Особенности работы на начальном этапе обучения игре на баяне и аккордеоне.
Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, в частности постановочные моменты, технологические приемы и т.д. От вышеперечисленного напрямую зависит последующее развитие ученика. Начальное обучение на аккордеоне играет большую роль в формировании музыкальных навыков, гарантирующих развитие учащегося, обеспечение разносторонней его подготовки.Стоит заметить, что именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.
В данной работе раскрываются такие вопросы как: принципы начального обучения, развитие слуха на начальном этапе обучения, звукоизвлечение, формирование исполнительских навыков, подбор по слуху. Эти вопросы поэтапно раскрываются в работе.
Среди множества решаемых задач, педагогу, работающему с начинающими, важно в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Хорошо сказал об этом Д.Б. Кабалевский: «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательное условие того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль». Эти слова должны стать девизом для каждого педагога, работающего с детьми. Зажечь, побудить в нем любовь к музыке – вот что главное в работе с начинающими. Надо постараться околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца. Практика показывает, что буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно найти соответствующий подход, «подобрать ключи» для вхождения в страну музыки.
Музыкальность ребенка зависит от его врожденных индивидуальных задатков. Но они являются результатом развития, воспитания обучения. Музыкальные данные ребенка, развиваясь, способствуют обогащению музыкальных впечатлений, а, следовательно, и расширению интереса к музыке. Для начала обучения на инструменте, ребенок должен «созреть». Созревание происходит либо естественным путем, либо под руководством опытного специалиста, который, развивая музыкальные данные ребенка, пробуждает в нем интерес к мелодии, к характеру настроения музыки. Работая с начинающими, педагог приступает дерево.
Начальный этап самый сложный, потому-то ребёнок впервые сталкивается с проблемой систематического обучения. Главной задачей педагога на данном этапе является пробуждение любви к музыке, развитие творческой личности ученика. На начальном этапе необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. Дети 6 – 9 лет не очень внимательны и усидчивы, быстро утомляются, они могут активно работать на уроке не более 10 – 15 минут. Затем необходимо изменить вид деятельности и переключить внимание.
Первое занятие целесообразно начинать со знакомства с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогически задач, во-первых приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и в-третьих постепенно вводит ученика в учебный процесс.Первый урок необходимо строить по принципу ознакомления (узнать имя, любимое занятие, любимые уроки в общеобразовательной школе, условия домашних занятий, затем необходимо познакомить ученика с устройством инструмента, показать правильную посадку и постановку, проверить музыкальные способности, познакомить со звукоизвлечением правой и левой клавиатур, дать попробовать поиграть, дать анализ исполнительского аппарата и частей инструмента, но новые термины нужно использовать осторожно, не переутомляя ученика).
После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп. Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности.
Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность ученику на первом занятии, образно выражаясь, дать попробовать свои силы. Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.
Первые уроки можно основывать на пении знакомых песен и их анализе, добиваясь чистоты интонации и точности ритма, это будет способствовать музыкальному развитию ребёнка. Негативно сказывается на обучении детей на начальном этапе нехватка маленьких инструментов.
С начинающими можно использовать групповой вид обучения. Он активизирует обучение. Урок увеличивается для двоих до 90 минут, проявляется стремление к лидерству, соревнование, материал слушают сразу два ученика.
На начальном этапе необходим комплексный метод обучения, который включает в себя сольное исполнение, игру в ансамбле, подбор по слуху, чтение с листа, сочинение музыки, импровизацию, развитие музыкальных способностей, развитие техники и т.д.
Также на первоначальном этапе обучения игре на аккордеоне перед педагогом стоит трудная, ответственная задача – поставить руки ребенка; постараться сделать их гибкими, свободными, естественными. В этой работе каждый педагог старается проявить искусство, изобретательность, талант своего рода. Надо помнить, что в маленьких и беспомощных руках – секрет всей будущей биографии маленького человека. Вот почему наряду с воспитанием слуха у ребенка, также необходимо особое внимание уделять развитию начальных двигательных навыков.
Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и положение аккордеона. На начальном этапе большое внимание следует уделить правильной посадке и постановке рук. Это процесс постепенного и наиболее рационального приспособления организма к инструменту. При формировании правильной посадки важно подобрать стул по высоте голени, сидеть на пол стула, держать ровно и свободно спину, ноги на ширине плеч, держать инструмент на левой ноге, с упором грифа на правую ногу, подогнать правый и левый ремень, ремень для левой руки затянуть, чтобы рука свободно двигалась по клавиатуре. Подгоняя ремни, преподаватель должен в первую очередь принимать во внимание удобство и комфортное состояние, которое должен чувствовать ученик за инструментом. Ремни не должны быть туго затянуты, т.к. в этом случае аккордеон будет давить учащемуся грудную клетку. При длинных ремнях инструмент будет сильно уходить влево при разжиме меха и вправо при сжиме, а также может съезжать на колени, что нежелательно. Оптимальным вариантом является такая подгонка ремней, при которой инструмент имеет устойчивое положение при ведении меха, а ремни не врезаются и на сваливаются с плеч.
Усвоение основ постановки рук – это создание наиболее подходящих условий для исполнения (посадка, установка инструмента, постановка рук).
Овладение практическими навыками – одна из самых трудоемких задач в начальном обучении включает:
- освоение клавиатур (ощущение мензуры, т.е. расстояние между клавишами), овладение навыками исполнения различных фактур;
- выработку фактурной дисциплины;
- овладение навыками владения меха;
- изучение основных исполнительских приемов;
- развитие двигательных навыков;
- координацию движения рук.
Правильная постановка и посадка позволит овладеть всеми видами техники для воплощения художественных задач и свободно двигаться во время игры. Педагог должен следить за следующими недостатками: неправильная высота стула, слишком глубокая посадка на стуле, искривленность спины и позвоночника, приподнятые плечи, неподвижность локтя, зажатость кисти, оттопырен большой палец или мизинец, пригибание пальцев в первой фаланге, зажаты мышцы лица. Итак, учащийся 6-8 летнего возраста должен садиться приблизительно на 1/3 стула. Это связано с конституцией, которой обладает ребенок 6-8 лет. Если учащийся садится глубже, то теряет упор ногами в пол подставку. Бедро должно образовывать с голенью угол, равный примерно 90 градусов и при этом должно быть параллельно относительно полу. Для достижения этого критерия преподаватель обязан использовать либо подставку, либо специальный уменьшенный по высоте стул.
Далеко не маловажно и соблюдение определенной последовательности в начальном обучении. Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре, преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при этом только мышцы плеча, сохранив расслабленными предплечье и кисть. В таком естественном положении кисть подносится к клавиатуре. Предплечье и кисть должны образовывать единое целое, допустим лишь незначительный сгиб в лучезапястном суставе. Ладонь должна быть расположена параллельно по отношению к клавиатуре. Обычно учащиеся допускают ошибку, наклоняя ладонь в сторону 5-го или, реже, 1-го пальцев. Преподаватель должен сразу исправить учащегося, чтобы в дальнейшем избежать проблемы, связанные с туше. Пальцы при игре находятся в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Первый палец касается клавиши боковой частью около ногтя.
Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха.
Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты.
Первое из них заключается в обычном разведении меха. Целесообразно, если ученик будет выполнять это упражнение, пользоваться кнопкой воздушного клапана, т.к. это позволит целиком, не отвлекаясь на постановку рук, сосредоточить внимание на правильности движения меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость. Не стоит поначалу слишком нагружать ученика большим количеством повторений упражнения, т.к. с непривычки это вызывает боли мышц плеча. Закладывая на первых занятиях основы владения мехом, преподаватель должен предостеречь учащегося от возможных ошибок. Наиболее типичными является:
-учащийся, поднимая нижнюю часть корпуса левой клавиатуры, производит сжим меха по неправильной траектории.
-при ведении меха на сжим учащийся наклоняет корпус вправо, нарушая при этом правильность посадки за инструментом.
- при смене меха на сжим, учащийся прижимает локоть правой руки к своему корпусу.
Чтобы предотвратить эти ошибки, преподаватель должен наглядно показать учащемуся правильное ведение меха.
Материалом для освоения навыков игры служат гаммы, упражнения и этюды. Подробнее остановлюсь на гаммах и упражнениях, т.к. работа над ними ведется постоянно на всем протяжении обучения. Гаммаобразные последовательности часто встречаются и наиболее удобные для освоения любого приема игры на инструменте. Успешная работа над гаммами и упражнениями помогает преодолеть многие технические трудности, встречающиеся в пьесах.
При работе над гаммами нужно иметь ввиду ряд положений:
1.Игра должна быть метричная, т.к. метр – основа музыки и ее формообразования. Наиболее удобный метр в начальной работе – четырехдольный.
2.Игра гамм должна быть строго ритмична, как ровными длительностями, так и группировками.
3.Изучение гамм должно включать работу над динамикой. С первых же шагов обучения важно научиться играть статическими нюансами f и p.
4.Гаммы должны проигрываться в определенном темпе: медленном, среднем и быстром.
Если ученик умеет играть медленно, то формирование любого навыка происходит последовательно, более осознанно и быстрее во времени. Медленная игра дает возможность проконтролировать детали движения пальцев и кисти рук. Медленный темп помогает воспитанию ритма.
В работе над устойчивостью темпа и устойчивостью ритма желательно применять ритмическое ускорение: не изменяя темпа сменить ритмическую единицу.
Первые упражнения для правой руки
Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. Рука для удобства и снятия лишнего напряжения находится приблизительно по центру грифа. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы рук (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Для того, чтобы устранить эту зависимость и дать почувствовать, что каждый палец может работать самостоятельно, не передавая напряжение другим, можно дать следующее упражнение:
-кисть расположена таким образом, что все пальцы касаются клавиш. Затем один из них поднимается и несколько раз подряд нажимает или толкает клавишу. Нужно стараться, чтобы все пальцы равнозначно выполняли описанное упражнение.
Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца уторить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность.
При способе звукоизвлечения ударом или толчком мы подразумеваем «весовую игру». Маленькие дети могут достичь «весовой игры» лишь в том случае, если у аккордеона легкая клавиатура. Но, к сожалению, у инструментов, рассчитанных на начинающих, клавиатура очень тяжелая. Это вносит в обучение дополнительные сложности, затрудняя, а вернее, делая невозможным воспроизведение таких штрихов, как пальцевое стаккато и нон легато в подвижных темпах.
Работая над пальцевым ударом с учащимися, преподаватель должен следить, чтобы движения не были резкими и размашистыми. Мягкость, плавность, пластичность, гибкость – те компоненты, которые нужно развивать в раннем возрасте, т.к. в дальнейшем с физиологическим изменением ребенка (окостенение, жесткость связок) делать это будет труднее.
Движение пальцев при касании клавиши должно быть не перпендикулярным, а направленным немного под ладонь. При этом движение пальцев становится обобщенным, первые фаланги не прогибаются. Исполняя этот технический прием нельзя допускать, чтобы пальцы скользили по клавишам. Это приводит к их срыву, а следовательно звукоряд становится неровным. Работая над таким технологическим исполнением, учащийся большей частью развивает пластику пальцев, оставляя в спокойном состоянии кисть. Нужно заметить, что удар может быть как пальцевой, так и кистевой. Оба вида должны осваиваться по возможности одновременно, чтобы учащийся понимал различие и не подключал в упражнениях на пальцевой удар кисть. Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не меняется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным.
Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно, чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей и мелких нот.
Упражнения для развития технических навыков правой руки.
Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.
Первые упражнения для левой руки на готовой системе.
Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой системе. Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты «до» третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку. Наиболее типичной ошибкой является переползание пальцем на соседнюю кнопку. Необходимо объяснить, что каждую последующую кнопку нужно нажимать сверху, перенося при этом палец. Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Способ звукоизвлечения – толчок, нажим. Очень важно, чтобы после каждого взаимодействия с кнопкой ученик расслаблял палец. Во время игры одного пальца другие должны быть округлены и расслаблены. Чтобы 4 и 5 пальцы не уходили в сторону с клавиатуры, нужно располагать 4 палец как можно ближе к вспомогательному ряду. В последствии следует дать упражнение, в котором будут задействованы все четыре пальца.
Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.
Упражнения для развития технических навыков левой руки и штрихами.
Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связано) и non legato ( не связано). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технический прием входит толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удержание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание.
Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты.
На начальном этапе педагог вообще какое – то время работает непосредственно над развитием у учащегося слуха, памяти, старается пробудить музыкальность. Музыкальный слух нуждается в постоянном развитии. Развитие слуха обусловлено всем ходом занятий, т.к. на начальном этапе педагог уже учит слышать. Всё последующее обучение строится на вслушивании. Вообще, умение слушать – движущая сила работы учащегося, основа исполнения, способствующая в то же время дальнейшему углублению слухового развития, которая находится в прямой зависимости от данных ученика, и продолжительности работы педагога. В самом начале занятий педагог заботится в основном о развитии мелодического слуха. Но довольно скоро внимание учащегося будет направляться также на тембровую, динамическую сторону звучания, на его выразительность. На легких песенках возникает потребность в слышании не только того ЧТО звучит (в звуковысотном отношении), но и КАК звучит. В связи с этим можно сказать, что работа о красочности, выразительности звучания неотделима от обогащения и развития музыкального слуха ученика. Далее педагогу и ученику придется постоянно встречаться с понятиями «внутренний слух», «слуховое представление». Что это такое? Это одно из проявлений музыкальных способностей учащегося. Но и в то же время и умение, навык, являющийся результатом направленного развития задатков учащегося. Первые уроки основываются главным образом на пении легких песен. Приобретая опыт в этом отношении с помощью педагога, ученик постепенно начинает осваивать клавиатуру.
Ученику необходимо помочь освоиться с нотной грамотой, не боясь, что это займет много времени. Важно, чтобы нотная грамота не заучивалась механически, а была усвоена как неотъемлемая часть той музыки, которой занимается ученик. Нужно стремиться к тому, чтобы уже на первоначальном этапе развития зрительные впечатления от текста вместе с поиском нужной клавиши и направлением на нее движением руки составляло бы для ученика одно целое. Е.М. Тимакин, рассматривая первоначальный период обучения, говорит о том, что следует остановиться на главном условии, которое как бы перебрасывает мост между музыкальным развитием ученика и практикой работы за инструментом; оно помогает донести яркое ощущение музыкального образа до конечного этапа исполнения, не растрачивая в длинной дороге силы, настроения, интереса, без которого крайне затруднительно приобретение любых навыков. Это условие заключается в том, чтобы научить разбирать музыку и научить разучиванию по слуху. Что такое разбор? Это первое знакомство. Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. В качестве материала следует выбрать пьески разнообразные, доступные по трудности, ясные по строению. Главная цель в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. По мнению Е. Тимакина, только в условиях связного и цельного исполнения формируется художественно – выразительная задача, которая определяет пути дальнейшей работы. Поэтому достижение связного процесса (без ошибок и остановок) должно быть целью первого этапа в разучивании пьесы, а не заключительного. Нужно с первых шагов добиваться, чтобы ученик, воспринимая нотный текст играл сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты, или слова. Для иллюстрации можно привести 2 примера разбора песенки «Василек».
Процесс будет выглядеть так: опознание ноты, поиск клавиши и, наконец, извлечение звука. И так с каждой нотой, вне мелодической связи, вне ритмической пульсации. При таком разборе ученик обычно теряет терпение и интерес раньше, чем добьется связного исполнения. Кроме того, он обретет такие «навыки» звукоизвлечения, на исправление которых потребуется больше времени, чем на разбор. Совершенно по – иному будет проходить разучивание с помощью педагога. Для ускорения процесса разбора Е. Тимакин рекомендует применить способ чтения текста группами нот, назвать ноты: ученик это делает быстро – фа, фа, ми… «Сыграть их!» - выполняется также без затруднений. «Назвать следующие три!». «Сыграть их!». «Теперь сыграть целиком!». «Сыграй и спой». «Теперь сыграть без пения, послушай, как звучит. Тебе нравится?». «Не забывай, что это цветок – красивый, нежный, да еще и любимый». «А он какой – то бледный худосочный!». «Это же песня, пусть твои пальцы споют глубоко и красиво». Показать педагогу. «Послушай, посмотри, как звучит «кончик пальца». Вся красота музыка в нем».
Сравнивая эти два примера можно убедиться, что в случае самостоятельной работы недоставало осмысления, внимание и слуховое восприятие были раздробленными, связная музыкальная фраза – далекая и неясная цель. Во втором случае (с помощью педагога) в разборе появилось больше смысла, внимание стало длительным, повысился слуховой контроль, и ученик быстро добился исполнения связной фразы. Повышается интерес к процессу разучивания. Е.Тимакин считает, что чем больше принцип разбора по нотам будет приближен к подбору на слух, или показу с рук, тем лучше, т.к. тогда в процессе разбора будет меньше промежуточных звеньев, а конечный результат – звучащая музыка – будет достигнут легко и возбудит интерес и желание играть и разбирать новые пьесы.
С первых же дней обучения нужно помнить о культуре звука. Не следует приучаться играть на полной звуковой громкости, это вредит музыкальному слуху, следует обратить внимание на то, что фортепианная, скрипичная музыка, которая исполняется на аккордеоне, более естественно звучит на инструменте унисонной звучности. Качество звука зависит от прикосновения пальца к клавише (туше).
Целесообразно выделить 3 основных способа туше: нажим, толчок, удар.
Нажим применяется для получения связного звучания. Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам. Кисть мягкая, но не разболтанная. Не делать замаха. Палец нажимает нужную клавишу до упора. Пальцы во время нажима как бы ласкают клавиши. Вес руки переносится с пальца на палец. Получается слитное звучание. Этот способ требует чуткого слухового контроля. Необходимо иметь в виду, что кроме полного, употребляется и неполный нажим - для получения, завуалированного, тусклого звучания (клавиша погружается в клавиатуру не до упора, а частично).
Толчок - прием извлечения отдельных звуков и аккордовых последовательностей, исполняемых staccato, marcato. Палец быстро погружает клавишу до упора и быстрым кистевым движением отталкивается. Игра по слуху все более прочно и глубоко входит в практику обучения игре на баяне и аккордеоне. И это легко объяснимо: умеющий играть по слуху очень восприимчив и быстро овладевает репертуаром, увереннее чувствует себя за инструментом. Воспитываются навыки игры по слуху в процессе подбора музыкального материала по слуху.
Опираясь на данные музыкальной педагогики и психологии, а также на опыт работы классов баяна и аккордеона музыкальных школ, можно сделать следующий вывод: на первых шагах обучения игре на инструменте аккомпанемент к мелодиям подбирается чисто интуитивно, а потому приобщать юного музыканта к его подбору следует уже в I классе, сразу после того, как он овладеет элементарными навыками игры двумя руками. В дальнейшем подбор аккомпанемента желательно осуществлять с опорой на знания и слуховые навыки, приобретенные учащимся на уроках музыкальной грамоты и сольфеджио, что будет способствовать осознанности самого процесса подбора с одной стороны, укреплению теории с практическим музицированием с другой.
Можно определить примерную последовательность усложнения заданий на подбор аккомпанемента к мелодиям, применительно к учащимся (баянистам и аккордеонистам) музыкальной школы:
от мажорного лада к минорному, затем к параллельно-переменному;
вначале используются мелодии, строящиеся на аккордовых звуках, затем в них вводятся неаккордовые;
от тональностей без ключевых знаков альтерации к тональностям с одним, двумя и т.д. знаками;
от использования в аккомпанементе лишь аккордов главных ступеней лада - I, IV и V к побочным - II, III, VI, VII, некоторым септаккордам и двойной доминанте; вначале ограничиваемся основными видами аккордов, затем вводим их обращения;
- от простейших соотношений длительностей в аккомпанементе выражающихся в равномерном чередовании басов и аккордов, к усложнению ритмики, способствующей наиболее яркому выявлению характера конкретной мелодии.
Лучшим материалом для подбора аккомпанемента в силу своего разнообразия по жанру и характеру являются мелодии народных песен. Ценность их в обучении определяется и тем, что они представляют учащимся возможность вариантности при подборе аккомпанемента (в авторских песнях, как известно необходимо придерживаться гармонии оригинала). Именно поэтому подбор аккомпанемента к мелодиям на основе народных песен способствует развитию слуха.
Особенно удобны для учебной работы мелодии тех народных песен, которые изложены в сборниках сольфеджио, поскольку они:
тщательно систематизированы на ладотональной, метроритмической фактурной основе;
включают в себя, как правило, начальный куплет поэтического текста, что способствует образности мышления юных музыкантов и, следовательно, выявлению характера песни;
не содержат указаний на смену движения меха и обозначений аппликатуры, что создает дополнительные условия для проявления учащимися инициативы и самостоятельности.
К сказанному можно добавить, что использование в классе аккордеона для подбора аккомпанемента мелодий из сборников сольфеджио, по которым непосредственно занимаются учащиеся, способствует пробуждению в них интереса к обоим курсам, а в итоге - успешности их прохождения.
Прежде чем предложить учащемуся мелодии для подбора аккомпанемента (пусть простейшие!), с ним полезно провести определенную подготовительную работу. Ее цель - на основе слушания простейших звуковых сочетаний приобщить юного музыканта к умению разбираться в том, что звучит благозвучно ("хорошо») а что не благозвучно («плохо»). В качестве первого упражнения на определение благозвучности звучания можно рекомендовать поочередное исполнение звуков мажорной диатоники правой клавиатуры на фоне звучащего конкретного "готового" аккорда - вначале мажорного (Б), затем минорного (М) - левой. Важную роль в подготовительной работе к освоению аккордовых (затем и неаккордовых) звуков лада играют соответствующие упражнения. В работе над упражнениями рекомендуется придерживаться следующего порядка:
играть мелодию на инструменте и активно вслушиваться в особенности ее звучания;
продолжая играть мелодию, пытаться подобрать к ней аккомпанемент - басы и аккорды, добиваясь общего благозвучия;
добившись положительного результата, записать под звуками мелодии (в басовом ключе) подобранный аккомпанемент, помня при этом о том, что басы записываются на сильной доле такта, аккорды - на слабой;
проверить правильность выбора гармонии аккомпанемента, то есть совпадение по вертикали звукового состава аккорда и приходящихся на него звуков мелодии.
Желательно по возможности раньше приобщать учащихся записывать басы аккордов в соответствии с их правописанием: басы в диапазоне от фа большой до фа малой октавы, аккорды - от соль малой до фа диез первой. Одной из основных форм подготовительной работы является теоретический слуховой анализ художественного материала - народных песен, в аккомпанементе которых используются аккорды осваиваемых или уже освоенных ступеней, на первоначальном этапе анализ проводится педагогом вместе с учащимся (оба рассуждают вслух) непосредственно в классе. В процессе анализа выявляется не только характерность использования в аккомпанементе конкретных аккордов, но и средства выразительности ритмического оформления сопровождения.
С течением времени юный музыкант приобщается к самостоятельному анализу, который желательно проводить не только в классе, но и дома (в виде домашних заданий).
На левой клавиатуре баяна и аккордеона аккорды главных ступеней лада в любых тональностях располагаются рядом: Т - в центре, S - снизу, D - сверху. Встречающиеся в мелодии аккордовые звуки непосредственно относятся к какой-либо определенной гармонической функции - Т, S, D, причем независимо от их принадлежности к той или иной октаве.
С первых шагов обучения педагог должен ставить в качестве специальной задачи - образование и выявление музыкально-слуховых представлений, помогать своему ученику реально осознать их роль и значение в исполнительской практике. Овладение музыкальным материалом со слуха, налаживание и закрепление связи нотного знака с соответствующим слуховым представлением (связи «вижу - слышу»), все это, будучи умело, настойчиво использовано, с самого начала ставит начинающего аккордеониста на верную дорогу, ведет его кратчайшим путем к формированию и развитию способности внутренне слушать музыку. Обучение игре на аккордеоне основание стать одним из наиболее общедоступных и, главное, действенных средств воспитания и развития слуха у начинающего музыканта.
Задача развития слуха у ученика может быть успешно решена при целенаправленном обращении к формам и методам, которые со всей необходимостью потребовали бы от играющего высокой слуховой активности.
Формируя навыки ученика, преподаватель должен добиваться того, чтобы ученик постоянно контролировал звуковой результат своих действий.
«Чем тоньше слух, тем ухо требовательнее к звуку, тем соответственно, выше исполнитель как музыкант» (Ф. Лист).