СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности чтения и письма у школьников с нарушением интеллекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет полезна студентам коррекционных факультетов и начинающим педагогам

Просмотр содержимого документа
«Особенности чтения и письма у школьников с нарушением интеллекта.»

Особенности чтения и письма у школьников с нарушением интеллекта.    Коррекционная работа по преодолению нарушений чтения и письма.   Выполнила: Учитель-логопед Анисимова Е. В.

Особенности чтения и письма у школьников с нарушением интеллекта. Коррекционная работа по преодолению нарушений чтения и письма.

Выполнила:

Учитель-логопед

Анисимова Е. В.

Изучаемые вопросы: 1. Основные характеристики чтения у детей с нарушением интеллекта. 2. Основные характеристики письменной речи у детей с нарушением интеллекта. 3. Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма.

Изучаемые вопросы:

1. Основные характеристики чтения у детей с нарушением интеллекта.

2. Основные характеристики письменной речи у детей с нарушением интеллекта.

3. Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма.

Основные характеристики чтения у детей с нарушением интеллекта. Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями: овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем нормальные школьники; усвоение букв представляет большую трудность для умственно отсталых первоклассников; сложной задачей является слияние звуков в слоги; вследствие недифференцированности восприятия, для умственно отсталых детей почти не существует доминирующих букв; большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.

Основные характеристики чтения у детей с нарушением интеллекта.

Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями:

  • овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем нормальные школьники;
  • усвоение букв представляет большую трудность для умственно отсталых первоклассников;
  • сложной задачей является слияние звуков в слоги;
  • вследствие недифференцированности восприятия, для умственно отсталых детей почти не существует доминирующих букв;
  • большие затруднения вызывает чтение предложений и текста.
Дислексия у умственно отсталых школьников чаще всего проявляется, особенно в 1—2-м классах, не в изолированном виде, а в сложном виде, в сочетании различных форм дислексии (например, фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая и т. д.), что связано с глобальным недоразвитием многих функциональных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.

Дислексия у умственно отсталых школьников чаще всего проявляется, особенно в 1—2-м классах, не в изолированном виде, а в сложном виде, в сочетании различных форм дислексии (например, фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая и т. д.), что связано с глобальным недоразвитием многих функциональных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.

Основные характеристики письменной речи у детей с нарушением интеллекта. Нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется: большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов; трудностями использования орфографических правил;  Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.  Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Основные характеристики письменной речи у детей с нарушением интеллекта.

Нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.

Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется:

  • большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов;
  • трудностями использования орфографических правил;

Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.

Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма.  При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей.  Коррекция нарушений чтения и письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма.

При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей.

Коррекция нарушений чтения и письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

 В коррекционно-логопедической работе по устранению нарушений чтения и письма широко используется: сравнение фонетически близких звуков; анализ структуры предложения; анализ звуко-слоговой структуры слова; развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза .  При устранении нарушений письменной речи во вспомогательной школе возникает необходимость развивать различные психические функции, начиная с самых элементарных форм.  Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.  Таким образом, логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.

В коррекционно-логопедической работе по устранению нарушений чтения и письма широко используется:

  • сравнение фонетически близких звуков;
  • анализ структуры предложения;
  • анализ звуко-слоговой структуры слова;
  • развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза .

При устранении нарушений письменной речи во вспомогательной школе возникает необходимость развивать различные психические функции, начиная с самых элементарных форм.

Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.

Таким образом, логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.