МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНЕЧСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Доклад
«Особенности хороводов Брянской области»
Подготовил: Рубан Антон Николаевич
преподаватель хореографии
первой квалификационной категории
МБУ ДО УнечскаяДШИ
г.Унеча
2020г.
На Брянщине благодаря близкому соседству с Украиной и Белоруссией можно видеть своеобразное переплетение черт народного творчества. Особенно это заметно в южной части Брянской области. Наиболее известные игровые («У Катюшеньки голова болит», «Как по травке по муравке») и орнаментальные («Лука, лука моя зеленая», «Як посею я ленку», «Плетень») хороводы.
В хороводах Брянщины распространены так называемые величания. В игровых хороводах величают жениха и невесту или молодых. Хороводные песни называют карагодными, а сам хоровод – «танок».
И игровые и орнаментальные хороводы как правило смешанные, в них принимают участие мужчины и женщины всех возрастов. Если парни и мужчины не принимали участия в игровом хороводе – мужские роли исполняли женщины, надевая соответствующую одежду.
На Брянщине чаще встречаются хороводы исполняемые в среднем и быстром темпах. Движения участников таких хороводов – орнаментальных и игровых – быстрые, резкие, руки подняты к плечам. Плечи и весь корпус очень подвижны, все это сочетается с поворотами корпуса. В большинстве таких хороводов припляс и пляска становятся основным хореографическим действием.
Орнаментальные хороводы Брянской области отличаются разнообразием и в том числе формами, которые не встречались в других регионах. Например «столбы» или «частокол», исполняемые под песню «Около бережка похаживала». Три женщины встают вряд, а остальные обходят их змейкой, образуя потом круг неправильной формы. При этом женщины продолжают стоять в линию — одна в центре и две за кругом.
В другом районе ставят треугольником три табуретки, ни которые садятся подростки. Хоровод сопровождается песней «Лука моя зеленая». Расположение подростков напоминает излучину реки.
На Брянщине реже встречаются плавные орнаментальные хороводы. В одном из таких хороводов встречается линейное построение, напоминающее стрелу, которое так и называется «стрела».
В районах, граничащих с Украиной существует своеобразная форма весеннего хоровода, когда девушки идут через весь поселок ведя стрелу. В Стародубском районе встречаются медленные хороводы, построенные длинной колонной, от 3-х до 12-ти человек в ряду.
Праздничные костюмы в Брянской обл. выдержаны в оранжевой, красной, или ярко - красной цветовой гамме. Костю состоял из клетчатой самотканой панёвы, с красными и синими полосами сверху вниз и белой рубахи с красной и чёрной вышивкой по всему рукаву и около ворота. Поверх панёвы и рубахи надевали яркий большой фартук, украшенный поперечными полосками вышивок. Фартук заканчивался широкой полосой белых кружев на уровне длинны панёвы. Головной убор состоял из нескольких частей: кокошника, подзатыльника и повязальника. Кокошник и подзатыльник были украшены разноцветными бусами и бисером, а к повязальнику прикрепляли несколько длинных лент ярких расцветок, которые спускались по спине. С двух сторон от кокошника, закрывая уши, спускались на грудь две не очень широкие полосы из жёсткой ткани вышитые мелким бисером. На шее и груди много ниток из мелких разноцветных бус. Костюм довольно короткий по икры. На ногах сапоги и красочные домотканые чулки.
Исполнялись протяжные и быстрые, со своеобразным ритмическим рисунком хороводные песни, под которые водили орнаментальные и игровые хороводы, подражательные. Хороводы исполнялись в быстром и среднем темпах. Движения быстрые, резкие, соединённые руки приподняты над плечами. Плечи и весь корпус очень подвижны. Всё это сочетается с резкими поворотами корпуса. Част припляс и пляска становились основным хореографическим действием всех участников хоровода. Встречались хороводы и с необычным построением: На одной линии, на некотором расстоянии, стоят 3 женщины, а остальные участники обходят их «змейкой» то справа, то слева. Затем цепь замыкается и образует вытянутый овал с изгибом в центре. При этом женщины продолжают стоять на одной линии: две в круге, а одна центральная, - вне круга. Образовавшийся круг неправильной формы продолжает движение. Исполнялся хоровод под песню «Около бережка похаживала», а сам хоровод назывался «частокол» или «столбы».
Кроме того в Брянской области популярно действо, объединяющее множество хороводов и игр – «Кострома», имеющее глубокие обрядовые корни. Кострома играется всегда на улице, в основе построения – хороводный круг около 100 человек.
Кострома, она же Масленица – вообще очень популярный фольклорный персонаж. Фольклористы предполагают в нём древнеславянское божество зимы (в других вариантах – весны). Что уж только с Костромой в обрядах ни делают – и жгут, и хоронят, и разрывают. Интересно, что большинство обрядов с Костромой-Масленицей-Ярилой проводилось совершенно не на Масленицу, а на Семик, то есть, летом.
Одним из самых известных на Брянщине хороводов является «Заплетися, плетень». Наследницы «скоморошьих жонок», рассказывают что этот хоровод водили сами скоморохи, и что он изображал не только переплетения деревенского плетня, но и символизировал сложности и хитросплетения человеческих судеб и семейных отношений. Хоровод состоит из заплетения и расплетения плетня. На плетне же девушки и парни гадают на Новый год.
В хороводе «Заплетись плетень» на первый куплет песни все участники, взявшись за руки, двигались по кругу, приплясывали и пристукивали ногами. В конце куплета ведущая хороводница размыкала круг, и продолжала движение, ведя за собой всю хороводную цепь, проходила под руками первой и второй исполнительниц, которые после разрыва круга, остановившись и развернувшись к хороводнице, поднимают руки, делая «воротики». Вместе с ними останавливаются, приплясывая, следующие за ним третья, четвёртая и пятая исполнительницы, которые затем так же проходили под «воротиками» первой пары. После того как под «воротики» прошла третья исполнительница, образуется фигура из трёх исполнительниц, держащихся за руки. Первая и третья исполнительницы стояли рядом на одной линии лицом ко второй исполнительнице. Следующие, вторые «воротики» образовывались между третьей и четвёртой исполнительницами. Хороводница заводила второй круг и проводила всех под вторыми «воротиками» и так продолжалось до конца. Когда плетень «заплели», женщины стоя лицом к дркг другу, притопывали и приплясывали. Переплетённые руки поднимались и опускались на сильную долю такта.
Затем начиналась вторая часть хоровода, «расплетение» плетня. Хороводница, слегка нагнувшись, двигалась под соединёнными руками исполнительниц. За ней, не разрывая рук, постепенно одна за другой пары разворачиваются в одну линию и, слегка нагнувшись проходили под руками. Остальные стояли на месте пели приплясывали, продолжая движение сцепленных рук вверх - вниз, дожидались своей очереди. Пройдя все пары, хороводница вновь выводила участников на круг, пройдя по которому до конца куплета хоровод заканчивался. Участницы двигались довольно быстро притопывая и приплясывая и даже подсвистывая. Плечи и корпус очень «живой», основной ход хоровода - небольшой шаг на всю стопу, на каждую восьмую такта. Многие исполнительницы акцентировали шаг правой ногой, как своеобразный притоп на каждую сильную долю с одновременным движением правого плеча вперёд. Когда пары стоят на месте, делается двойной удар правой ногой на сильную долю каблуком и стопой. Такой удар иногда использовался и при продвижении.
На протяжении долгих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретал устойчивые признаки - форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определённую композицию, количество участников и т.д., - признаки, которые определялись и подсказывались самой жизнью.
Следующим разделом танцевальной культуры Брянской области являются кадрили, среди которых можно назвать такие: «Галя», «Улицкая кадриль», «Пятера», «Чижик». Пляски: «Бешеная» или «Шальная», «Ой, ривет рива» (озорная я, игровая я), пляска иод «Во саду ли, в огороде», «Улица, улица», «У зеленых у лугах». Перепляс «Зюмок» (милый). Это парный перепляс, который начинает юноша «Зюмок». Характерной особенностью в исполнении танцев Брянской области является потряхивание плечами, легкое покачивание бедрами у женщин, как говорят сами исполнители, корпус и плечи «живут».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Н.И. Заикин, Н.А. Заикина Областные особенности русского народного танца. Часть 1.
2..Иноземцева Г. В. Народный танец.- М.: Знание. 1971
3. Богаткова Л. Хоровод друзей. - М: Детиздат, 1957.
4. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения. - СПб, 1999.
5. Ткаченко Т.С. Народный танец. - М, 1954.