Предмет: окружающий мир. Класс: 1.
Перспективная начальная школа.
Ф.И.О.: Самарина Ольга Николаевна.
Учебник: Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 класс : учебник / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
Цель: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I.Самоопределение к деятельности 2 мин | Кто ответить мне готов: какой сейчас у нас урок? А что должно быть приготовлено к этому уроку? Проверьте свою готовность. | Отвечают на вопросы, проверяют свою готовность к уроку. | Л: Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II.Актуализация знаний. 5-6мин | Закончите предложение: Что создано человеком природой … (не является) Что не создано человеком природой … (является) Природа делится на … ( неживую и живую) Приведите примеры неживой природы. (снег, вода, солнце, планеты и т.д.) Назовите примеры живой природы?А сейчас посмотрите на доску Где мы оказались? (На летнем лугу.) Это живая или неживая природа? Вспомните признаки живого организма. ( рождаются, дышат, питаются, растут, спят, передвигаются, оставляют потомство) Давайте заселим нашу полянку. Отгадайте загадки: Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет.(Бабочка.) (прикрепляется к картинке) Голубой аэропланчик Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза.) Сок из цветов она берёт И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела.) В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.) На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.) Осенью в щель забьётся, А весной проснётся. (Муха.) Я – пятнистая букашка, Если в руки попаду, Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду. ( Божья коровка. ) Натянул сеть гибкую, тонкую и липкую. Притаился и молчок _ жжет добычу (паучок). Как назвать одним словом слова-отгадки? Правильно насекомые. А почему их так назвали? А кто среди этих отгадок лишний? | Отвечают на вопросы Отгадывают загадки, прикрепляют отгадки на картинку луга. Отвечают на вопрос, выдвигают предположения. | К: умение оформлять свои мысли в устной форме. . Л: умение доносить ( объяснять) свою точку зрения Л: умение выражать свои эмоции. |
III. Постановка учебной задачи. 2 мин | Смогли ли мы ответить на вопросы? Что мы не знаем? О чем следует узнать? (прикрепить на доску) -Выяснить существенные признаки насекомых. -Почему насекомых так называют? -Как отличить насекомых от других животных? Предположите тему урока. Проверим наши предположения, открыв учебник на стр. 16-17. Закройте учебник, отложите на край стола. | Отвечают на вопросы. Формулируют задачи урока. Выдвигают предположения. Уточняют тему урока. | Р: Умение прогнозировать предстоящую работу. Р: Умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность. К: Умение строить свое высказывание в соответствии с задачей. |
| Физминутка.1мин | | |
IV. Построение проекта выхода 12 мин | А сейчас нас ожидает настоящее исследование. У вас на партах лежат конверты с заданиями. Работать вы будете в группах. Но прежде , чем начать работу, вспомним правила работы в группах. Достаньте задания из конверта. Рассмотрите. 1 ряд работает над заданием «Признаки насекомых» , т.е. вы сравниваете нескольких насекомых (картинки) и определяете, какие признаки свойственны всем насекомым. 2 ряд работает над вопросом « Где живут насекомые и чем они питаются?» . Вы также рассматриваете материал из вашего конверта, анализируете. 3 ряд работает над заданием « Полезны ли насекомые? Как их оберегать?» . Вам также предоставлен дополнительный материал. На работу вам дается 5 минут. Подведем итог. Откроем снова учебники на стр. 16-17 и проверим правильны ли наши выводы, совпадает ли наше мнение с мнением авторов. Насекомые самые многочисленные обитатели планеты. Обитают повсюду: и в воздухе, и в земле, и в воде. Питаются в основном растительной пищей, но могут быть и хищники – питаются другими насекомыми, пищей людей (мухи). Отличительные особенности : ( прикрепляется на доску, заполняя таблицу ) 6 ног, тело из трех частей, ноги поделены на членики, брюшко имеет кольца, которые называются насечки. На какое слово похоже слово «насечки»? Конечно, насекомые. Все ли насекомые полезны? Да. Даже те, кого мы считаем вредными. Все в природе взаимосвязано. И насекомые нуждаются в нашей защите. | Проговаривают правила работы в группах. Достают задания мз конверта, обсуждают, выдвигают предположения. По истечении времени дети защищают свои работы, отвечают на поставленные вопросы, дополняя ответы друг друга. Делают выводы, анализируют. Отвечают на вопрос. Работают с учебником. | П: Извлекать необходимую информацию из текста(иллюстраций). Л: умение доносить ( объяснять) свою точку зрения Р.: Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. П: Умение выявлять сущность, особенности объектов. Л: умение выражать свои эмоции. П: Умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы. |
| Физминутка 1мин | | |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4-5 мин | На все ли вопросы, которые были заданы в начале урока мы ответили? Да. Мы узнали ,почему насекомых так называют. Выяснили существенные признаки насекомых, а также как отличить насекомых от других животных. Но мы не ответили, кто из жителей луга сегодня лишний. Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Рассмотрите рисунки пчелы и паука. Поработаем в паре.Сравните их и скажите, чем они отличаются. Итак, кто же лишний сегодня на лугу? Почему паука нельзя назвать насекомым? Давайте заполним таблицу на доске. | Отвечают на вопросы, строят диалог с учителем. Обсуждают, сравнивают рисунки паука и пчелы, находят отличия, анализируют, делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы. | К: Умение работать в паре(группе) П: Умение ориентироваться в учебнике. П: Умение извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, текста учебника П: Умение выявлять сущность, особенности объектов Л: умение доносить ( объяснять) свою точку зрения К: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
VI.Самостоятельная работа с проверкой. 3 -4 мин. | Каждому из вас был роздан желтый листочек. Это задание для самостоятельной работы. Найдите среди животных насекомых и обведите их в кружок простым карандашом. Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения задания, сравнив со слайдом (на слайде представлена картинка с заданием и по клику нужный обект обводится кружком: бабочка, муравей, пчела, водомерка, комар). Кто выполнил все задания верно, тому поставьте «+». Отдайте тетрадки обратно. | Выполняют самостоятельно задание в листочке. Выполняют взаимопроверку, сравнивают с правильными ответами на слайде. | Р.: Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Р: Умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность. |
VII. Рефлексия учебной деятельности. 1-2 мин | Итак, сегодняшний урок о насекомых подошел к концу. Какие задачи мы ставили на уроке? Достигли ли мы результата? Остались ли какие-либо затруднения?. Кого мы можем сегодня отметить за активную работу на уроке? Остальные, я уверена, покажут свою активность на следующих уроках. Оцените свое настроение с помощью смайликов. Все вы молодцы. Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы. Оценивают работу на уроке. Оценивают свое настроение при помощи смайликов: хорошее – веселый смайлик, если что-то не получилось, огорчились – грустный смайлик. | Р.: Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию К: умение оформлять свои мысли в устной форме. Л: Умение выражать свои эмоции. |