СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В данной статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы. Именно креативность как способность личности поможет в будущем нашим сегодняшним ученикам стать успешными.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы"»

Развитие креативного мышления

на уроках русского языка и литературы


Яндикова Н.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 г.Охи им. Д.М.Карбышева

В своей статье поделюсь опытом развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы.

Согласно определению из «Большой психологической энциклопедии», творческое, или креативное, мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.

Проще говоря, креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы.

Быстро реагировать на поставленные задачи, находить выход из сложной ситуации, отвергать жизненные шаблоны, генерировать классные идеи – всё это проявление креативного мышления.

Именно способность мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций является особенностью людей, обладающих креативным мышлением. И это перерастает в привычку  

Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. И в этом смысле способность к креативному мышлению может рассматриваться как одна из составляющих функциональной грамотности, понимаемой как способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.

Креативные личности независимы в своих суждениях, самоуверенны, сопротивляются подавлению и ограничению, открыты, любопытны, с большим чувством юмора, в своём мышлении они отличаются богатой фантазией, гибкостью и оригинальностью. Эти свойства так или иначе заложены в каждом из нас, но не каждый осмеливается их реализовать, потому что эти задатки бывают скрыты под привычками и предрассудками, боязнью претерпеть неудачу или не быть принятыми обществом.

  • Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

  • Именно креативность как способность личности поможет в будущем нашим сегодняшним ученикам стать успешными. Поэтому, считаю, задачу формирования креативного мышления на уроках русского языка и литературы одной из приоритетных. Овладевая теоретическими знаниями, учащиеся должны в практической части проявлять креативность, то есть предлагаемые для закрепления нового материала задания должны иметь творческий характер.

Следовательно, перед нами, учителями, стоит задача (учитель должен)

  1. внедрять новые методики, приёмы, технологии, позволяющие максимально раскрыться каждому ученику,

  2. создать условия для получения прочных знаний и одновременно развивать творческое мышление обучающихся.

То есть актуальность этого заключается в

1.повышении мотивации учения,

2. речевом развитии,

3.создании условий для коммуникативной деятельности,

4.создании благоприятных условий для формирования творческой личности.

Ещё Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».


На уроках русского языка и литературы формирование креативности обучающихся возможно через различные формы (жанры) уроков:

урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок-дуэль, урок- деловая игра,

урок-ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина, урок-заочная экскурсия, урок-литературная прогулка, урок-литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое и др.


Среди видов работ по активизации творческих способностей на уроках русского языка следует выделить сочинения различных жанров, творческие изложения, творческие диктанты, игры на уроках (лингвистические сказки).

Например, сочинение по личным впечатлениям («Один день моих летних каникул»);

читательские впечатления (Например, в 5 классе «О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?);

жизненные впечатления («Интересная встреча, «Зима в Охе»);

сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему.

Литературное творчество – это возможность  познания ученика через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи.

Одним из эффективных методов развития творческого мышления считаю сочинение – рассуждение, сочинение – рассказ, сочинение-сказку, отзыв о прочитанном произведении.

Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания, т.е. на уроках  русского  языка  и литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка.


Дополнительные рекомендации педагогам

1. Самому быть творческим. Общаясь с учениками, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может.

2.Заражать детей своей любовью к творчеству.

3.Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

4.Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у ученика не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета).

5.Всячески поддерживать самостоятельность ученика.

Какими станут наши дети,

Многое зависит и от вас.

И на пороге будущих столетий

Пусть будут они лучше нас.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!