СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация психолого - педагогического сопровождения дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация психолого - педагогического сопровождения дошкольников.»

Петрова  Ирина Михайловна Педагог – психолог  МБДОУДСКВ № 44 «Солнышко»

Петрова Ирина Михайловна

Педагог – психолог

МБДОУДСКВ № 44 «Солнышко»

НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДО. Закон СО

НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДО.

Закон СО " Об образовании в Свердловской области" от 15.07.2013 №78-ОЗ

 

"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"  Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г.

Об образовании в Российской Федерации" 

273-ФЗ от 29.12.2012

" Госпрограмма – Развитие образования РФ 2013-2020г. "

 

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования.

ФГОС ДО.

Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ № 1155 от 17.10.13 г. 

Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 определяют новое содержание деятельности педагога – психолога в дошкольной образовательной организации.

Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 определяют новое содержание деятельности педагога – психолога в дошкольной образовательной организации.

Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются на основе полипрофессионального подхода в процессе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. В ст.13 ФГОС ДО отмечается, что в ходе реализации образовательной программы необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и их возможности освоения Программы на разных этапах её реализации.

Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются на основе полипрофессионального подхода в процессе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

В ст.13 ФГОС ДО отмечается, что в ходе реализации образовательной программы необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и их

возможности освоения Программы на разных

этапах её реализации.

Для изучения и анализа такого рода потребностей и возможностей в арсенале психолога находятся диагностические средства, позволяющие дать развёрнутую оценку особенностям психического развития ребёнка, на основе которой возможно конкретизировать его готовность к освоению содержания Программы, определить методы и приёмы, которые могут способствовать наиболее успешному достижению образовательных результатов. Таким образом психолого – педагогическое сопровождение дошкольников включает в себя психологическую диагностику, анализ и оценку возможностей освоения дошкольных образовательных программ на различных возрастных этапах. Использование психодиагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС ДО .

Для изучения и анализа такого рода потребностей и возможностей в арсенале психолога находятся диагностические средства, позволяющие дать развёрнутую оценку особенностям психического развития ребёнка, на основе которой возможно конкретизировать его готовность к освоению содержания Программы, определить методы и приёмы, которые могут способствовать наиболее успешному достижению образовательных результатов.

Таким образом психолого – педагогическое сопровождение дошкольников включает в себя психологическую диагностику, анализ и оценку возможностей освоения дошкольных образовательных программ на различных возрастных этапах.

Использование психодиагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС ДО .

Согласно ФГОС ДО образовательная программа должна быть направлена на психолого – педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей. Педагог-психолог в своей деятельности оказывает детям коррекционно – развивающую помощь. В коррекционно – развивающую работу входят занятия, обеспечивающие овладение детьми познавательно –исследовательской деятельностью с помощью развития основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Индивидуальные занятия ведутся с опорой на наиболее развитые психические функции ребёнка, позволяющие ощутить ситуацию успеха и способствующие личностному росту ребёнка.

Согласно ФГОС ДО образовательная программа должна быть направлена на психолого – педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей. Педагог-психолог в своей деятельности оказывает детям коррекционно – развивающую помощь. В коррекционно – развивающую работу входят занятия, обеспечивающие овладение детьми познавательно –исследовательской деятельностью с помощью развития основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Индивидуальные занятия ведутся с опорой на наиболее развитые психические функции ребёнка, позволяющие ощутить ситуацию успеха и способствующие личностному росту ребёнка.

В процессе реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей, позволяющая спланировать педагогам коррекционно-развивающую и индивидуальную работу, оптимизировать работу в группе. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей прописанном в договоре, который заключается с ними при поступлении ребёнка в детский сад, где имеется пункт о проведении психологической работы с ребёнком. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например,  работу логопеда по развитию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных функций.

В процессе реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей, позволяющая спланировать педагогам коррекционно-развивающую и индивидуальную работу, оптимизировать работу в группе. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей прописанном в договоре, который заключается с ними при поступлении ребёнка в детский сад,

где имеется пункт о проведении психологической работы с ребёнком.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом

действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например,

работу логопеда по развитию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных функций.

Психологическая коррекция — это систематическая работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях ДОУ психолог самостоятельно имеет право работать только с теми детьми, отклонения в поведении и развитии которых не являются следствием поражения ЦНС или психологического заболевания. Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ДОУ в форме индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции, а так же в форме тематических тренингов для детей (родителей, воспитателей), имеющих психологические проблемы, влияющие на организацию целостного педагогического процесса в ДОУ.

В основе непосредственной работы психолога лежат следующие принципы.

1. Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии отражает целостность процесса оказания психологической помощи и реализуется в двух основных аспектах:

а) коррекционно-развивающую работу предваряет этап диагностики (основополагающими при анализе ситуации развития ребенка является учет вида и структуры нарушений -первичного нарушения, вторичных и третичных отклонений в развитии);

б) коррекционную деятельность педагога-психолога сопровождает текущий

и итоговый контроль динамики изменений детского развития.

2. Принцип нормативности развития, или онтогенети ческий

принцип предполагает учет последовательности сменяющих друг друга

возрастных стадий онтогенетического развития ребенка. Теоретические

основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов

(Л.С.Выготского, Д. Б. Эльконина и др.). При оценке уровня развития

ребенка за эталон берутся нормативные показатели его психического раз-вития — психологический возраст ребенка.

3. Деятелъностный принцип определяет подходы к содержанию и

организации психокоррекционной работы с учетом ведущей для каждого

возрастного периода деятельности, в рамках которой «вызревают»

психологические новообразования, определяющие развитие ребенка.

4.Принцип системности и принцип единства коррекции и развития задает

необходимость учета в коррекционной работе иерархии отношений между

симптомами и их причинами, причинно-следственных связей между

первичным, вторичным и третичным дефектом. При этом в первую очередь

делается акцент на решение профилактических и пропедевтических за дач

психокоррекционной работы с детьми.

В работе можно использовать ранее приведенную таблицу, которая

позволит проанализировать сформированность психических функций в

большей или меньшей степени приближе ния к возрастным нормативам

развития и то, в какой мере нарушение развития данной функции связано

с первичным дефектом. Естественно, что легче будет поддаваться коррекции

то, что в наибольшей степени удалено от первичного наруше ния. Например,

корректировать нарушения в развитии мышления у глухого ребенка проще,

чем у умственно отсталого дошкольника. В то же время осуществлять работу

по развитию его слухового восприятия, напротив, сложнее.

5. Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и

тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне «актуальног

2. Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип предполагает учет последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития ребенка. Теоретические основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д. Б. Эльконина и др.). При оценке уровня развития ребенка за эталон берутся нормативные показатели его психического развития — психологический возраст ребенка.

3. Деятелъностный принцип определяет подходы к содержанию и организации психокоррекционной работы с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в рамках которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие развитие ребенка.

4.Принцип системности и принцип единства коррекции и развития задает необходимость учета в коррекционной работе иерархии отношений между симптомами и их причинами, причинно-следственных связей между первичным, вторичным и третичным дефектом. При этом в первую очередь

делается акцент на решение профилактических и пропедевтических задач психокоррекционной работы с детьми. В работе можно использовать ранее приведенную таблицу, которая позволит проанализировать сформированность психических функций в большей или меньшей степени приближения к возрастным нормативам развития и то, в какой мере нарушение развития данной функции связано с первичным дефектом. Естественно, что легче будет поддаваться коррекции то, что в наибольшей степени удалено от первичного нарушения. Например, корректировать нарушения в развитии мышления у глухого ребенка проще, чем у умственно отсталого дошкольника. В то же время осуществлять работу по развитию его слухового восприятия, напротив, сложнее.

  • Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и тренировку

уже имеющихся способностей, находящихся в зоне «актуального» развития ребёнка

Эффективным условием реализации коррекционно – развивающей работы является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Характеристики предметно-развивающей среды: • безопасность;• комфортность;• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;• вариативность; • информативность. Коррекционно – развивающая работа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет  учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Эффективным условием реализации коррекционно – развивающей работы является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• безопасность;• комфортность;• соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;• вариативность; • информативность.

Коррекционно – развивающая работа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет

учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Одной из традиционных функций педагога – психолога В ДОУ является психологическое просвещение родителей. Согласно п.9.ст.16 ФГОС ДО дошкольная образовательная организация должна обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повысить развитие психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. С этой целью психологом проводятся консультации групповые и индивидуальные, практикумы для родителей помогающие формировать  умения и навыки, позволяющие в процессе семейного воспитания развивать ребёнка, укрепляя его психическое здоровье.

Одной из традиционных функций педагога – психолога В ДОУ является психологическое просвещение родителей. Согласно п.9.ст.16 ФГОС ДО дошкольная образовательная организация должна обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повысить развитие психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. С этой целью психологом проводятся консультации групповые и индивидуальные, практикумы для родителей помогающие формировать

умения и навыки, позволяющие в процессе

семейного воспитания развивать ребёнка, укрепляя его

психическое здоровье.

На протяжении нескольких лет проходят встречи родителей, педагогов и специалистов ДОУ и ОУ в семейном клубе «Первоклашка». Данные встречи позволяют не только повысить психолого – педагогическую компетентность родителей, но всем участникам образовательного сообщества в едином ключе взглянуть на проблему подготовки детей к школе. На встречах психолог использует различные виды анкет и опросников, игровые и тренинговые упражнения, позволяющие глубже понять чувства детей и оценить собственную систему воспитания ребёнка в семье. «Неделя психологии», проводимая в ДОУ, прежде всего, способствует сплочению и улучшению взаимоотношений детей и взрослых, детей и их сверстников, а также взрослых друг с другом. Во время проведения «Недели психологии» проводились викторины, игры, беседы, занятия, огромную работу проводили педагоги с детьми и родители с детьми в разных видах продуктивной деятельности. Родителям предлагались буклеты по  развитию и воспитанию детей разного возраста. Данная форма работы  станет традиционной в нашем ДОУ.

На протяжении нескольких лет проходят встречи родителей, педагогов и специалистов ДОУ и ОУ в семейном клубе «Первоклашка». Данные встречи позволяют не только повысить психолого – педагогическую компетентность родителей, но всем участникам образовательного сообщества в едином ключе взглянуть на проблему подготовки детей к школе. На встречах психолог использует различные виды анкет и опросников, игровые и тренинговые упражнения, позволяющие глубже понять чувства детей и оценить собственную систему воспитания ребёнка в семье.

«Неделя психологии», проводимая в ДОУ, прежде всего, способствует сплочению и улучшению взаимоотношений детей и взрослых, детей и их сверстников, а также взрослых друг с другом. Во время проведения «Недели психологии»

проводились викторины, игры, беседы, занятия, огромную работу

проводили педагоги с детьми и родители с детьми в разных видах

продуктивной деятельности. Родителям предлагались буклеты по

развитию и воспитанию детей разного возраста. Данная форма работы

станет традиционной в нашем ДОУ.

Во ФГОС ДО большое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности педагогических работников. С этой целью я, как педагог-психолог постоянно занимаюсь самообразованием, проходя курсы повышения квалификации, участвуя в вебинарах и заочных  конференциях, изучая опыт других педагогов и предоставляя собственный педагогический опыт. Мой педагогический опыт по работе в клубе «Первоклашка», по патриотическому воспитанию дошкольников и т.п. представлен в 4-х печатных изданиях и в электронном сборнике. Регулярно участвую в конкурсах Всероссийского и Международного уровней с целью выявления, обобщения и социализации передового педагогического опыта в сфере психологического сопровождения образовательного процесса; для поддержки творческой инициативы практических психологов образования, мотивации профессионального роста и содействия в профессиональной самореализации.

Во ФГОС ДО большое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности педагогических работников. С этой целью я, как педагог-психолог постоянно занимаюсь самообразованием, проходя курсы

повышения квалификации, участвуя в вебинарах и заочных

конференциях, изучая опыт других педагогов и предоставляя

собственный педагогический опыт. Мой педагогический опыт

по работе в клубе «Первоклашка», по патриотическому воспитанию дошкольников и т.п. представлен в 4-х печатных изданиях и в электронном сборнике. Регулярно участвую в конкурсах Всероссийского и Международного уровней с целью выявления, обобщения и социализации передового

педагогического опыта в сфере психологического

сопровождения образовательного процесса;

для поддержки творческой инициативы практических

психологов образования, мотивации профессионального

роста и содействия в профессиональной самореализации.

Педагог-психолог должен повышать не только свою профессиональную компетентность, но мотивировать и принимать участие в  развитии психолого – педагогической компетентности своих коллег. Я участвую в этом путём вовлечения и активного участия педагогов ДОУ в различных интернет - конкурсах, организую консультации, подготавливаю различные материалы по воспитательно-образовательной деятельности, провожу различные опросы , беседы и тренинговые упражнения, предоставляю собственный педагогический опыт.

Педагог-психолог должен повышать не только свою профессиональную компетентность, но мотивировать и принимать участие в

развитии психолого – педагогической компетентности своих коллег. Я участвую в этом путём вовлечения и активного участия педагогов ДОУ в различных интернет - конкурсах, организую консультации, подготавливаю различные материалы по воспитательно-образовательной деятельности, провожу различные опросы , беседы и тренинговые упражнения, предоставляю собственный педагогический опыт.

Взаимодействие психолога с детьми включает в себя  диагностическую зону, зону коррекционной работы,  сенсорную зону, зону развивающих игр и занятий, зону релаксации. В диагностической зоне имеются стимульный материал к диагностическим методикам,  бланки для тестов и анкеты. Также имеется стол и детские стульчики. Данная зона служит зоной коррекционной работы. Все остальные зоны располагаются в физкультурном и музыкальном залах, либо в группах. Для взаимодействия со взрослыми необходимы зоны консультативной работы, зона психологической разгрузки и коммуникативная и просветительская зоны. Для консультаций используется кабинет психолога, либо методический кабинет или музыкальный зал. Имеются средства ИКТ, позволяющее более наглядно и полно осветить различные вопросы развития и воспитания детей.

Взаимодействие психолога с детьми включает в себя

диагностическую зону, зону коррекционной работы,

сенсорную зону, зону развивающих игр и занятий,

зону релаксации. В диагностической зоне имеются

стимульный материал к диагностическим методикам,

бланки для тестов и анкеты. Также имеется стол и детские стульчики. Данная зона служит зоной коррекционной работы. Все остальные зоны располагаются в физкультурном и музыкальном залах, либо в группах.

Для взаимодействия со взрослыми необходимы зоны консультативной работы, зона психологической разгрузки и коммуникативная и просветительская зоны. Для консультаций используется кабинет психолога, либо методический кабинет или музыкальный зал. Имеются средства ИКТ, позволяющее более наглядно и полно осветить различные вопросы развития и воспитания детей.

Введение ФГОС ДО должно прежде всего обеспечить УСЛОВИЯ для индивидуального развития дошкольников с учётом их потребностей, интересов и возможностей. С точки зрения работы психолога в направлении коррекционно – развивающей работы с дошкольниками в нашем ДОУ условия для эффективной работы недостаточные: нет кабинета с соответствующей звукоизоляцией и оборудованием для консультаций, индивидуальных и подгрупповых занятий; нет сенсорной комнаты; нет оборудования, компьютеров необходимых для занятий и ведения документации. Очень хочется надеяться, что введение ФГОС ДО в дальнейшем, обеспечит достойное материально-техническое обеспечение всего ДОУ и кабинета психолога в частности.

Введение ФГОС ДО должно прежде всего обеспечить УСЛОВИЯ для индивидуального развития дошкольников с учётом их потребностей, интересов и возможностей. С точки зрения работы психолога в направлении коррекционно – развивающей работы с дошкольниками в нашем ДОУ условия для эффективной работы недостаточные: нет кабинета с соответствующей звукоизоляцией и оборудованием для консультаций, индивидуальных и подгрупповых занятий; нет сенсорной комнаты; нет оборудования, компьютеров необходимых для занятий и ведения документации. Очень хочется надеяться, что введение ФГОС ДО в дальнейшем, обеспечит достойное материально-техническое обеспечение всего ДОУ и кабинета психолога в частности.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!  УСПЕХОВ!!!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!! УСПЕХОВ!!!