Методическая рекомендация: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ НА ЗАНЯТИЯХ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ УДО»
Якунина И.А., методист МБУ ДО «Станция юных натуралистов», г.Новокузнецк
| Актуальность данной методической рекомендации. Из своего опыта я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, разработки технологии и диагностических процедур оценки качества занятия. Занятие – главная составная часть образовательного процесса. Для обучающегося – это сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость. Педагоги дополнительного образования должны помнить, все обучающиеся – это дети, добровольно пришедшие в наши образовательные учреждения. Зачастую дети приходят к нам на занятия после учебного школьного дня. Мы просто обязаны создать на занятии атмосферу эмоционально-положительного настроя, которая обеспечит успешную деятельность, повысит работоспособность и снизит утомляемость. А смена форм проведения занятия, от классического до нестандартного, снизит напряженность у ребенка, даст возможность найти свою нишу. Проводя занятия, особенно связанные с применением компьютерных технологий, включаю игровые моменты во время динамических пауз и физкультминуток. Появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния. Для кого предназначена данная методическая рекомендация. | |
| Данная методическая рекомендация ориентирована на конкретную аудиторию - педагогов дополнительного образования. | |
| | |
| | |
Человек – высшее творение природы.
Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами,
он должен отвечать по крайней мере
одному требованию: быть здоровым»
А.А. Леонов
Здоровье – это не всё,
но всё без здоровья – ничто.
Сократ
Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья обучающихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, впервые переступивших порог образовательного учреждения, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За весь период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как образовательное учреждение может повлиять на улучшение состояния здоровья обучающихся.
Учреждениям дополнительного образования отведена важная роль, как фактора, влияющего на становление личности. Их основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме этого, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.
Наиболее эффективные варианты организации занятий, органично сочетающие образовательный процесс и динамическую нагрузку, будут такие занятия, в которых активно используются инновационные комбинации дополнительных технических средств (магнитофон, видеоаппаратура, компьютер, электронная доска), вариационных методик для проведения образовательного и динамического компонентов и релаксационных пауз, групповой метод обучения, нестандартное размещение ученических рабочих мест в учебном кабинете; чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных (экраны при работе с электронной доской, видеотехникой) рабочих плоскостей, нетрадиционная система опроса, музыкальное сопровождении, использование групповых методов работы, сочетающих элементы соревнования, периодические изменения позы, игровые элементы (так, например, выбор ученика для ответа с помощью мяча «Лови и отвечай» мобилизует внимание обучающихся и увеличивает количество движений, т.к. гармонично сочетает цель и средство реализации).
Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.
Небольшая двигательная нагрузка в течение учебного занятия в творческих объединениях различных направленностей, включение двигательных пауз предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы во время занятий снимают указанные выше признаки, поэтому их включение в структуру учебного занятия благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень обучающихся, снимают статические нагрузки. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше – стоя около стола (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.
В дополнительном образовании мы используем этот опыт на занятиях изобразительным, декоративно-прикладным и другими видами творчества, связанными с долговременным сидячим положением, сосредоточением внимания. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья обучающихся.
В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.
Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.
Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:
- развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
- релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
- коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
- воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
- обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
- развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
- коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
- профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
- лечебную – способствовать выздоровлению.
Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, всевозможные игры.
Для начала остановлюсь на массаже пальцев и кистей рук.
Отношение к рукам у человек всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Защищали, строили жилище, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили, учились. По рукам судили о здоровье человека, о его положении (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные или рабочие руки). О характере, темпераменте (вялые, быстрые, нервные). Не случайно в русском языке много выражений, связанных с руками: мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, не подать руки, руками развести, обеими руками за, своя рука владыка, чужими руками жар загребать, руки не оттуда растут, работать не покладая рук, как рукой сняло.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Действительно, пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. В группах третьего и четвертого года обучения ученики обладают навыками саморегуляции и самомассажа. Спокойная, а иногда ритмичная музыка (зависит от эмоционального настроя детей или от времени суток, времени года).
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Медицинскими работниками рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев (мальчик-пальчик), например, «Вот помощники мои»:
Пальцы встали дружно в ряд,
Десять маленьких ребят.
Эти два всему указка
Всё подскажут без подсказки.
Пальцы – два середничка,
Два здоровых добрячка.
Ну а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем суп варил,
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Эти стихотворения можно использовать как познавательное – помощь детям запомнить как и какой пальчик называется.
Массаж пальцев начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.
Массаж ладонных поверхностей разными шариками.
Массаж шестигранными карандашами.
Массаж четками – очень успокаивает и настраивает на гармоничное восприятие окружающего мира.
Пальчиковая гимнастика.
Гармошка
Посмотри: моя ладошка –
Как веселая гармошка!
(показывают ладошки по очереди)
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
(раздвигать и сдвигать пальчики)
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри.
(указательным пальцем нажать на все по очереди)
Пусть отдохнут пальчики
Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап
(стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап
(поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох.
(поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
(указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья?
(сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Я, я, я, я!!!
Физкультурные упражнения направлены на исправление осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышечного корсета, координацию и помимо своего прямого предназначения для занятий физкультурой, широко используются на физкультминутках, спортивных играх, динамических паузах.
Благотворное влияние физических упражнений в сочетании с художественным словом многократно усваивается.
Выйди, выйди солнышко
Мы посеем зёрнышко
Скоро вырастет росток
Потянется на запад
Потянется на восток
Перекинется мосток
Мы по мостику пойдём
В гости к солнышку придём!
Что касается ритмических движений под музыку, то движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками.
Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне. Ходьба спиной вперёд очень хорошо развивает координацию движений.
Цыплёнок на цыпочках крался за кошкой,
А кошка на цыпочках шла за Антошкой.
Антошка на цыпочках двигался к дому,
Теперь повернёмся, пойдём по другому.
На пяткой за кошкой плетётся Антошка,
За бедным цыплёнком усталая кошка.
Цыплёнок от страха забрался в корзину,
Сердитая кошка выгнула спину.
Сухое умывание:
Потереть руки,
Умыть лицо.
По середине головы расчесались руками,
Брови пощипали,
Крылья оса погладили указательными пальцами.
Потереть сверху и снизу губ указательными пальцами.
Потереть мочки ушей.
Занятие, которое проходит в утренние часы, после звонка можно начать с 3-х минутной утренней зарядки. Она сгонит остатки сна и придаст бодрости, оптимизма.
Пример, «Зимняя зарядка»:
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели -
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
Кроме того, обычно я определяю и фиксирую психологический климат на занятии, провожу эмоциональную разрядку (Как я рада вас видеть!), строго слежу за соблюдением обучающихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение занятия.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части обучающихся группы. Обязательное условие эффективного проведения физкультпауз - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение педагогу, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Для этого лучше по возможности использовать музыкальное сопровождение. Упражнения обычно выбираю с элементами самомассажа. Я их называю «оживлялками». Название позаимствовала у коллег по социальной сети работников образования.
Вот упражнение для глаз используемое на занятиях:
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Школа», «центр», «дорога», «дом».
За окном у нас видны.
Вдаль теперь ты посмотри.
Что ты видишь там в дали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
И работу продолжать!
Ниже предлагаю Вашему вниманию подборку динамических игр для использования их на занятиях в творческих объединениях:
Игра «Бег глазами». Если на кончик указки прикрепить искусственную бабочку, то можно отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе педагога обучающие начинают как бы «пробегать» глазами по заданной траектории. Упражнение выполняется стоя.
Играя в «Аиста», использую упражнения корректирующие осанку.
Спина прямая, руки на поясе. Плавно и медленно поднимаем правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускаем. Следим за спиной.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногой, снова – левою ногой.
После – правою ногой, после – левою ногой.
И тогда придешь домой.
Выше уже говорилось, что процессе обучения значительная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу обучающихся. Поэтому профилактика психических переутомлений и невротических реакций на занятии представляется необходимой. С этой целью иногда применяю дыхательные упражнения. Правильно выполняемая дыхательная гимнастика дает возможность быстро отдохнуть, успокоиться, управлять своим психоэмоциональным состоянием. Определенные виды дыхания помогают улучшить кровоснабжение головного мозга, повысить умственную работоспособность, уравновесить состояние процессов возбуждения и торможения, сконцентрировать внимание на своем состоянии или предстоящей деятельности.
Ритмичное дыхание с паузой на вдохе или выдохе приводит к периодическому уменьшению содержания кислорода в крови и вызывает ответную стремительную реакцию расширения сосудов. Перед началом упражнений нужно попросить обучающихся отпустить пояса, расстегнуть воротнички. Не следует забывать о свежести воздуха в кабинете. Особое внимание педагог должен обращать на самочувствие школьников, осуществляя индивидуальный подход к каждому.
Игра «Зверек». Прощу, чтобы все мысленно представили себе зверька, выглядывающего из норки. Повороты головы налево и направо. На каждый поворот шумный короткий вдох носом. Наш зверёк появился из норки до половины. Повороты туловища влево и вправо. При каждом повороте глубокий вдох.
При возбужденном состоянии обучающихся (например, после перерыва), повышенной раздражительности, вспыльчивости рекомендуется выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений - когда выдох значительно превосходит по длительности вдох.
Игра «Шарик». Я предлагаю ребятам представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - они делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет один - восемь медленно выдыхают.
Климатические и экологические условия той местности, в которой мы живем, способствуют развитию легочных заболеваний у детей. Отсюда следует, что релаксационные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов занятия. В данном случае особенно важными являются голос педагога и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.
Игра «После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. После дождя блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко на фоне легкой, негромкой и спокойной музыки.
Для формирования навыков осознанного здоровьесбережения у обучающихся и применение их (до автоматизма) предстоит ещё очень долгий путь. Считаю, что я только в начале этого пути – в поиске по формированию глубокого и сложного осознания, в выборе методов и форм сохранения здоровья у обучающихся в образовательном процессе.
Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули.
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок-скок-скок
Ну как будто колобок!
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке.
Ножки вытянем вперёд,
Влево, вправо поворот.
Чтоб сильнее мышцы стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем.
Подбородком потянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем.
Мастер-класс наш продолжаем!
Проведение физкультминуток во время занятий является эффективным активным отдыхом для обучающихся и подчиняется определённой методике, приведённой ниже.
МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
1. Физкультминутки проводятся на каждом занятии каждые 20-25 минут в течение 1,5-2 мин.
2. Каждый комплекс должен включать 4-5 упражнений, повторенных 4-6 раз.
Физкультминутки делятся на:
– комплексные;
– целевого назначения;
– психологические паузы.
Варианты комплексных физкультминуток
Физкультминутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс физкультминутки, динамической паузы
(гимнастика для глаз, улучшение кровоснабжения мозга, рук и позвоночника)
Использованы системы Нарбекова, восточная гимнастика.
1. Поднять руки вверх, посмотреть на потолок; сжимать и разжимать кисти под счет до 10.
2. Заложить руки за поясницу, расправить плечи, закрыть глаза; наклоны головы к груди; запрокидывание головы под счет до 10.
3. То же, но повороты головы влево – вправо.
4. Руки положить на колени, выпрямиться, посмотреть вдаль; крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на такое же время. Повторить 5-6 раз.
5. Быстро поморгать 20-25 раз (5-8 с).
6. Смотреть на указательный палец вытянутой перед серединой лица руки; медленно приближать палец к носу, пока изображение не начнет двоиться. Повторить 4-5 раз.
7. То же, но, не меняя положения пальца, переводить взгляд вдаль на 3-5 сек., затем посмотреть на палец. Повторить 4-5 раз.
8. Смотреть вдаль за окно 3-5 сек.; откинуться на спинку парты; закрыв глаза на 5-6 сек.; расслабиться, глубоко вдохнуть – выдохнуть.
Комплекс физкультминутки, динамической паузы
(для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой)
Выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полунаклоны.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.
Варианты физкультминуток целевого назначения
Физкультминутки целевого воздействия комплектуются из упражнений для отдельных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. – сидя на стуле: плавно отклонить голову назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе: 1 – левую руку махом занести через правое плечо, голову повернуть налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе: 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями: голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе: 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 – локти отвести назад, прогнуться (повторить 6-8 раз); руки опустить вниз и потрясти кистями расслабленно. Темп медленный.
3.3. И.п. – сидя, руки подняты вверх: 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти (повторить 6-8 раз); руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Для снятия утомления туловища
1. И.п. – стойка, ноги врозь, руки за головой: 1 – резко повернуть таз вправо; 2 – резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс остается неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка, ноги врозь, руки за головой: 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 – то же в другую сторону; 7-8 – руки опустить вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка, ноги врозь: 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая – вдоль тела вверх; 3-4 – и.п.; 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Для снятия утомления мышц спины
1. Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз.
2. Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7-10 раз.
3. Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.
4. Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести.
Для снятия утомления мышц ног
1. Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
2. Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.
3. Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами.
4. Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамеечку и рукой потрясите расслабленную икроножную мышцу в течение 8-10 сек. То же сделайте на другой ноге. 5-6 раз.
Для снятия утомления мышц рук
1. Опустите руки вдоль тела, расслабьте их и потрясите кистями 8-10 сек.
2. Сделайте маховые движения расслабленными руками вперед и назад. Повторите 7-10 раз.
3. Пошевелите раздвинутыми пальцами во всех направлениях, а затем разомните пальцами левой руки кисть правой, и наоборот.
4. Прижмите локти к туловищу, поочередно сгибайте руки в локтях и расслабленными кистями ударяйте себя по плечам 7-10 раз.
Психологические паузы
Эффективным способом расслабиться на занятии является и возможность посидеть, расслабившись и закрыв глаза, под тихую спокойную музыку. Такой одной паузы в 1,5-2 минуты достаточно, чтобы организм отдохнул, и ребенок смог эффективно дальше работать.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Вызывает у занимающихся эмоциональный подъем, улучшает кислородный обмен, дает хороший оздоровительный эффект.
«Кошка»
И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Вспомнить кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторять ее движения. Сделать необходимое приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибать и разгибать. Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот – только в талии.
Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.
Здоровье и компьютер
В век всеобщей компьютеризации нам все больше времени приходится проводить у компьютера. Доказано, что при правильном обращении компьютер не может принести вреда здоровью. Излучение, исходящее от телевизора, в 100 раз сильнее излучения от компьютерного монитора, так что просмотр видеофильмов на компьютерном экране более безвреден.
Отдохнем у компьютера
1. Посидите с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спинку стула; кисти рук – на бедрах.
2. Закройте глаза и выполните самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа.
3. Руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Поверните кисти пальцами к груди, не разъединяя ладони. Поверните кисти пальцами вперед.
4. Опустите руки и потрясите расслабленными кистями. Руки согните в локтях, ладони вверх и вперед. Выполните поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке.
5. Наклоните голову к груди и затем слегка отклоните назад. Темп медленный.
6. Посмотрите вдаль перед собой в течение 2-3 секунд. Перевести взгляд на кончик носа и задержать на 3-5 секунд.
7. Медленно сделайте круговое движение головы в одну сторону, затем в другую. Выполните самомассаж затылочной части головы и шеи подушечками пальцев сверху вниз – наружу: поглаживаниями, круговыми движениями, растираниями.
При организации динамических и расслабляющих пауз на уроке надо помнить, что они должны проводиться систематически и практически на каждом занятии
Проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, пальцев, музыкальных пауз, релаксаций, динамических игр на занятиях в творческих объединениях в учреждениях дополнительного образования является эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности ребят на занятии.
Считаю, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Педагогам, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение самого педагога, открывается простор для его педагогического творчества. Ради достижения этой цели мною и была составлена данная методическая рекомендация.
Используемая литература:
1. Норбеков М. С. Работай над собой! - Изд. Астрель 2006г. – 192 стр.
2. Норбеков М.С. Опыт дурака или путь к прозрению. – Изд. Астрель 2007г. – 320стр.
3. Щетинин М. Дыхание по Стрельниковой. – Изд. Астрель 2010г. – 192стр.
4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
6. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов на/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
7. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
Интернет- ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/538602/
http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/palchikovye-igry-po-zvukam
12