СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Добро и зло

Цель: Создать условия для расширения понятий о добре и зле.

 

Задачи:

  1. Образовательная – закрепить понятия «добро», «зло».
  2. Развивающая - развивать умение анализировать собственные поступки, поступки окружающих и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
  3. Воспитательная - воспитывать стремление к добру, желание избегать зла и бороться с ним.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, рычажные весы, фишки белого и черного цвета, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы», рабочая тетрадь «Основы светской этики. Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс», диск

 

Ход урока

I.  Организационный момент

 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!»

 

- Поприветствуйте наших гостей

Дети: Доброго утра, хорошего дня!

 

II. Актуализация опорных знаний по теме

- Какое слово чаще всего прозвучало в наших приветствиях? (Доброе)

- Назовите однокоренное имя существительное (Добро)

- Подберите антоним к слову «добро» (Зло).

 - Какова будет тема нашего урока? (Добро и зло)

- Для вас эти понятия новые? Какие задачи на уроке можно поставить перед собой?

(Расширить понятия о добре и зле).

- А еще мы узнаем, всегда ли представления о добре и зле были одинаковыми.

 

III. Повторение изученного

 

1.Что же такое добро и зло? Ответы обучающихся сопровождаются слайдами диска для уроков «Добро и зло» Интерактивные модели «Добро и зло – главные моральные понятия в жизни людей».

 

2.Вспомнив это, вы без труда вставите пропущенные слова.

Диск, тренажер, задания 1,2

 

3. Тест

1. Как творят добрые дела

1)  Бескорыстно и сознательно

  1. В надежде на вознаграждение
  2. В надежде на похвалу
  3. Чтобы избежать наказания

2.Что считается добрым поступком

  1. Опоздать на неинтересную встречу
  2. Дать списать домашнее задание
  3. Забыть о неприятной просьбе
  4. Помочь соседу по парте разобрать задачу

3. Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»

  1. Взаимовыручка
  2. Насилие
  3. Обман
  4. Унижение
  5. Помощь
  6. Умение говорить правду
  7. Ограничение свободы другого человека

4.Что является последствием злых дел

  1. Дружба
  2. Радость
  3. Вражда
  4. Мирное сосуществование

5. Знания о добре и зле помогают людям

  1. Дружить
  2. Проявлять заботу о близких
  3. Жить в мире
  4. Все ответы верны

 

Взаимопроверка. Оцените смайликом

- Кто порадовал своего товарища ответом?

 

IV. Работа над новым материалом

 

- Но всегда ли представления о добре и зле были такими? Обратимся к страницам учебника. (с.14)

- Найдите в тексте, за какие поступки в обществе не осуждали людей? Что считалось нормой? Групповая работа

 

Ответы обучающихся дополняются слайдами диска «Развитие представлений о нравственности в обществе»  с комментариями учителя.

 

V. Физминутка «Хлопушки-топушки»

 

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.
  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
  • Старшие ученики обижают младших.
  • Ученики дарят цветы учительнице.
  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.
  • Отнять у младшего деньги. 
  • Ударить ногой собаку.
  • Помочь однокласснику в учебе.
  • Помирить поссорившихся друзей.
  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.
  • Отвести домой заболевшего друга.

 

VI. Закрепление изученного материала

 

  1. Соизмерение добра и зла. (Весы, фишки)

 

- Как вы думаете, чего на земле больше – добра или зла?

 

- На одну чашу весов положим  зло. Это буду черные фишки. Что вы можете назвать злом? (Зависть, жадность, предательство, грубость, ложь, война)

 

- Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша с добром. Его мы обозначим белыми фишками. Какие добрые поступки вы совершили? Вы о них рассказали в  рисунках из домашнего задания.

 

  1. Работа в тетради с.10 №1 урок 6 (приложение 7)

 

  1. Разбор ситуаций.  Работа в группах

 

Ситуация 1

   Ваня помог старушке перейти дорогу, а потом в школе всем рассказывал о своём поступке.

Ситуация 2

   Света получила «2» и для того, что бы мама меньше ругала её, вымыла всю посуду и прибрала  в комнате.

       Ситуация 3

Учитель  сказал Андрею, что тот на перемене случайно толкнул Сашу, Саша разбил колено, и у него до сих пор идет кровь. Андрей  ответил, что извинился перед Сашей.

 

VII. Контроль и проверка знаний

 

Работа в парах. На листочках вставить пропущенные слова. В таблицу распределить слова на карточках

 

  1. Безнравственные поступки называются также_______ (аморальными)

 

  1. Распредели поступки на две группы

                            

Нравственный поступок

Аморальный поступок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признание равенства всех людей планеты, неоказание помощи больному соседу, борьба с угрозой войны, воровство, усыновление больных детей, нежелание помогать пожилым родителям, оказание помощи нуждающимся, оскорбление.

 

VIII. Подведение итогов

- Как ведет себя, как выглядит человек, которому причинили зло? (Сжимается, злиться, входит в гнев)

- Представьте, что этому человечку (модель) делают больно (Учитель сгибает с разных углов модель).

- Как исправить данную ситуацию? (Извиниться, сказать или сделать что-то приятное, помочь, поддержать) Учитель по мере высказываний отгибает согнутые углы.

- Человек стал прежним? (Нет, у него остались складки-раны).

- Что же важнее – совершать добро или не делать зла и бороться с ним? (Не делать зла и бороться с ним).

- Как поступить, если вы злитесь и уже готовы ответить злом на зло?

Психологи советуют  -  если ты злишься, то начни делать уборку или пускать мыльные пузыри (абсолютно серьезно!)

IX.Рефлексия. Оценивание

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке

 - Сегодня я узнал…

-  Мне было интересно…

-  Интересно высказывались

X. Домашнее задание

 

По выбору:

  1. Составить памятку «Правила проявления добра»
  2. Нарисовать символ добра

 

Игра «Купон на добрую услугу»

Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело.

Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на парту.  Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их!

Эта игра – домашнее задание до следующего урока, где и обсудим ее результаты.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"»

Урок основ светской этики  « Добро и зло »  4 класс Разработала учитель начальных классов МБОУ лицей №1 г. Пролетарска Ростовской обл. Удодова Елена Михайловна

Урок основ светской этики « Добро и зло » 4 класс

Разработала учитель начальных классов

МБОУ лицей №1 г. Пролетарска Ростовской обл.

Удодова Елена Михайловна

Доброго утра! Хорошего дня!

Доброго утра!

Хорошего дня!

Ключ 1. 1) 2. 4) 3. 1), 5), 6) 4. 3) 5. 4)

Ключ

1. 1)

2. 4)

3. 1), 5), 6)

4. 3)

5. 4)

У вас все получится! Какие поступки, отношения не осуждались обществом? С. 14

У вас все получится!

Какие поступки, отношения

не осуждались обществом?

С. 14

Если ты злишься, то…

Если ты злишься, то…

Сегодня Я узнал (а)… Мне было интересно… Хотел(а) бы отметить работу…

Сегодня

  • Я узнал (а)…
  • Мне было интересно…
  • Хотел(а) бы отметить работу…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс