Урок по курсу математической логики. История появления логики как науки. Основные формы мышления. Виды высказываний.
Тип урока: объяснение новой темы
Цель урока: дать представление о логике как науке, сферы применения логики, основные формы мышления; воспитание и развитие грамотной речи, аккуратности, ответственности за свои слова.
Ло?гика (др.-греч. λογικ? «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λ?γος — «речь», «рассуждение»). Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Наука о достижении истины в процессе познания с помощью выводного знания — знания, полученного опосредованным путём, посредством не чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее.Законы логики отражают в сознании человека свойства, связи и отношения объектов окружающего мира. Мышление всегда осуществляется в какой-то форме.
Просмотр содержимого документа
«Основы логики. Урок 1.»
Логика как наука. Основные формы мышления.
Тип урока: объяснение новой темы
Цель урока: дать представление о логике как науке, сферы применения логики, основные формы мышления; воспитание и развитие грамотной речи, аккуратности, ответственности за свои слова.
Ход урока
Орг. момент
Объявление темы урока, целей для учащихся
Объяснение новой темы (презентация по теме), практическое применение материала.
Домашнее задание.
Итог урока.
Теоретический материал.
Логика - наука о формах и способах мышления.
Зарождение и сущность логики как науки.
Ло́гика (др.-греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение»). Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Наука о достижении истины в процессе познания с помощью выводного знания — знания, полученного опосредованным путём, посредством не чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее.
Основные этапы развития логики как науки.
1 этап. Формальная логика. Основатель – Аристотель (384 -322гг. до н.э.). Ввёл основные формулы абстрактного мышления.
2 этап. Математическая логика. Основатель – Лейбниц (1642-1716гг). Предпринял попытку логических вычислений.
3 этап. Алгебра высказываний. Основатель – английский математик Джордж Буль (1815 – 1864). Ввёл алфавит, орфографию и грамматику для математической логики.
Законы логики отражают в сознании человека свойства, связи и отношения объектов окружающего мира. Мышление всегда осуществляется в какой-то форме.
Основные формы мышления:
Понятие | Высказывание | Умозаключение |
это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта, которые отделяют его от других объектов (прямоугольник, трапеция, ПК) | это форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними. | Это форма мышления, с помощью которой из 1 или нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (заключение) |
Имеет 2 стороны: 1) содержание - совокупность существенных признаков объекта 2) объем - определяет множество объектов, на которое распространяется данное понятие | Может быть ложным и истинным. Значение «вычисляется» с помощью «алгебры высказываний» | Посылками могут быть только истинные суждения, в противном случае придем к ложному умозаключению. |
Может быть простым и составным. Высказывания могут быть общими, частными, единичными. |
Общие высказывания содержат слова: все, всё, каждый, всякий, никто, … |
Частные высказывания содержат слова: некоторые, большинство, есть …, меньшинство, не каждый, … |
Единичные высказывания содержат упоминания о конкретных людях, фактах, датах. |
Примеры (фронтальная работа с учащимися)
Определи, какие из нижеприведенных фраз являются высказываниями с точки зрения алгебры логики. Определи значение высказывания (истина, ложь)
Переводчик должен знать хотя бы два языка. (истина)
Два больше трех. (ложь)
Некоторые девочки любят играть в куклы. (истина)
Посмотрите направо! (не высказывание)
Кто сказал «мяу»? (не высказывание)
Существуют птицы, не умеющие летать. (истина)
Все попугаи – говорящие. (ложь)
Земля – планета Солнечной системы.
Треугольник – геометрическая фигура, состоящая из трех точек и трех отрезков, соединяющих эти точки между собой.
Определи тип высказывания (общее, частное, единичное):
Все лекарства неприятны на вкус. (общее)
X2=0 (общее)
Многие растения обладают целебными свойствами. (частное)
Некоторые люди не едят шоколад. (частное)
Мой кот – серый. (единичное)
Все попугаи – говорящие. (общее)
Существуют птицы, не умеющие летать. (частное)
Определи тип высказывания (простое или составное, истинное или ложное):
Наступил сентябрь, и начался учебный год (составное, истинное)
Если прошел снег, то на улице лето (составное, ложное)
Все растения съедобны (простое, ложное)
Солнце спутник Земли, Марс – планета. (составное, ложное)
Домашнее задание.
конспект, Н. Угринович - стр.122-145, к каждой форме мышления найти 2-3 примера из разных наук (записать), записать по 2-3 примера на каждый вид высказывания.