Тема: «Особенности и мотивация нового поколения студентов в период профессионального обучения».
К ценностям профессионального ориентира молодого поколения относятся результаты познавательной деятельности студентов, теоретические положения и практические умения, система знаний и умений, способных сделать профессиональную деятельность специалиста компетентной .
Таким образом, под информационной компетентностью будущего специалиста, формируемой в процессе его профессионально-познавательной деятельности, следует, на наш взгляд, понимать ориентированность студента в терминальных и инструментальных ценностях информатики, то есть освоение всего спектра возможностей, предоставляемых современными средствами информационных технологий.
Формирование профессиональных ориентиров, в том числе и информационной компетенции, связано с наличием у студента не только умений и навыков, но и личностной установки. Установка рассматривается как готовность к конкретной активной деятельности, которая обуславливается потребностями личности и соответствующими условиями.
Установка на познавательные ценности информатики как науки – процесс ориентации в терминальных и инструментальных ценностях информатики. Установка, ее формирование, выступают процессуальным элементом становления личности специалиста, то есть процессуальным элементом познавательной деятельности молодого поколения в профессиональной ориентации, в том числе, формирования информационной компетентности.
Ориентирование в познавательных ценностях, их присвоение, то есть включение их в структуру личности, является результатом познавательной деятельности студента. Освоение будущим специалистом ценностей информатики как науки, таким образом, есть результат его профессионально-познавательной деятельности.
Умение выбрать нужное направление в профессиональной деятельности, осмысление знаний и умений как ценностей, включение их в структуру личности, чтобы в наибольшей степени удовлетворить познавательные потребности личности или социума, говорят о компетентности специалиста.
В современных педагогических исследованиях понятия «компетентность» и «компетенция» выступают в качестве общего определения социально-личностно-поведенческого феномена, отражающего результат образования.
Таким образом, расширение сети дистанционного образования обусловлено необходимостью выявлением профессиональных ориентиров студентов нового поколения, систематизации профессиональной подготовки студентов. Необходимо учитывать особенности профессиональных ориентаций самих студентов. Применение новых технологий открывает новые перспективы в сфере преподавания, повышает эффективность образовательного процесса. Следует особым образом сконцентрировать обучение в интернет-среде. Дистанционное образование может сыграть большую роль в профессиональных ориентирах студентов нового поколения.
Можно перечислить ряд тенденций в формировании психологических особенностей нового поколения студентов:
адаптация к необходимости очень быстро оценивать, фильтровать и структурировать огромные объѐмы информации приводит к быстрому переключению внимания и хорошей способности к многозадачности;
ощущение контроля над информацией из-за лѐгкой возможности еѐ поиска формирует чувство уверенности в себе;
предпочтение нетекстовой информации, аудиовизуальной коммуникации; краткосрочность целей и планов, в том числе из-за социальных сетей и рекламы, культивирующих принцип «здесь и сейчас»;
это первое глобальное поколение – путешествуя по миру посредством интернета;
отрицание иерархии, резкое снижение авторитета старших поколений вследствие смены ролей в межпоколенческой коммуникации;
высокая степень доверительности в общении с родителями;
эгоцентризм и инфантилизм;
актуализация ценности здоровья – всѐ более модной становится ориентация на ЗОЖ, экологию здоровья;
повышенная потребность в безопасности в условиях доступа к потоку информации об экономических кризисах, террористических актах, криминале, несчастных случаях, эпидемиях.
Результаты исследований позволяют выявить следующие особенности нового поколения:
1. У студентов нового поколения доминирует интерес в профессиональной компетентности, они уверены, то, что их показатель самоорганизации находится на достаточно большом уровне. Учащиеся стремятся достигать успехов в своем профессиональном деле.
2. Прослеживается сравнительно значительный уровень планирования по сопоставлению со способностью к самоорганизации. Данная способность наиболее характерна для первокурсников и студентов выпускных курсов. Студенты могут хорошо и много планировать, но, возможно, не всегда эти планы носят рациональный характер и зачастую остаются нереализованными. Эти студенты считаются перспективными в разных сферах деятельности, они мотивированы, однако настроены на получение быстрых результатов. При работе с ними следует разбивать процесс обучения на небольшие задачи с ясными и конкретными результатами.
3. Показатель «связанность», характеризующий потребность студентов в общении, и низкий уровень автономности свидетельствует о разрозненности контингента студентов, его атомарности, что обусловлено влиянием социальных сетей на психологический профиль молодежи. При работе с такими студентами рекомендуется чаще использовать групповые методы обучения, мозговые штурмы, дискуссии, совместные проекты.
В заключении стоит отметить, что негативные представления о «новом поколении студентов», возможно, возникают по причине того, что в какой-то степени сами преподаватели не адаптировались к их особенностям и пока не готовы принимать их такими, какие они есть, со всеми их сильными и слабыми сторонами. Профессиональная мотивация студентов представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности.