Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности
Выполнила:
Ибрагимова Лариса Вилевна
Миасс
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и характеристика понятия "сенсорное развитие"……………....4
1.2. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников……………………………………..…7
Глава II. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
2.1. Разработка критериев, уровней и показателей оценки сенсорного развития детей раннего возраста………………………………………………..11
2.2. Разработка комплекс занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста………………………………………………………………………..…12
2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы по сенсорному развитию детей раннего возраста….............................................…………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………...……..…19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». В. А. Сухомлинский
«Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Н. А. Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.
Рисование - это вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным.
В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.
Рисование тесно связано со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти
Таким образом, изобразительная деятельность играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Целью исследования является разработка, систематизация и апробация педагогических условий использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в воспитательно-образовательной деятельности детей раннего возраста как средства сенсорного развития.
Объект исследования - процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности как средства сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи:
1. Развитие и укрепление мелкой моторики пальцев, кистей рук.
2. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
3. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
4. Создание развивающей среды в творческой деятельности.
5. Разработать методические рекомендации для родителей
Практическая значимость исследования заключается в подборе материалов для проведения дидактических игр, изготовлении игр и пособий, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста и составление методических рекомендаций для родителей.
Планируемый результат.
- Повышение уровня сенсорного развития детей через использование нетрадиционных техник рисования.
- Развитие сенсорики, воображения, наблюдательности, мелкой моторики рук и т.д.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и характеристика понятия "сенсорное развитие"
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира [7, с.15].
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание - (от лат. sensus - чувство), целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка [19, с.47].
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др. Особое значение сенсорное воспитание приобретает в дошкольном детстве, т.к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причём основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию разнообразных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности [30, с.126].
Таким образом, под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий [12, с.144].
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей:
1) ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;
2) развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивается систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т.д.).
3) развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с пр едметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем - с более сложными видами деятельности: изобразительной, конструктивной, игровой, трудовой, учебной. Сенсорное развитие ребенка и развитие различных видов его деятельности тесно взаимосвязано [14, с.320-322].
Содержание сенсорного воспитания - круг свойств и качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности [7, с.16].
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений [2; 21; 22].
Таким образом, ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. В раннем дошкольном детстве ребенок еще только начинает накапливать представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, через игровые ситуации, в которые вносят те цели, те задачи, те умения, которые необходимо усвоить детям. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.
1.2. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников
К традиционным изобразительным техникам относятся: создание изображения гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками. К нетрадиционным – акварель по сырому листу, по мятой бумаге, рисование углем, ладонная и пальцевая техники, печатание «штампиками», коробками, предметами, природными объектами – листьями, набрызг по трафарету и другие техники.
Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для развития сенсорного восприятия? Они способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Развитие у детей творческих способностей по изобразительной деятельности - процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен. Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа. Учитывая особенности восприятия детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах воспитатель рисует сама, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем воспитатель рисует, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию. На этом этапе проводятся специальные игры и упражнения: “На что похоже?”, Найди такой же”, “Что ты увидел в пятнах?”. Проводятся специальные упражнения на развитие сенсорики (игры с цветом, формой, на развитие руки. Например, “Помоги найти похожий цвет”, “Что бывает этого цвета?” и др. На втором этапе уже вводятся нетрадиционные способы изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой. Получаются красивые цветы, облака и разноцветные рыбки. Способ простой и понятный детям. Ребенок обмакивает пальчики в краску и наносит пятна на лист бумаги. И вот уже готовы интересные, доставляющие радость рисунки: “Красивые цветы”, “Солнышко гуляет”. Научив ребенка аккуратному обращению с краской, начинаем рисовать ладошкой. Способ нанесения краски такой же, как и на пальчики. Краска губкой или кисточкой наносится на всю ладонь и делается отпечаток. Затем пальчики вытираются салфеткой. Дети учатся работать печатками и трафаретами. Вспомогательные средства развивают руку ребенка. Развивают восприятие формы и цвета. Например, рисуем дерево, а дети печатают много деревьев и кустарников. Вот и получился лес. Заполняем лес животными, птицами, растениями. Одновременно решаем и познавательные задачи. Научив ребенка изображать предметы разной формы и величины, можно приступить к обучению детей другим интересным изобразительным технологиям.
Еще одна техника, доступная детям этого возраста - это штамповка. Это штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона. Занятия «Рисование на манке» так же вызывают у малышей очень большой интерес. Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать при использовании поролоновой губки. Рисование ватными палочками – весьма необычная техника. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой.
Нетрадиционным рисование - эта деятельность, которая делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.
Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а также формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития.
Глава II. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
2.1. Разработка критериев, уровней и показателей оценки сенсорного развития детей раннего возраста
В данном параграфе рассматриваются основные задачи по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет, на основе которых определяются критерии и показатели, позволяющие определить уровень сенсорного развития ребенка.
Ребенок в 2-3 года должен уметь:
Форма
Уметь ориентироваться в трех формах (шар – куб, кубик –
кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе взрослого
Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце
Уметь группировать однородные объекты, ориентироваться на слова «такой», «не такой»
Цвет
Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету, т.е. соотносить их.
Уметь называть 4 цвета
Находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый, т.е. понимать название цветов
Размер
Уметь нанизывать и снимать трёх-четырех размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу каждой величины
Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький) [5, с. 14-16].
2.2. Разработка комплекс занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Рисование пальчиками.
Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши в возрасте 1-2 лет еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.
К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.
Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.
Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.
Ход работы:
1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик в баночку с краской.
2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте несколько точек.
3. При смене цвета пальчик промываем в мисочке.
Варианты работ:
Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.
Метод «отпечатки листьев».
Осенью так и хочется набрать красивых опавших листьев и принести их домой. Листья можно засушить, но тогда они станут ломкими. Для данной техники рисования нужно использовать свежесобранные листья. Ребенок может сделать отпечатки листьев с разных деревьев. И все они будут выглядеть как настоящие.
Материалы:
Альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, широкая кисть, баночка с водой, клеенка (подложить под раскрашиваемые листья).
Ход работы:
1. Берем листик клена, кладем его гладкой стороной на клеенку и обильно закрашиваем изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета.
2. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребенок не двигал прижатый листик.
3. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не пропечатанных местах.
Метод «силуэтный (тампонирование)».
Перед тем, как научить ребенка обводить силуэты карандашом, познакомьте его с другим увлекательным способом передачи контуров предмета – тампонированием. Это намного легче и впечатлительнее!
Получается, как фокус. Поднимаешь шаблон и видишь на бумаге пушистый, легкий, воздушный, прозрачный контур, а дальше остается довести его до задуманного образа.
Материалы:
- альбомный лист, вырезанный из картона силуэт медвежонка, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью, поролоновый тампон (или тампон из марли), гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
1. Прикладываем силуэт к листу бумаги придерживаем его левой рукой.
2. В правой руке – поролоновый тампон. Набираем на него гуашь и методом «тычка» легкими прикосновениями тампона обводим силуэт по контуру.
3. Осторожно убираем шаблон и получаем на бумаге четкий и ясный силуэт медвежонка.
4. Тонкой кисточкой оформляем медведю мордочку, дорисовываем мелкие детали.
Варианты работ:
С помощью такого тампонирования удобно передавать контуры пушистых животных: зайчат, цыплят, бельчат, щенят или добрых снеговиков.
Рисование ладошками.
Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно создавать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.
Материалы:
- альбомный лист или цветная бумага любого цвета, широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками), гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.
Ход работы:
1. В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.
2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.
3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".
4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.
Варианты работ:
Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист.
Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.
Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).
Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.
Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата.
Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.
1. Рисование пальчиками «Листопад, листопад» (коллективная работа)
Цель:
1. учить детей рисовать пальчиками;
2. учить узнавать и называть жёлтый цвет;
3. вызвать эмоциональный отклик от рисования;
4. развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус;
5. воспитывать аккуратность.
2. Рисование на манной крупе
Цель:
1. знакомить детей с новым способом рисования по манной крупе;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
3. Рисование ватными палочками «Украшаем чашечку»
Цель: Учить детей рисовать ватными палочками, правильно держать её тремя пальчиками, набирать краску на кончик, лишнюю убирать краску о край баночки, рисовать «тычком»;
4. Рисование ладошками «Солнышко лучистое»
Цель: Учить детей рисовать ладошкой.
5. Рисование поролоновой губкой «Воздушные шары»
Цель: учить рисовать поролоновой губкой, развитие мелко моторики рук.
6. «Веточка рябины» Рисование пальчиками
Цель: Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. - листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;
7. Рисование ладошками
Цель: Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
Из диаграммы мы видим, что в начале учебного года в группе составило 31% (8 человек) детей с высоким уровнем сенсорного развития, 27% (7 человек) детей со средним уровнем сенсорного развития и с низким уровнем 42% (11 человек).
В протяжении учебного года проводились занятия, игры по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования, что позволило у детей развитию сенсорики и по итогам проведенных занятий составила диаграмму. В группе составило 46% (12 человек) детей с высоким уровнем сенсорного развития, 38.5% (10 человек) детей со средним уровнем сенсорного развития и с низким уровнем 4% (11 человек).
Заключение
Ранний возраст– период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть уши, глаза, его кожа обладает тактильной чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но это все лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. В процессе работы было выяснено, что сенсорное воспитание - это воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов. Такое воспитание должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития и с учетом ведущего вида деятельности. Таким ведущим видом деятельности является игра. В процессе сенсорного воспитания необходимо использовать такой вид игры как дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Развитие сенсорного восприятия, является связь познавательной задачи с эстетической. Без развития эстетического отношения ребенка к окружающей действительности сенсорное восприятие невозможно. Поэтому считаю, что через игры специально организованные, зрительное восприятие формирует готовность ребенка к рисованию в нетрадиционной форме. Тем самым в процессе рисования у детей, развивается: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Для выразительности рисунка, умений детьми применять цвет, форму, размер ритмичного изображения, на занятиях по рисованию применяются вместе с детьми нетрадиционные методы и приемы. Тем самым способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Работы детей нестандартны и оригинальны. Изобразительная деятельность дошкольников – эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих способностей. Накопление знаний и развитие природных задатков происходит к старшему дошкольному возрасту. Этому благоприятствуют такие факторы как повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер детского мышления, игровое отношение ко всему, с чем ребенку приходится сталкиваться в окружающей действительности. Детский возраст характеризуется большой реактивностью, чувственностью ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик. Эмоции служат для ребенка своеобразной опорой, необходимой для запечатления того или иного материала.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Список литературы
Венгер, Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3 – С. 37 – 38.
Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 2003. – 128с., ил.
Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с
Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой.
Шипкова В.Н. Развитие творческих способностей младших дошкольников. Нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности [Текст] / Шипкова В.Н. //Дошкольная педагогика. – 2012. - № 1(76). – С. 25-29.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2014.
Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
Фомина Л.И. Развитие у младших дошкольников восприятия цвета [Текст] / Фомина Л.И. // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 2(77). – С. 18-21.
Шипкова В.Н. Развитие творческих способностей младших дошкольников. Нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности [Текст] / Шипкова В.Н. //Дошкольная педагогика. – 2012. - № 1(76). – С. 25-29.
14