Методическая разработка по предмету « Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы светской этики»)
1.Организовать проведение учебного исследования.
2.Развить умение определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.
3.Создать условия для работы в микрогруппах при работе с текстом (анализ текста, дискуссия, сотрудничество);
4.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, избегать зла.
5.Развивать умение учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
мультимедийный проектор, презентация к уроку «Добро и зло», учебник «Основы светской этики», печатный раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки с пословицами, высказываниями, словами), весы,
№ п/п | Этапы урока | Содержание урока |
1. | Организационный момент | Приветствие учителя. Добрый день, дети! -Я улыбаюсь вам, Вы улыбаетесь мне, Повернулись друг к другу, Улыбнулись друг другу. |
2. | Актуализация знаний | - Прочитайте эпиграф к уроку, вставив подходящие по смыслу слова. Сформулируйте тему нашего урока. Слайд «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше ___________, как можно меньше ______» (Л.Н.Толстой) Ответ: «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла» (Л.Н.Толстой) Учитель. Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет. Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. - Понятны ли вам слова добро и зло? Давайте ещё раз обратимся за помощью к толковому словарю. 1 ученик. Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный. 2 ученик. В словаре Ожегова – «Зло-нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок» -Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? -Вы себя считаете злым или добрым человеком? -Вас окружают добрые или злые люди? |
3. | Подготовка к исследовательской деятельности | -Ребята, в каком литературном жанре можно чаще всего встретить борьбу между добром и злом? ( в сказках) Игра «Сказки» - В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина.) -Ребята, как связана тема нашего урока и сказки? -Какие у вас возникают вопросы? Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке? (-Чему нас учат сказки? -Больше добрых или злых поступков совершают герои сказки? - Добро в сказках всегда побеждает зло?) - Попробуем разобраться во всех этих вопросах. Сегодня мы проведём исследовательскую работу по теме «Чему нас учат сказки? Поступки героев сказки? Добро побеждает зло?» |
4. | Исследовательская деятельность учащихся | -Для проведения исследования будем работать в группах. Мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. (повторение правил работы в группах) Каждая из 5 групп получает задание. Выполнив все задания и ответив на все вопросы, у нас получится ответ на наши вопросы. Каждая группа получает карточку с заданиями. Карточка: 1.Тема – 2.Цель и задачи - 3.Гипотеза – 4.Исследование сказки. 5.Результат исследования – 6.Защита исследования. Группам необходимо - познакомиться с народными и литературными сказками о добре и зле, исследовать, проанализировать произведение и подготовить выступление по плану: 1.Название сказки, автор (если сказка литературная). 2.О чём эта сказка? 3.Чему нас учит эта сказка? 3.Опишите поступки героев сказки. 4.Выясните, какие герои добрые, а какие злые.Что побеждает в сказке, добро или зло? 5.Подобрать пословицу, которая отразила бы главную мысль произведения. 6.Подобрать эпиграф, который подходит к этой сказке. Задание для учащихся: 1 группа- сказка «Морозко». 2 группа-сказка «Лиса и Журавль». 3 группа-сказка «Цветик – семицветик», В.П.Катаев. 4 группа- сказка «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин 5 группа – сказка «Конёк-Горбунок», П.П.Ершов Пословицы для выбора: “Добра и зла исток — в душе у нас, а не во сне” (Китайская мудрость) “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Скромность украшает человека”, “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Жизнь дана на добрые дела. Доброе слово и железные ворота открывает. «Худо тому, кто добра не делает никому». «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло, Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло». Эпиграфы для выбора: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.) «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». (Древнекитайское изречение.) Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет! Шота Руставели Никакое добро не пропадает даром. Древняя Индия, неизвестный автор Добро — это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза. Николай Гаврилович Чернышевский Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. Соломон Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Федор Михайлович Достоевский |
5. | Защита исследовательских работ | Учащиеся по плану защищают свои работы, доказывают либо опровергают гипотезы. Тема исследования: «Чему нас учат сказки? Поступки героев сказки? Добро побеждает зло?» Объектом исследования стали поступки героев русских народных сказок, литературных сказок. Предметом исследования- сказки. Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки. Гипотезы исследования – 1.Если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). 2.Добрые силы в русских народных сказках – это, скорее всего, положительные герои и животные, которые воплощают образы и характеры людей. Они живут в особом сказочном мире. 3. Сверхъестественные злые силы, скорее всего, обитают в подземелье, не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побежденными. 4.Добро всегда побеждает зло. Предположительные выводы учащихся: Гипотезы исследования подтвердились. Светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются темные силы этого царства, всякая нечисть. Народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, сострадательностью героя. Добро побеждает зло. |
6. | Обобщение знаний | - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.) - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, свои капельки добра положим их на чашу весов с “добром”. (Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.) Улыбка Скромность Доброта Милосердие Честность Дружелюбие Вежливость -Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире? Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. |
7. | Рефлексия | - Урок подходит к концу. Задумайтесь! Какие вы? Что вам нравится в себе? Что бы вы хотели изменить? (Дети передают игрушку, высказывая своё мнение). Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. Ведь делать добро — это здорово! Улыбнитесь друг другу. Давайте спешить делать добро! Ученик читает наизусть. Как бы жизнь не летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. |
8. | Домашнее задание (по выбору) | 1.Придумать сказку, (басню) о добре и зле. 2.Нарисовать, сделать коллаж или поделку на тему «Добро и зло». 3.Подобрать пословицы о добре и зле, подготовив задание для товарища «собери пословицу» 4.Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках) « На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…». |