Тема: Добро и зло
Цель: Создать условия для расширения понятий о добре и зле.
Задачи:
- Образовательная – закрепить понятия «добро», «зло».
- Развивающая - развивать умение анализировать собственные поступки, поступки окружающих и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
- Воспитательная - воспитывать стремление к добру, желание избегать зла и бороться с ним.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, рычажные весы, фишки белого и черного цвета, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы», рабочая тетрадь «Основы светской этики. Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс», диск
Ход урока
I. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!»
- Поприветствуйте наших гостей
Дети: Доброго утра, хорошего дня!
II. Актуализация опорных знаний по теме
- Какое слово чаще всего прозвучало в наших приветствиях? (Доброе)
- Назовите однокоренное имя существительное (Добро)
- Подберите антоним к слову «добро» (Зло).
- Какова будет тема нашего урока? (Добро и зло)
- Для вас эти понятия новые? Какие задачи на уроке можно поставить перед собой?
(Расширить понятия о добре и зле).
- А еще мы узнаем, всегда ли представления о добре и зле были одинаковыми.
III. Повторение изученного
1.Что же такое добро и зло? Ответы обучающихся сопровождаются слайдами диска для уроков «Добро и зло» Интерактивные модели «Добро и зло – главные моральные понятия в жизни людей».
2.Вспомнив это, вы без труда вставите пропущенные слова.
Диск, тренажер, задания 1,2
3. Тест
1. Как творят добрые дела
1) Бескорыстно и сознательно
- В надежде на вознаграждение
- В надежде на похвалу
- Чтобы избежать наказания
2.Что считается добрым поступком
- Опоздать на неинтересную встречу
- Дать списать домашнее задание
- Забыть о неприятной просьбе
- Помочь соседу по парте разобрать задачу
3. Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»
- Взаимовыручка
- Насилие
- Обман
- Унижение
- Помощь
- Умение говорить правду
- Ограничение свободы другого человека
4.Что является последствием злых дел
- Дружба
- Радость
- Вражда
- Мирное сосуществование
5. Знания о добре и зле помогают людям
- Дружить
- Проявлять заботу о близких
- Жить в мире
- Все ответы верны
Взаимопроверка. Оцените смайликом
- Кто порадовал своего товарища ответом?
IV. Работа над новым материалом
- Но всегда ли представления о добре и зле были такими? Обратимся к страницам учебника. (с.14)
- Найдите в тексте, за какие поступки в обществе не осуждали людей? Что считалось нормой? Групповая работа
Ответы обучающихся дополняются слайдами диска «Развитие представлений о нравственности в обществе» с комментариями учителя.
V. Физминутка «Хлопушки-топушки»
- Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.
- Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
- Старшие ученики обижают младших.
- Ученики дарят цветы учительнице.
- Ребёнок помогает маме в работе по дому.
- Отнять у младшего деньги.
- Ударить ногой собаку.
- Помочь однокласснику в учебе.
- Помирить поссорившихся друзей.
- Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.
- Отвести домой заболевшего друга.
VI. Закрепление изученного материала
- Соизмерение добра и зла. (Весы, фишки)
- Как вы думаете, чего на земле больше – добра или зла?
- На одну чашу весов положим зло. Это буду черные фишки. Что вы можете назвать злом? (Зависть, жадность, предательство, грубость, ложь, война)
- Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша с добром. Его мы обозначим белыми фишками. Какие добрые поступки вы совершили? Вы о них рассказали в рисунках из домашнего задания.
- Работа в тетради с.10 №1 урок 6 (приложение 7)
- Разбор ситуаций. Работа в группах
Ситуация 1
Ваня помог старушке перейти дорогу, а потом в школе всем рассказывал о своём поступке.
Ситуация 2
Света получила «2» и для того, что бы мама меньше ругала её, вымыла всю посуду и прибрала в комнате.
Ситуация 3
Учитель сказал Андрею, что тот на перемене случайно толкнул Сашу, Саша разбил колено, и у него до сих пор идет кровь. Андрей ответил, что извинился перед Сашей.
VII. Контроль и проверка знаний
Работа в парах. На листочках вставить пропущенные слова. В таблицу распределить слова на карточках
- Безнравственные поступки называются также_______ (аморальными)
- Распредели поступки на две группы
Нравственный поступок
|
Аморальный поступок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Признание равенства всех людей планеты, неоказание помощи больному соседу, борьба с угрозой войны, воровство, усыновление больных детей, нежелание помогать пожилым родителям, оказание помощи нуждающимся, оскорбление.
VIII. Подведение итогов
- Как ведет себя, как выглядит человек, которому причинили зло? (Сжимается, злиться, входит в гнев)
- Представьте, что этому человечку (модель) делают больно (Учитель сгибает с разных углов модель).
- Как исправить данную ситуацию? (Извиниться, сказать или сделать что-то приятное, помочь, поддержать) Учитель по мере высказываний отгибает согнутые углы.
- Человек стал прежним? (Нет, у него остались складки-раны).
- Что же важнее – совершать добро или не делать зла и бороться с ним? (Не делать зла и бороться с ним).
- Как поступить, если вы злитесь и уже готовы ответить злом на зло?
Психологи советуют - если ты злишься, то начни делать уборку или пускать мыльные пузыри (абсолютно серьезно!)
IX.Рефлексия. Оценивание
- Поделитесь своими впечатлениями об уроке
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Интересно высказывались
X. Домашнее задание
По выбору:
- Составить памятку «Правила проявления добра»
- Нарисовать символ добра
Игра «Купон на добрую услугу»
Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело.
Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на парту. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их!
Эта игра – домашнее задание до следующего урока, где и обсудим ее результаты.