Просмотр содержимого документа
«Особенности чтения и письма у школьников с нарушением интеллекта.»
Особенности чтения и письма у школьников с нарушением интеллекта. Коррекционная работа по преодолению нарушений чтения и письма.
Выполнила:
Учитель-логопед
Анисимова Е. В.
Изучаемые вопросы:
1. Основные характеристики чтения у детей с нарушением интеллекта.
2. Основные характеристики письменной речи у детей с нарушением интеллекта.
3. Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма.
Основные характеристики чтения у детей с нарушением интеллекта.
Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями:
- овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем нормальные школьники;
- усвоение букв представляет большую трудность для умственно отсталых первоклассников;
- сложной задачей является слияние звуков в слоги;
- вследствие недифференцированности восприятия, для умственно отсталых детей почти не существует доминирующих букв;
- большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.
Дислексия у умственно отсталых школьников чаще всего проявляется, особенно в 1—2-м классах, не в изолированном виде, а в сложном виде, в сочетании различных форм дислексии (например, фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая и т. д.), что связано с глобальным недоразвитием многих функциональных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.
Основные характеристики письменной речи у детей с нарушением интеллекта.
Нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.
Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется:
- большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов;
- трудностями использования орфографических правил;
Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.
Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.
Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма.
При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей.
Коррекция нарушений чтения и письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
В коррекционно-логопедической работе по устранению нарушений чтения и письма широко используется:
- сравнение фонетически близких звуков;
- анализ структуры предложения;
- анализ звуко-слоговой структуры слова;
- развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза .
При устранении нарушений письменной речи во вспомогательной школе возникает необходимость развивать различные психические функции, начиная с самых элементарных форм.
Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.
Таким образом, логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.