СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Из опыта работы учителя начальных классов                                        ГУО «Гимназия г. Сморгони»                                                                               Квяткевич Людмилы Евгеньевны

В  настоящее  время  метод  проектов приобрел   довольно  широкую  популярность.  Это  обусловлено  тем, что  в  его  основе  лежит развитие  познавательных навыков учащихся, умений  ориентироваться  в  информационном   пространстве, самостоятельно  конструировать  свои  знания.   

Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы учителя начальных классов ГУО «Гимназия г. Сморгони» Квяткевич Людмилы Евгеньевны)

В настоящее время метод проектов приобрел довольно широкую популярность. Это обусловлено тем, что в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.

Младший школьный возраст – начальный этап проектной деятельности, закладывающий фундамент дальнейшего овладения ею.

Для учащихся 1-4 классов создание проектов – это коллективное творческое дело, которое осуществляется под руководством учителя. Задача педагога – создать благоприятные образовательные, психологические, социальные условия для максимальной реализации возможностей учащегося через урок, внеурочную и внешкольную деятельность, работу с семьей.

В начальной школе при ГУО «Гимназия г.Сморгони» накоплен значительный опыт по организации проектной деятельности учащихся. На протяжении четырёх лет педагоги системно занимаются данной проблемой. Их участие в работе республиканской инновационной площадки «Внедрение технологии формирования ключевых компетенций обучающихся и профессиональной компетентности педагогов средствами проектной деятельности» дает право утверждать, что совместная с учениками работа по реализации определенного проекта открывает широкие возможности для решения множества образовательных и психолого-педагогических проблем, включая проблему мотивации. Практика показывает, что использование проектной деятельности позволяет развивать творческие способности и активность учащихся, формировать мотивы к учению, адаптировать учащихся к современным социально-экономическим условиям, тем самым повышать качество образования.

Организацией проектной деятельности учащихся занимаюсь более 10 лет. С 2010 года являюсь участником республиканской школы передового педагогического опыта. Убеждена, что проект, который выполняют ученики, должен вызывать у них энтузиазм и восторг. Идеальный проект – это тот, который имеет интегративный характер, где необходимы знания из разных областей. Так, например, работа над проектом «Животный мир сморгонского края» требовала интеграции различных учебных дисциплин: литературного чтения, человек и мир, истории, трудовое обучения, изобразительного искусства, информатики. Междисциплинарный характер проекта содействовал углублению знаний учащихся, развитию критического мышления. Итогом работы стали карта- схемы «Доисторические животные сморгонского края», «Животный мир сморгонского края начала 21 столетия», буклет «Доисторические животные сморгонского края». Материалы и продукты исследований переданы в музей гимназии.

Успех в работе с учениками начальной школы во многом зависит от умения учителя наладить тесное сотрудничество с родителями , которые становятся полноправными членами проектной группы. Именно родители оказывают помощь в проведении мероприятий, экскурсий, поездок. Мотивация учащихся в таком возрасте основывается, прежде всего, на интересе к процессу, в котором ребенок получает не только новые знания, но и возможность проявить себя как творческую личность. Работа над проектом «Легенды замков Беларуси» вызвала большую заинтересованность со стороны учеников и их родителей. В процессе исследования учащиеся посетили известные исторические места: Кревский замок, деревню Гольшаны и Гольшанский замок, Лидский и Мирский замки, Несвижский дворцово-парковый комплекс. Учащиеся узнали об интересной истории этих мест, сделали макет Кревского замка, создали слайд-фильмы «Кревский замок», «Гольшанский замок».С гордостью защищали проект на X гимназической научно-практической конференции. Высокое качество презентации проекта- аргументированность, культура речи, творческая импровизация- свидетельствуют о практической направленности и значимости самостоятельной работы учащихся.

Реализация долгосрочных проектов, рассчитанных на один учебный год, является стержнем для организации продуманной воспитательной работы с классным коллективом. Каждый проект уникален, но в основе каждого лежит определенный алгоритм его организации.

  1. Поисковый этап (моделирование идеальной ситуации; анализ имеющейся информации; определение проблемы; сбор и изучение информации).

  2. Аналитический этап (постановка цели проекта; определение задач проекта; определение способа разрешения проблемы; анализ рисков; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ).

  3. Практический этап (выполнение плана работы).

  4. Презентационный этап (предварительная оценка продукта; планирование презентации; подготовка презентационных материалов; презентация продукта).

  5. Контрольный этап (анализ результатов выполнения проекта; оценка продукта; оценка продвижения).

На первом и втором этапе особенно важна роль учителя, который подбирает примерные темы проектов, литературу, организует обсуждение выдвинутых учащимися идей, направленных на реализацию проекта, консультирование детей. Совместно определяются цели проекта и конечный продукт деятельности. Практика работы с учениками начальной школы показывает, что поэтапная реализация проекта обогащает учащихся, учит их наблюдать за явлениями, замечать изменения, объяснять их причину, делать выводы об информации, полученной в результате взаимодействия с реальным миром.

Организация проектной деятельности гимназии заинтересовала педагогов района. По их запросам мною проведен мастер-класс «Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами проектной деятельности». В 2010/2011 учебном году на базе районного методического кабинета создана педагогическая студия «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций у младших школьников», члены которой, учителя восьми учреждений образования, работали над реализацией совместного проекта « Формирование нравственных качеств и социальной активности младшего школьника». Итогом работы студии стала защита образовательного продукта совместной деятельности на районном фестивале проектных работ. Сегодня студия насчитывает 30 учителей как городских, так и сельских школ, что говорит о востребованности метода проектов как эффективного педагогического средства, которое способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию ключевых компетенций.