Петрова Ирина Михайловна
Педагог – психолог
МБДОУДСКВ № 44 «Солнышко»
НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДО.
Закон СО " Об образовании в Свердловской области" от 15.07.2013 №78-ОЗ
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г.
Об образовании в Российской Федерации"
№ 273-ФЗ от 29.12.2012
" Госпрограмма – Развитие образования РФ 2013-2020г. "
Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования.
ФГОС ДО.
Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ № 1155 от 17.10.13 г.
Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 определяют новое содержание деятельности педагога – психолога в дошкольной образовательной организации.
Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются на основе полипрофессионального подхода в процессе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
В ст.13 ФГОС ДО отмечается, что в ходе реализации образовательной программы необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и их
возможности освоения Программы на разных
этапах её реализации.
Для изучения и анализа такого рода потребностей и возможностей в арсенале психолога находятся диагностические средства, позволяющие дать развёрнутую оценку особенностям психического развития ребёнка, на основе которой возможно конкретизировать его готовность к освоению содержания Программы, определить методы и приёмы, которые могут способствовать наиболее успешному достижению образовательных результатов.
Таким образом психолого – педагогическое сопровождение дошкольников включает в себя психологическую диагностику, анализ и оценку возможностей освоения дошкольных образовательных программ на различных возрастных этапах.
Использование психодиагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС ДО .
Согласно ФГОС ДО образовательная программа должна быть направлена на психолого – педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей. Педагог-психолог в своей деятельности оказывает детям коррекционно – развивающую помощь. В коррекционно – развивающую работу входят занятия, обеспечивающие овладение детьми познавательно –исследовательской деятельностью с помощью развития основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Индивидуальные занятия ведутся с опорой на наиболее развитые психические функции ребёнка, позволяющие ощутить ситуацию успеха и способствующие личностному росту ребёнка.
В процессе реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей, позволяющая спланировать педагогам коррекционно-развивающую и индивидуальную работу, оптимизировать работу в группе. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей прописанном в договоре, который заключается с ними при поступлении ребёнка в детский сад,
где имеется пункт о проведении психологической работы с ребёнком.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом
действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например,
работу логопеда по развитию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных функций.
Психологическая коррекция — это систематическая работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.
В условиях ДОУ психолог самостоятельно имеет право работать только с теми детьми, отклонения в поведении и развитии которых не являются следствием поражения ЦНС или психологического заболевания. Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ДОУ в форме индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции, а так же в форме тематических тренингов для детей (родителей, воспитателей), имеющих психологические проблемы, влияющие на организацию целостного педагогического процесса в ДОУ.
В основе непосредственной работы психолога лежат следующие принципы.
1. Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии отражает целостность процесса оказания психологической помощи и реализуется в двух основных аспектах:
а) коррекционно-развивающую работу предваряет этап диагностики (основополагающими при анализе ситуации развития ребенка является учет вида и структуры нарушений -первичного нарушения, вторичных и третичных отклонений в развитии);
б) коррекционную деятельность педагога-психолога сопровождает текущий
и итоговый контроль динамики изменений детского развития.
2. Принцип нормативности развития, или онтогенети ческий
принцип предполагает учет последовательности сменяющих друг друга
возрастных стадий онтогенетического развития ребенка. Теоретические
основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов
(Л.С.Выготского, Д. Б. Эльконина и др.). При оценке уровня развития
ребенка за эталон берутся нормативные показатели его психического раз-вития — психологический возраст ребенка.
3. Деятелъностный принцип определяет подходы к содержанию и
организации психокоррекционной работы с учетом ведущей для каждого
возрастного периода деятельности, в рамках которой «вызревают»
психологические новообразования, определяющие развитие ребенка.
4.Принцип системности и принцип единства коррекции и развития задает
необходимость учета в коррекционной работе иерархии отношений между
симптомами и их причинами, причинно-следственных связей между
первичным, вторичным и третичным дефектом. При этом в первую очередь
делается акцент на решение профилактических и пропедевтических за дач
психокоррекционной работы с детьми.
В работе можно использовать ранее приведенную таблицу, которая
позволит проанализировать сформированность психических функций в
большей или меньшей степени приближе ния к возрастным нормативам
развития и то, в какой мере нарушение развития данной функции связано
с первичным дефектом. Естественно, что легче будет поддаваться коррекции
то, что в наибольшей степени удалено от первичного наруше ния. Например,
корректировать нарушения в развитии мышления у глухого ребенка проще,
чем у умственно отсталого дошкольника. В то же время осуществлять работу
по развитию его слухового восприятия, напротив, сложнее.
5. Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и
тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне «актуальног
2. Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип предполагает учет последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития ребенка. Теоретические основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д. Б. Эльконина и др.). При оценке уровня развития ребенка за эталон берутся нормативные показатели его психического развития — психологический возраст ребенка.
3. Деятелъностный принцип определяет подходы к содержанию и организации психокоррекционной работы с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в рамках которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие развитие ребенка.
4.Принцип системности и принцип единства коррекции и развития задает необходимость учета в коррекционной работе иерархии отношений между симптомами и их причинами, причинно-следственных связей между первичным, вторичным и третичным дефектом. При этом в первую очередь
делается акцент на решение профилактических и пропедевтических задач психокоррекционной работы с детьми. В работе можно использовать ранее приведенную таблицу, которая позволит проанализировать сформированность психических функций в большей или меньшей степени приближения к возрастным нормативам развития и то, в какой мере нарушение развития данной функции связано с первичным дефектом. Естественно, что легче будет поддаваться коррекции то, что в наибольшей степени удалено от первичного нарушения. Например, корректировать нарушения в развитии мышления у глухого ребенка проще, чем у умственно отсталого дошкольника. В то же время осуществлять работу по развитию его слухового восприятия, напротив, сложнее.
- Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и тренировку
уже имеющихся способностей, находящихся в зоне «актуального» развития ребёнка
Эффективным условием реализации коррекционно – развивающей работы является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Характеристики предметно-развивающей среды:
• безопасность;• комфортность;• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;• вариативность; • информативность.
Коррекционно – развивающая работа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет
учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Одной из традиционных функций педагога – психолога В ДОУ является психологическое просвещение родителей. Согласно п.9.ст.16 ФГОС ДО дошкольная образовательная организация должна обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повысить развитие психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. С этой целью психологом проводятся консультации групповые и индивидуальные, практикумы для родителей помогающие формировать
умения и навыки, позволяющие в процессе
семейного воспитания развивать ребёнка, укрепляя его
психическое здоровье.
На протяжении нескольких лет проходят встречи родителей, педагогов и специалистов ДОУ и ОУ в семейном клубе «Первоклашка». Данные встречи позволяют не только повысить психолого – педагогическую компетентность родителей, но всем участникам образовательного сообщества в едином ключе взглянуть на проблему подготовки детей к школе. На встречах психолог использует различные виды анкет и опросников, игровые и тренинговые упражнения, позволяющие глубже понять чувства детей и оценить собственную систему воспитания ребёнка в семье.
«Неделя психологии», проводимая в ДОУ, прежде всего, способствует сплочению и улучшению взаимоотношений детей и взрослых, детей и их сверстников, а также взрослых друг с другом. Во время проведения «Недели психологии»
проводились викторины, игры, беседы, занятия, огромную работу
проводили педагоги с детьми и родители с детьми в разных видах
продуктивной деятельности. Родителям предлагались буклеты по
развитию и воспитанию детей разного возраста. Данная форма работы
станет традиционной в нашем ДОУ.
Во ФГОС ДО большое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности педагогических работников. С этой целью я, как педагог-психолог постоянно занимаюсь самообразованием, проходя курсы
повышения квалификации, участвуя в вебинарах и заочных
конференциях, изучая опыт других педагогов и предоставляя
собственный педагогический опыт. Мой педагогический опыт
по работе в клубе «Первоклашка», по патриотическому воспитанию дошкольников и т.п. представлен в 4-х печатных изданиях и в электронном сборнике. Регулярно участвую в конкурсах Всероссийского и Международного уровней с целью выявления, обобщения и социализации передового
педагогического опыта в сфере психологического
сопровождения образовательного процесса;
для поддержки творческой инициативы практических
психологов образования, мотивации профессионального
роста и содействия в профессиональной самореализации.
Педагог-психолог должен повышать не только свою профессиональную компетентность, но мотивировать и принимать участие в
развитии психолого – педагогической компетентности своих коллег. Я участвую в этом путём вовлечения и активного участия педагогов ДОУ в различных интернет - конкурсах, организую консультации, подготавливаю различные материалы по воспитательно-образовательной деятельности, провожу различные опросы , беседы и тренинговые упражнения, предоставляю собственный педагогический опыт.
Взаимодействие психолога с детьми включает в себя
диагностическую зону, зону коррекционной работы,
сенсорную зону, зону развивающих игр и занятий,
зону релаксации. В диагностической зоне имеются
стимульный материал к диагностическим методикам,
бланки для тестов и анкеты. Также имеется стол и детские стульчики. Данная зона служит зоной коррекционной работы. Все остальные зоны располагаются в физкультурном и музыкальном залах, либо в группах.
Для взаимодействия со взрослыми необходимы зоны консультативной работы, зона психологической разгрузки и коммуникативная и просветительская зоны. Для консультаций используется кабинет психолога, либо методический кабинет или музыкальный зал. Имеются средства ИКТ, позволяющее более наглядно и полно осветить различные вопросы развития и воспитания детей.
Введение ФГОС ДО должно прежде всего обеспечить УСЛОВИЯ для индивидуального развития дошкольников с учётом их потребностей, интересов и возможностей. С точки зрения работы психолога в направлении коррекционно – развивающей работы с дошкольниками в нашем ДОУ условия для эффективной работы недостаточные: нет кабинета с соответствующей звукоизоляцией и оборудованием для консультаций, индивидуальных и подгрупповых занятий; нет сенсорной комнаты; нет оборудования, компьютеров необходимых для занятий и ведения документации. Очень хочется надеяться, что введение ФГОС ДО в дальнейшем, обеспечит достойное материально-техническое обеспечение всего ДОУ и кабинета психолога в частности.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!! УСПЕХОВ!!!