Эссе на тему:
"Организация работы преподавателя информатики и ИКТ в системе СПО с применением современных образовательных технологий"
Автор: Воронцова О.В.
«…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».
Д.А. Медведев
Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информационные технологии. Фактически за последние годы произошла революция в области передачи, накопления и обработки информации. Значительное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к радикальным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании. Информационные технологии могут значительно облегчить процесс образования и обучения.
Особое значение приобретает формирование учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
Учебная деятельность оказывает прямое влияние на эффективность усвоения знаний и умений.
Инновационная образовательная деятельность ориентирована на создание новой образовательной среды в ОУ на основе внедрения и использования инновационных образовательных технологий.
Инновационные средства обучения: литература на электронных носителях; учебно-методические комплексы (классические и электронные); электронные учебные пособия; контролирующие программы для проверки знаний студентов (тесты); обучающие программы.
Инновационные педагогические методы, применяемые в моей практике:
Кейс-метод на основе анализа конкретной реальной ситуации(например, при изучении темы: Интернет, Безопасность информации использую бригадный метод решения кейсов, общее обсуждение и анализ всех решений) Студенты, как правило, активно и с удовольствием воспринимают такие уроки, в отличии от метода проектов, который дается гораздо сложнее.
Имитационные : неигровые ( решение ситуационных задач, лабораторные и практические работы) и игровые (имитация деятельности на тренажере, деловая игра) Данные методы часто применяю при изучении тем: Компьютерные сети, Кодирование информации, Информационные системы и др.
Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности, на практике широко использую словесные игры, КВН, уроки-викторины.
Брейнсторминг - работа по типу коллективной мозговой атаки
Тренинги
Семинары-конференции, семинары-конкурсы. Последние три метода применяю систематически при изучении различных тем курса Информатики, руководствуясь обстоятельствами и настроем учебной группы, т.е. при изучении одной и той же темы в разных учебных группах возможно использование различных методов.
Современные методы обучения продолжаю сочетать с традиционными.
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена такая классификация педагогических технологий:
Классическое лекционное обучение;
Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
Система «консультант»;
Обучение с помощью учебной книги - самостоятельная работа;
Система «Малых групп»– групповые, дифференцированные способы обучения;
Компьютерное обучение;
Система «репетитор» – индивидуальное обучение;
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем.
Из собственного многолетнего педагогического опыта, пришла к выводу, что нельзя в течении урока зацикливаться на одном методе или форме проведения урока. Заранее планирую комбинацию и смену форм так, чтобы студенты не потеряли интерес к уроку и, в то же время, не устали от монотонной однообразной работы при изучении материала. Заканчивая урок, стараюсь "намекнуть", что ждет ребят на следующих уроках, и делаю это так, чтоб им хотелось непременно поучаствовать "в чем-то новом" и "неожиданном".
Также считаю, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий: авторитарные технологии; дидактоцентрические технологии; личностно-ориентированные технологии.
Позитивная, доброжелательная, спокойная атмосфера на уроке полностью зависит от педагога. Взаимопонимание и взаимоуважение преподавателя и студентов в сочетании с современными инновационными образовательными технологиями - залог успеха в достижении поставленных целей.
Подводя итог, можно сказать, что организация работы преподавателя информатики и ИКТ в системе СПО нацелена на непрерывный процесс изучения и применения на практике как новейших информационных технологий, так и разнообразных современных педагогических технологий и умелое использование их комбинаций. Только так возможно заинтересовать сегодняшних студентов, увлечь образовательным процессом и идти в ногу со временем.
Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом - наша задача научить их этому с помощью применения современных образовательных технологий.