Тема | Нравственный поступок |
Цели | Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, познакомить с признакам нравственного поступка |
Задачи | Создание психологических условий для продуктивного общения, для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт; формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ. Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля; Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. |
Основные понятия | Поступок, нравственный поступок, безнравственный поступок, мотив, цель, средства, действие, результат. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Основы светской этики», презентация, проектор, экран, игрушка мячик, раздаточный материал, карточки с пословицами, картинками, заповеди, чаша весов, кубики для рефлексии. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, в парах, лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с пословицами. |
УУД | Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. проявлять интерес к изучению темы; формировать умение высказывать своё мнение. определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; в паре слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для представления результата деятельности. осуществлять поиск необходимой учебной информации; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
Результаты | Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осознание ценности человеческой жизни. Метапредметные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничеств при работе в группе, в паре; в процессе работы на уроке учащимся будут усвоены новые нравственные понятия « поступок», «нравственный поступок», «мотив», «средства достижения цели», «цель», «действие», «результат» |
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Организационный блок | Приветствие гостей, проверка готовности к уроку. Психологический настрой к учебной деятельности. Выполняют, настраиваются на работу | 1) Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь тихонько садитесь. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе. | Наш урок мы начнем с игры «Улыбка». -Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. | | Личностные УУД: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
II. Мотивационный блок (2 мин) Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; организовать планирование учебной деятельности на уроке. 1. Фронтальная работа | 1) Учащиеся слушают рассказ 2) отвечают на вопросы учителя. Примерные ответы учеников: 1)Не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим 2) Скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, бабушка не ожидала такого поведения, опешила. 3) Нехорошо, неуважительно к пожилому человеку. 4) Является 5) Мы думаем, что он плохой. Определяют тему урока и цель. Примерные ответы учеников: 1)Поступки человека Проверяют ответы - | Послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Капля воды» Слайд 1 Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой. Создание проблемной ситуации | 1)Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? 2)Почему бабушка ничего им не сказала? 3)А как поступили школьники? 4) Являются ли действия ребят поступком? 5) Ребята как вы оцениваете этот поступок? 1)Как вы думаете какая будет тема сегодняшнего урока? 1) Одна сторона прямоугольника равна 12мм, другая составляет 5/6 от первой. Найдите площадь. 2) Сторона прямоугольника равная 9 см, составляет 3/5 его второй стороны. Найди площадь. Слайд 4 Слайд 9 Практическая работа Слайд 10 -Перед вами лежит прямоугольник со сторонами 4см и 5см. -Проведите диагональ. -Сколько получилось треугольников? Определите виды углов этих треугольников. - Треугольник,содержа- щий прямой угол называют прямоугольным. Покажите прямой угол. -Сравните данные треугольники по площади | | Личностные УУД: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. проявлять интерес к изучению темы; формировать умение высказывать своё мнение. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
III. Информационный блок | 2) Бывают плохие и хорошие Выяснить: Что такое поступок? Какие бывают поступки? 3) Поступок - это намеренное действие человека Читает один ребенок вслух, остальные следят. 1)Нравственный поступок 2)Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим Читает один ребенок вслух, остальные следят. Примерные ответы учеников: Плохой поступок называют безнравственным Работают в группе | Слайд 2 Какую цель можно поставить перед собой на уроке? Совершенно верно! Слайд 3 Давайте посмотрим наше предположение оправдалось или нет. Откройте учебник стр. 40 Слайд 4 Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок. Как мы уже выяснили, что нравственный поступок – это хороший поступок. А у нас есть и плохие поступки Организует работу в группах СЛАЙД 5 У вас на столах лежат картинки | 2) А какие бывают поступки? 3)Как вы думаете, что такое поступок? 1)Какой именно поступок мы сегодня рассмотрим? 2)Что такое поступок мы объяснили, как вы понимаете нравственный? Прочитайте определение в учебнике. Как вы думаете, как называют такой поступок? Ваша задача, определить какой поступок является нравственным, а какой безнравственным. Почему? | | Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы; формировать умение высказывать своё мнение Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой учебной информации; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; слушать и понимать речь других; |
| . . Выполняют мини-физминутка Делают выбор От самого себя. | Вам минута на размышление. Молодцы вы прекрасно справились. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Организует физминутку, для твердого представления от кого зависит выбор поступка Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек. Что перевесит – зависит от каждого из нас. | СЛАЙД 6 Сейчас послушайте притчу про двух волков Встаньте все те, кто считает, что выбор поступка зависит -от родителей От друзей -от учителя -от себя Ребята, как вы считаете, от кого все-таки зависит выбор поступка? | | Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы; формировать умение высказывать своё мнение. Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Личностные УУД: формировать умение высказывать своё мнение. |
| 1)Это мотив. Один читает, остальные следят 2)Цель. Читают самостоятельно. "Для чего?" 3)Средства достижения цели. Чтение вслух по абзацам 4)Само действие. Читают самостоятельно | СЛАЙД 7 И поэтому нравственный поступок имеет особые признаки. Сегодня мы с вами составим схему, каковы признаки нравственного поступка. То есть цель поступка - намерения человека. 1 абзац, чтобы оценить действие человека надо знать к каким последствиям они привели. 2 абзац, цель может быть хорошей, а вот средство для ее достижения могут быть безнравственным. 3 абзац, при выполнении действий важнее средства. Верно, ведь без действия и нет самого поступка. Читаем в учебнике, что подразумевает под собой действие. | 1)Давайте найдем в учебнике первый признак 2)Следующий признак, какой? На какой вопрос отвечает цель? 3)Найдите 3 признак Давайте выделим главное Молодцы! Какой следующий признак у нас? Прочитайте последний признак нравственного поступка. | | Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник |
IV.Аналитический блог | Это результат Один читает вслух, остальные следят Выделили признаки нравственного поступка и определили, что их пять. Физминутка Снимают усталость с помощью физминутки Работают в группах | Что мы сейчас делали? Дети сказать добрые слова это и есть нравственный поступок. Совершим это поступок и подарим друг другу добрые слова. Организует физминутку Сейчас немного разомнемся. Встаньте в круг. У меня в руках мяч, суть заключается в следующем, нужно передавать его друг другу, и называть добрые вежливые слова. Человек всегда вправе выбрать, как ему поступить. К сожалению, не все задумываются о последствиях своих поступков, поэтому мы говорим, что совершаются хорошие и плохие поступки. Надо уметь это понимать, чтобы в жизни не ошибиться. К народной мудрости мы относимся с уважением. В руках у меня пословицы о добре. Организует работу в группе | Кто может повторить их? Работаем в группе. Каждая группа вытягивает себе ее. Ваша задача сейчас поработать в группе и попытаться объяснить ее смысл. | | Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы; формировать умение высказывать своё мнение Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. |
| 1)Не делай неприятностей, не вреди кому-либо, так как можешь потом обратиться за помощью к этому человеку, кому сделал неприятность 2) Сам отвечай за последствия своих необдуманных поступков. 3)Делаешь добро, добро и возвращается 4) Сказал – сделал, пообещал – выполняй 5)От лживого человека добра не жди. 6)Если ты к человеку хорошо относишься, то он к тебе будет относиться также. Заповеди | СЛАЙД 8 Вам минута на размышление. Вы все прекрасно исправились с задание, и хочется сказать, что только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость. На основе принципов добра, тоже были созданы свои заповеди и сегодня я хочу вас с ними познакомить. СЛАЙД 9 | 1)Не плюй в колодец пригодится воды напиться. 2)Заварил кашу, сам и расхлебывай. 3) Спешите делать добро. 4)Назвался груздем, полезай в кузов. 5) В ком добра нет, в том и правды мало. 6)На добрый привет, добрый ответ. О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? | | Личностные УУД: формировать умение высказывать своё мнение Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; в паре слушать и понимать речь других; |
| Работают в парах Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю. Делятся какие именно поступки они совершали. | Помни такие заповеди: # Попробуй не захватить, а отдать. # Не кулак показать, а протянуть ладонь. # Не спрятать, а поделиться. # Не кричать, а выслушать. # Не разорвать, а склеить. Мы сейчас с вами не просто узнали какие заповеди есть у добра. У вас на столах они есть, возьмите каждый себе. Учитель организует работу в группе Молодцы, правильно назвали все глаголы. | Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). СЛАЙД 10 Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Работаем в паре, выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки. Каждая пара называет по одному глаголу. -Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать. -Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? | | Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; в паре слушать и понимать речь других; Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. |
V Рефлексивный блог VI.Оценочный | Слушают ребят и определяют для себя о каких поступках будет идет речь. Ответы детей | Некоторые ребята из нашего класса заранее подготовили для вас стихотворения. Послушайте ребят и определите для себя о каких поступках будет идти речь. Спасибо! Вы большие молодцы! СЛАЙД 11 Слушая вас, мне вспомнились слова Льва Николаевича Толстого «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.» На столе у меня чаша весов. Каждая сторона у них подписана. Здесь у нас нравственные поступки, а здесь безнравственные. У вас есть у каждого кубик на столе, ваша задача, сделать выбор какие поступки вы хотите больше совершать в своей жизни. Вам нужно положить ваш кубик на чашу весов. Ребята вы сегодня были молодцы! | СЛАЙД 12 Давайте подведем итог урока: # Что такое нравственный поступок? # Какие еще бывают поступки? # Что такое безнравственный поступок? # Назовите основные признаки нравственного поступка? | | Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; слушать и понимать речь других; Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
| Записывают домашнее задание | Вашим д.з. будет, рассказать о любимом герое, какие он делал поступки нравственные или безнравственные Слайд 13 И в заключении хочу вам сказать, творите добро другим во благо. Спасибо за урок. | | | Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; |