Орфографическая зоркость и условия ее формирования
В период обучения грамоте необходимо осуществлять комплекс специальных упражнений по работе с орфографией с той целью, чтобы способствовать усвоению опознавательных признаков орфограмм и формированию орфографического действия.
В формировании орфографической зоркости велика роль современного метода обучения грамоте, при помощи которого развивается фонематический слух. Отсутствие знаний и умений по фонетике выступают неким барьером для учеников в нахождении орфограмм на письме.
Младшие школьники не замечают опознавательных признаков орфограмм. При этом нам следует учесть, что развитию фонематического слуха будет содействовать не только анализ графических, но и любых орфографических написаний.
В статье «Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников» Л.А. Фроловой продемонстрированы такие методические условия обучения правописанию учащихся, как:
организация работы с орфограммами при выполнении каждого упражнения;
взаимосвязь всех видов разбора с орфографическим;
отражение в памятке для списывания трех этапов работы с орфограммой;
использование моделирования орфографических правил и применение «Орфографического справочного бюро»;
организация работы с учебно-научным текстом орфографического правила;
расширение количества творческих заданий при изучении орфографии [Фролова 2014:28].
Рассмотрим их более подробно.
1.Организация работы с орфограммами при выполнении каждого упражнения. Главным в обучении правописанию является решение орфографических задач. Поэтому важно при выполнении каждого упражнения организовать деятельность учащихся с орфограммами
2. Взаимосвязь всех видов разбора с орфографическим. Фонетико-орфографический разбор играет большую роль в умении находить орфограммы на основе их опознавательных признаков. При проведении фонетико-орфографического, идя от звука к букве, ученик не только характеризует звук, но специально объясняет его позицию в данной словоформе. Если звук не указывает однозначно на букву, против него ставят знак вопроса, обозначающий наличие орфограммы, далее ученик выполняет с доказательством решение орфографической задачи.
3. Отражение в Памятке для списывания трех этапов работы с орфограммой. Списывание, правильно организованное, обеспечивает совмещение смысловой и орфографической ориентировки в тексте. В алгоритм проведения списывания входят 3 этапа: нахождение орфограмм, выделение их в ходе письма и проверка.
4. Использование моделирования орфографических правил. В процессе моделирования школьники осваивают умения обобщать орфографические факты, фиксировать опознавательные признаки орфограмм и каждый этап орфографического действия, соотносить обобщенное представление об орфограмме с ее конкретной реализацией в слове. Применение моделей делает лингвистические абстракции наглядными, обеспечивает возможность предметно-практических действий ученика со словом.
5.Организация работы с учебно-научным текстом орфографического правила. Для обучения грамотному письму важно организовать работу по усвоению формулировки орфографического правила. Так как формулировка правила – учебно–научный текст, то необходимо развить у школьников умение читать и понимать текст на основе специальных упражнений [Фролова 2014:33].
6.Расширение количества творческих заданий при изучении орфографии.
1. При изучении темы «Имя прилагательное» с целью обогащения словарного запаса целесообразно составить «Азбуку нравственности», а затем предложить учащимся найти слова с указанными орфограммами, выделить орфограммы или подобрать проверочные слова. (Артистичный, аккуратный, активный, благодарный, благородный, бережливый) [Фролова 2014:33].
2. Урок изучения нового орфографического правила можно завершать творческим домашним заданием: сочинить стихотворение или сказку об орфограмме. К концу учебного года может быть составлен сборник «Наши сказки и стихи об орфограммах» в подарок второклассникам или третьеклассникам [Фролова 2014:34].
В статье З.С. Емкужевой, М.П. Тлеужевой «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе» раскрываются необходимые условия при организации работы с учащимися, способствующие формированию орфографической грамотности. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку. Систематическая тренировка зоркости способствует автоматизации орфографического навыка, и только ежедневная тренировка приведет к успеху [Тлеужева, Емкужева 2016: 77].
В условиях систематичности, постоянства и целенаправленности выделяется комплекс тренировочных упражнений по развитию орфографической зоркости обучающихся:
письмо с проговариванием, которое позволяет исключить пропуски букв, услышать слово и записать его без ошибок. Ученики, проговаривая вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание. В результате письмо с проговариванием слогов являет учащимся грамотное письмо;
списывание, в основе которого лежит проговаривание по слогам, предполагающее самостоятельность детей. В ходе выполнения работы развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, формируется самостоятельность, самоконтроль;
комментируемое письмо. Ученики проговаривают предложенные слова и предложения, обоснованно объясняют правописание правилами, подбором проверочных слов. В результате появляется внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление;
зрительно-слуховой диктант (диктант с предварительной подготовкой). На доске записан небольшой текст, в нем необходимо найти и объяснить все знакомые орфограммы. После устного разбора орфографической работы данный текст закрывается. Ученики записывают текст под диктовку учителя, далее текст открывается, и сверяют написанное в тетради с тем, что написано на доске. В результате у учащихся развивается зрительная память, внимание, мышление;
письмо по памяти. По памяти можно записывать несложные четверостишия, загадки, пословицы и поговорки. Существенно обращать внимание младших школьников на то, как необходимо найти в предложениях орфограмму («опасное место»), проверить, запомнить написание сложных слов, обратить внимание на знаки препинания и только затем записать по памяти;
письмо с пропусками. В процессе выполнения данной работы ученикам, при условии, что он не знает, разрешается спрашивать о написании того или иного слова, смотреть в словаре и потом записывать, выделяя трудную букву;
диктант «Проверяю себя». Дети могут спрашивать у учителя, как пишется трудное для них слово. Такой диктант позволяет писать много, также количество ошибок сводит к минимуму, потому как орфографический навык совершенствуется и закрепляется. На уроках возможно использование словарей (орфографические и другие виды);
какографические упражнения. Обучающиеся начальной школы выполняют упражнения, исправляя допущенные в них ошибки;
работа над ошибками. При проверке ученических работ учитель не исправляет ошибки на пройденные правила, а ставит рядом на полях галочку, а вместо оценки в конце ставится точка. Учащийся, после того, как получил свою работу, ищет ошибки на строчках с галочкой и исправляет их. Потом выписывает их отдельно и выполняет работу над ошибками. Когда работа над ошибками будет выполнена, выставиться учителем отметка;
диктант с постукиванием. Педагог во время диктанта постукивает по столу, когда произносит слово с орфограммой. Это позволяет сконцентрировать внимание учащегося и думать;
самодиктант. Из художественного произведения, которое ученики изучают на уроках русского языка, они выписывают несколько слов со знакомой орфограммой, подбирая проверочные слова к ним. Затем проводится самоподготовка, и учащиеся сравнивают свои записи с текстом;
взаимодиктант. Проведение взаимодиктанта осуществляется в парах с взаимопроверкой [Тлеужева, Емкужева 2016: 77].
В статье И.А. Кулиша «Усиление формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе с применением компьютерных технологий» представлена методика, основанная на орфографическом чтении. Чтобы фиксировать в памяти написание слова, ученику необходимо несколько раз произносить его вслух так, как оно пишется. Данная методика играет позитивную роль в грамотном письме, но не может быть универсальной, потому что исчезает теоретическое осмысление слова.
Таким образом, младшим школьникам необходимо увидеть предмет, чтобы запомнить орфографический материал. Значит учитель, выводя орфографический материал на интерактивной доске, должен учитывать четкость и правильность его размещения. Используются такие компьютерные технологии на уроках русского языка в начальной школе, как:
фотография слова; выделение цветом; использование слова в динамических презентациях, представленных в виде игры, в которой ученику предлагается помочь какому-либо сказочному герою [Кулиш 2014: 80].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Кулиш, И.А. Усиление формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе с применением компьютерных технологий / И. А. Кулиш // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1. С. 73–79.
Тлеужева, М.П., Емкужева, З.С. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе / М.П. Тлеужева, З.С. Емкужева // Педагогика и современность.2016. №4. С.75-77.
Фролова, Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников / Л.А. Фролова // Начальная школа.2007. №5. С. 41─43.
Фролова, Л.А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников / Л.А. Фролова // Начальная школа. 2014. №3. С. 28-37.
Фролова, Л.А. Организация орфографической деятельности младших школьников / Л.А. Фролова // Начальная школа. 2013. №8. С. 44-49.