов. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. 

Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из  Яндекс.Учебника .

Как научить креативному мышлению?   Подбирать ассоциации  Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию. Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри. Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.

Как научить креативному мышлению?

Подбирать ассоциации

Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.

Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри.

Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.

Как научить креативному мышлению?   Использовать задачи ТРИЗ  ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.   «Не да, а нет» Им можно предлагать решать глобальные задачи: Как сократить количество пластика в океане или решить проблему космического мусора?  С делать кастрюлю, из которой не сбегает молоко.  Придумать примеры: «Шумелка-ходилка-прыгалка».

Как научить креативному мышлению?

Использовать задачи ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.  

  • «Не да, а нет»

Им можно предлагать решать глобальные задачи:

  • Как сократить количество пластика в океане или решить проблему космического мусора?
  • С делать кастрюлю, из которой не сбегает молоко.
  • Придумать примеры: «Шумелка-ходилка-прыгалка».
Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Опыт работы в развитии креативного мышления

Методическая литература

Методическая литература

Спасибо за внимание! 12 12

Спасибо за внимание!

12

12